Статья на тему «Реализация технологии разноуровневой дифференциации на уроках с помощью УМК «Начальная школа 21 века»
«Реализация технологии разноуровневой дифференциации на уроках с помощью УМК «Начальная школа 21 века»
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению.
Поэтому в 1 классе в начале учебного года провожу педагогическую диагностику, разработанную авторами Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И., Кочуровой Е.Э., которая помогает определить сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют ᴏсʜову усвоения этих предметов. Полученные данные использую для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.
Для того, чтобы выяснить, насколько успешным было обучение, провожу педагогическую диагностику успешности и ежегодно в начале, середине и конце учебного года. Это даёт возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности.
Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые нужно применить для ликвидации пробелов в его развитии. Анализ результатов ϶ᴛᴏй диагностики показывает, кому из детей нужно дать дополнительные задания из коррекционно-развивающих тетрадей, чтобы устранить пробелы, выявленные в ходе первого диагностического обследования.
На основе диагностических данных выделяю группы детей по уровню готовности к школе:
1группа – с высоким уровнем готовности
2 группа – с средним уровнем готовности
3 группа – с низким уровнем готовности
С учётом этих результатов на уроке провожу дифференцированное обучение.
Первая группа —это дети с очень высоким уровнем готовности к обучению. Если не обратить на них должного внимания, не предложить им заданий, способствующих углублению знаний, дальнейшему повышению уровня их интеллектуального развития, успешному формированию элементов учебной деятельности, то уже через несколько месяцев у этих детей резко снизится познавательная активность, ослабнет интерес к школьным занятиям.
Поэтому считаю, что наиболее эффективный путь —углубление материала в рамках тех учебных операций и действий, которые осваивают на уроке все дети. Большое количество такого материала для детей с высоким уровнем готовности к школе включено в основной учебный комплект. Эти задания, как правило, отмечены особым значком «Сообрази!» Каждый урок в учебнике и тетрадях содержит избыточное количество учебного материала. Его я даю именно этой категории учащихся. Этим детям предлагаю для самостоятельного выполнения также задания из коррекционно- развивающих тетрадей «Я учусь считать» и «Я учусь писать и читать» задолго до того, как этот материал будет предложен остальным детям. Тем самым снимается и существенный психологический барьер — работа в этих тетрадях воспринимается как награда, а не как наказание для «слабых» детей.
Третья группа —дети с низким уровнем готовности к обучению. При обучении детей с низким уровнем готовности следует учитывать: зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно моторные координации; особенности самоорганизации (неумение организовать свою деятельность, запомнить последовательность составляющих одно действие операций и т. п.).
В связи с этим в процессе работы с детьми увеличиваю долю групповой работы, при этом группы и задания для них подбираются в зависимости от типа испытываемых трудностей. Такая организация работы класса даёт и учителю дополнительное время для индивидуальной работы с детьми. Можно выделить несколько принципов организации таких групп. Первый — по профилю трудностей: в результате диагностики в 1 классе мне стали известны конкретные трудности детей класса, на основании этого выделяю группы детей с трудностями ориентировки в пространстве или с нарушениями моторики или группу с нарушением фонематической дифференциации звуков. Знание состава этих групп позволяет выбирать определенные задания из рабочих тетрадей. Например, предложив двум группам выполнить в тетради задания на развитие моторики и пространственной ориентации, я поработаю с третьей группой устно.
Второй принцип организации групп связан со степенью успешности овладения программным материалом, отрабатываемым на определенном этапе обучения. При работе с детьми с низким уровнем готовности соблюдаю поэтапность формирования действий, отработку и закрепление каждого этапа. Причём для них отбираю наиболее простые задания в рабочих тетрадях. Часть заданий нахожу и в коррекционно- развивающих тетрадях. Для таких детей увеличиваю количество упражнений для успешной автоматизации навыка. В математике —это введение дополнительных заданий на отработку операций сложения и вычитания, на усвоение понятий «увеличить (уменьшить) на несколько единиц». При обучении грамоте это задания, направленные на отработку каждой операции, осуществляемой в процессе звукового анализа: и интонационное выделение звука в слове, и качественная характеристика звука, и определение позиции каждого звука, и обозначение его фишкой или буквой.
Виды педагогической поддержки, используемые на уроке:
• образец выполнения задания: показ способа решения, рассуждения и оформления;
• справочные материалы в виде, схемы, таблицы, и т.п.;
• памятки, планы, алгоритмы, способы работы;
• наглядные опоры, иллюстрации, модели;
• дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);
• план выполнения задания;
• начало или частично его выполнение.
Стараюсь на каждом уроке выделить несколько минут специально для дифференцированной работы. Ученикам высокого и среднего уровня готовности к школе даю самостоятельно работать в коррекционной тетради на первых ее страницах. А тех детей, у которых диагносцировала низкий уровень готовности к обучению, вызываю к доске и, например, провожу с ними короткую речевую разминку, на которой учу определять частотный звук в стихотворении, повторять слова с заданным звуком, называть свои слова с этим звуком, —все эти задания служат последующему успешному проведению звукового анализа.[3]
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; уроки закрепления.
Например, на уроке литературного чтения во 2 классе учащиеся работают с текстом изученного произведения С. Романовского «Русь» с целью развития читательской зоркости и навыка чтения. Предлагаю детям задания разного уровня сложности:
1 группе- прочитать абзацы 1 и 6 (небольшие по объёму, содержат простые синтаксические конструкции и т.д.);
2 группе – найти и прочитать описание каждого персонажа (дети находят нужные абзацы и самостоятельно читают);
3 группе – найти и прочитать описание поступков героев произведения, выделить нужные абзацы.
В тетрадях по литературному чтению разноуровневые задания дают учителю простор для осуществления дифференцированного обучения. Например, на уроке идёт работа с русской народной сказкой «Белые пёрышки» После первого знакомства с произведением и выполнения заданий к тексту учитель может работать с группами учащихся: первая группа (хорошо читающие дети) переходит в самостоятельной работе в тетради; вторая группа (дети владеющие плавным слоговым чтением) выполняет отдельные задания по указанию учителя.
На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:
преобразование простой арифметической задачи в составную;
задания с недостающими или лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений,
дополнение текста предложениями с определенными заданиями;
составление предложений по данной схеме;
редактирование текста.
Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаю репродуктивные задания, а ученикам со средним, достаточным и высоким уровнем обучаемости – творческие задания.
Например, математика 4 класс.
Задача
От двух пристаней, расстояние между которыми 247 км, отправились одновременно навстречу друг другу два катера. Один шел со скоростью 19 км/ч, другой – 26 км/ч. Какое расстояние между катерами будет через 3ч после начала движения?
Учащимся с низким уровнем
Реши задачу по плану:
1.Найди расстояние, пройденное первым катером за 3 часа.
2. Обозначь его на чертеже синим цветом.
3.Найди расстояние, пройденное вторым катером за 3 часа. Обозначь его на чертеже зеленым цветом.
4.Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.
5.Прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.
Средний уровень
1.Реши задачу более рациональным способом (в 3 действия).
2.Запиши пояснения к каждому действию.
Учащимся с высоким и достаточным уровнем
1.Реши задачу по действиям;
2. Составь обратную задачу.
Русский язык, 4 класс
1.Карточка.
Учащимся с низкими уровнем
Спиши, вставляя окончания имен прилагательных.
В сыр… впадинах синели незабудки. Они были такие ярк… и такие син…, будто в них отразилось весен… небо. Озёра незабудок окружили золот… лютики. А на пригорке горели маки. Они были похожи на красн… фонарики, зажженные в зелён… траве. (Н. Сладков)
Средний уровень
Спиши, вставляя окончания имен прилагательных. Выпиши имена прилагательные в две группы.
Учащимся с высоким и достаточным уровнем
Спиши, вставляя окончания имен прилагательных. Попробуй придумать историю о происхождении названия цветка незабудки.
Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках русского языка и математики, может быть самостоятельный выбор заданий, т.е. ученики сами выбирают уровень заданий, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы я столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои возможности, другие наоборот – недооценивают. Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.
Осуществляя групповую дифференциацию, пользуюсь специальными рабочими тетрадями, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике». Эти тетради помогают устранить причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.
УМК "Начальной школы ХХI века" позволяет реализовать в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет мне учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.). Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника.
В своей работе я руководствуюсь следующими требованиями: создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.
Специфические особенности ребенка нужно учесть при построении взаимодействия. На уроке стараюсь создать обстановку принятия, поощрения, не сравнивать его с другими детьми, показывать значимость его мнения и участия в общей деятельности, опираться на его успех. Как пишет И.В. Дубровина, нужно, чтобы учитель рассматривал каждого ученика с позиции "оптимистического взгляда на возможности его развития". Дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребёнка. В результате использования дифференцируемого подхода в обучении:
- повышается уровень мотивации учения;
- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в
образовании;
- сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают
возможность испытать учебный успех, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.
Список литературы.
1. Богачёва Е. А. Управление дифференцированным обучением в школе.
Проблемы и перспективы. - Кострома: КОИРО, 2010 2. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 1 класс. – М.: Росмэн, 3.Журова Л.Е. Беседы с учителем. 1 класс.-М.: Вентана-Графф, 2000 4.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие- М.: Вентана-Графф, 2013.
5