12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексиюк Яна Ивановна43
0

Реализация здоровьесберегающей функции в эстетическом воспитании младших школьников.

Реализация здоровьесберегающей функции в эстетическом воспитании младших школьников.

Проблема здоровьесбережения младших школьников стала одной из актуальнейших проблем современного образования.

Учёные Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 40% приходится на хронические заболевания, а 50% - на функциональные изменения, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. И по мере устранения этих факторов исчезают. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает функциональной патологией.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на укрепление, сбережение и сохранение здоровья младших школьников. В дальнейшем сбережение, сохранение и укрепление здоровья обучающихся будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

В образовательной сфере для решения такой проблемы на первый план выходит здоровьесберегающая функция - специальная функция образования, которая предусматривает интегрированную и планомерную работу по здоровьесбережению в школе, выработку у школьников культуры здорового образа жизни, а также актуализацию личностной позиции младших школьников в пользу бережного отношения к себе и окружающим. Данная функция способствует более интенсивному развитию познавательной, практической и эстетической деятельности человека, связанной с физическими, психическими и духовно-нравственными качествами личности. Основными компонентами здоровьесберегающей функции выступют:

аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.

гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к изучению методической литературы по вопросу здоровьесбережения;

эмоциональный, включающий в себя проявление психологических механизмов, эмоций и чувств. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется мотивация вести здоровый образ жизни.

Содержание данной функции выражается в формировании у субъектов образовательного процесса опыта здоровьесберегающей деятельности, который достигается путём использования здоровьесберегающих технологий. К ним относят:

условия обучения ребенка в школе;

рациональная организация учебного процесса;

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

педагогические приёмы и методы, нацеленные на создание здоровьесберегающей среды.

В контексте нашего опытно-экспериментального исследования уроки эстетического цикла становятся образовательной площадкой - обучающей, воспитывающей, развивающей - которая способствует наиболее эффективной реализации здоровьесберегающей функции образования, полному раскрытию задатков ребенка, сохранению и сбережению его здоровья.

На наш взгляд, эстетическое воспитание младших школьников на базе реализации здоровьесберегающей функции связано с личностным принятием ребенком ценностей здорового образа жизни, выражением эстетических знаний, понятий и принципов, реализуемых в эстетической деятельности, в бытийных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. На этом пути оказывается востребованным искусство, которое актуализирует механизмы эмоционально-личностного переживания эстетических ценностей в процессе художественно-образного восприятия, которые воздействуют на психические процессы личности.

На основе теоретического анализа проблемы нами был разработан следующий комплекс педагогических условий реализации здоровьесберегающей функции в эстетическом развитии младших школьников:

использование методов форм и средств эстетического воспитания младших школьников, обеспечивающих восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья;

соотнесение содержания эстетического воспитания младших школьников с сущностью реализации здоровьесберегающих технологий, направленных на актуализацию здоровьесозидающего потенциала личности;

использование художественно-творческой деятельности, обеспечивающей гармонизацию личности с окружающим миром.

Эти условия были внедрены в процесс обучения на втором этапе экспериментальной работы (на примере урока музыки). Первый же этап нашего экспериментального исследования заключался:

-в выявлении показателей уровня сформированности культуры здоровьесбережения с целью подбора последовательной музыкальнотерапевтической программы;

- в коррегирующем действии цикла предметов эстетической направленности: ритмики, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения;

-в установке личностной позиции субъектов педагогического процесса, которая предполагает здоровьесберегающую деятельность, ведение активного здорового образа жизни всех участников педагогического процесса.

Так, на первом этапе мы провели анкетирование участников экспериментальной группы.

Цель - выявление уровня сформированности культуры здоровьесбережения у учащихся.

Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сформированности культуры здоровьесбережения. (Табл. 1.).


Вопрос

«Да»

«Нет»

«Сомневаюсь»

1. Заботитесь ли вы о своём здоровье?

116


5


5

2. Нужно ли активно участвовать в физминутках на уроке??

56


7


13

3. Вы знаете, что такое ПРАВИЛЬНОЕ питание?


10


8


8

4. Как вы думаете, в школе можно следить за своим здоровьем?


-


11


15

5. Знаете ли вы, что такое здоровый образ жизни?


9


4


13

6. Родители помогают вам беречь своё здоровье?


18


1


7

7. Вам удобно, когда вы чисто одеты?


25


1


-

8. Нужно ли беречь своё здоровье?

18

3

5


В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития культуры здоровьесбережения детей:

высокий уровень - интерес к своему здоровью, осознание бережного отношения к нему, стремление к самосовершенствованию;

средний уровень - выражается в наличии интереса к своему здоровью, с слабой мотивацией к совершенствованию;

низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к своему здоровью.

Распределение учащихся по уровню сформированности культуры представлено ниже: (Табл. 2)

Условные группы

Уровни

Количество учащихся



Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

11

43

2 группа

Средний

9

34

3 группа

Низкий

6

23


Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность их качеств. Анализ анкеты показал, что у школьников уровень сформированности культуры здоровьесбережения находится на среднем уровне. По результатам исследования было выявлено, что в 4 «б» классе 26 обследованных школьников 11 детей (43%) имеют высокий уровень культуры здоровьесбережения. 9 школьников (34%) продемонстрировали средний уровень развития, остальные же 6 детей (23%) имеют низкий уровень.

Целью следующего диагностического исследования стало выявление способности к сравнительной рефлексии и видению прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

В качестве стимулирующего материала были отобраны 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

1 серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

2 серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

Детям предлагалось задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались:

высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Результаты диагностики занесены в таблицу данных и показаны в таблице. (Табл. 3)

Условные группы

Уровни

Количество учащихся



Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

12

46

2 группа

Средний

9

34

3 группа

Низкий

5

20


По итогам диагностики было выявлено, что в экспериментальном классе (4 «Б») 12 школьников (это 46%) имеют высокий уровень, 9 детей (это так же 34%) имеют средний уровень и 5 детей (это 20%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. А результаты анкетирования показали, что интерес к сбережению своего здоровья у младших школьников есть. Им нравиться активно проводить время на занятиях художественного цикла, посещать различные дополнительные секции, а также они хотели бы больше узнать о возможностях сбережения своего здоровья. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов здоровьесберегающих технологий в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературное чтение, ритмику. Что и было проделано на 2 этапе нашего исследования.

Следующей ступенью нашего исследования стало использование методов форм и средств эстетического воспитания младших школьников, обеспечивающих восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Для реализации этого педагогического условия нами был разработан комплекс упражнений:

Сольное и хоровое пение песен с изменением средств музыкальной выразительности. (С. Шушарджан)

Музыкально-ритмические упражнения.

Элементы музыкально-терапевтического массажа.

Дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельникова).

Музыкальные упражнения на развитие слуха и дикции детей.

После проведённых занятий было отмечено следующее: у младших школьников заметно возрос интерес к музыкальным занятиям, усилилось внимание учащихся к содержательной стороне музыкального искусства, возрос уровень эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения. (Таб.3) У младших школьников поменялось отношение к своему здоровью, возросли умения и желания применять полученные знания и навыки в жизни. Это позволяет нам быть уверенными в успехе и пользе нашего эксперимента среди младших школьников.


Таблица №3

Условные группы

Уровни

Количество учащихся



Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

21

81

2 группа

Средний

5

19

3 группа

Низкий

-

-











Используемая литература:


1.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.

2.Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003.

3.Здоровьесберегающая школа: лекция 1 / Безруких М. М.Сонькин В. Д.Безобразова В. Н. // Управление школой: газ. издательского дома «Первое сентября».

4.Музыкальное образование в школе [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под ред. Л.В. Школяр; Рос.Акад.образования, Ин-т худож.образования,Лаборатория муз.иск-ва. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 1999.

5.Неменский, Б.М. Мудрость красоты Текст. М.: Просвещение, 1987.
Ларионова, И.С. Здоровье человека и здоровье социума (социально-философский аспект) / И.С. Ларионова // Социальная политика и социология. 2004. - № 1.
 6.Коджаспирова, Г.М. Педагогика : учебник / Г.М. Коджаспирова. -М. : КНОРУС, 2010.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.