Реализация задач патриотического воспитания в классе юнармии
Реализация задач патриотического воспитания в классе юнармии.
Хочу поделиться опытом своей работы по реализации задач патриотического воспитания в классе юнармии.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Новые реалии, открывшиеся после начала проведения СВО в 2022 году, заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
В законе «Об образовании в РФ» определены требования к воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Среди важных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан», Стратегия развития воспитания до 2025 года и федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Главная проблема, которая стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами – расширение неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства подрастающего поколения.
Основополагающая цель в работе классного руководителя по патриотическому воспитанию - развитие у школьников высокой социальной активности, формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу. Достижение указанной цели осуществляется через решение задач:
формирование патриотических чувств и осознание обучающимися исторических ценностей страны;
воспитание молодежи в духе боевых и трудовых традиций старшего поколения;
содействие укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
воспитание правильного отношения к гражданам, выполняющим свой воинский и гражданский долг;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
Исходя из задач, классный руководитель выстраивает свою работу так, чтобы воспитывающая среда могла удовлетворить потребности ребенка, приобщить его к ценностям, помогла войти в современный мир и строить свою жизнь после окончания школы.
На этапе основного общего образования наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является вовлечение школьников в различные виды патриотической деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию последовательна и состоит из нескольких этапов. На подготовительном этапе создаются оптимальные условий для самореализации каждого ребенка, проходят встречи с участниками боевых действий и их родственниками, представителями общественных организаций, посещение музеев, осуществляется сбор и обработка информации. На функциональном этапе классный руководитель ведет отбор наиболее эффективных форм и методов воспитания, разрабатывает план воспитательной работы. Педагогу важно уметь встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в нем полноправного партнера, обеспечить практическое применение полученных знаний, проходит тесное сотрудничество с социальными партнерами, активное участие детей в мероприятиях патриотической направленности на различных уровнях и проведение промежуточного мониторинга эффективности программы. На обобщающем этапе проводится анализ и обобщение результатов работы, коррекция затруднений в реализации программы, планирование работы на следующий период.
Став классным руководителем 6 «В» класса будущих юнармейцев, провела анкетирование по определению уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. Оно помогло определить характер работы, так как это связано с развитием личности учеников и их взрослением. Проводила промежуточный мониторинг в конце 7-го и 8-го класса. На основании диаграммы можно сделать вывод: проводимая работа по патриотическому воспитанию дает положительную динамику. Ребята активнее стали принимать участие в различных мероприятиях, чувствуют свою общественную значимость, улучшились показатель в учебе.
В своей деятельности использую традиционные (классные часы с использованием презентаций, праздники, беседы, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему) и инновационные формы работы (поисковая работа, участие в социальных проектах, экскурсии с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми).
Перечислю некоторые мероприятия, где мы принимали участие:
Акция-память, посвященная катастрофе на Чернобыльской АЭС,
концерт в честь 35-летия со дня вывода войск из Афганистана,
празднование Дня народного единства,
выступление с показательным номером «Разводка»,
передача наград Фомина К.И. в музей истории СВО,
оказание волонтерской помощи «Стерильность фронту»,
шефство над стелой «Партизаны» в г.Железногорске в рамках всероссийского проекта "Хранители истории" от движения Первых и др.;
Ведущая роль в процессе патриотического воспитания школьников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру. Моим ученикам повезло особенно у них два руководителя: я - классный руководитель и учитель ОБЖ Киселев А.Н., который ведет строевую и военную подготовку. Ребята назвали группу класса в соцсетях «Наша многодетная семья» и это не случайно. Наш педагогический дуэт и ежедневный кропотливый труд помогают сохранить традиции, которые были начаты предыдущими юнармейцами. Это не просто отдельные мероприятия, это жизнь вместе с детьми и в школе, и дома, и в социуме, поддержка их в трудную минуту. И когда ребята говорят: очень хочется в школу – это результат. А подтверждением моих слов являются достижения наших учеников.
Конечный результат работы педагога по патриотическому воспитанию - активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России - социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Не будем забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»