Реализация здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников

1
0
Материал опубликован 20 October 2020 в группе

Реализация здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня (ГПД ) с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников


Физическое и духовное здоровье человека – основа развития цивилизации. В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей должна рассматриваться как необходимое условие развития российского общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня (далее – ГПД).

ГПД создает благоприятные условия для становления личностных качеств, направленных на выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, способствует социализации детей.

Исходя из задач развития лицея, определены основные направления воспитательной работы, одним из которых является создание целостной системы охраны здоровья детей.

Ежегодно ко мне приходят дети 2-ых классов нашего лицея. Для школьников этого возраста характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость, недостаточность активного торможения. По данным ученых, у младших школьников падает работоспособность, ухудшается внимание и память после
30-35 минут непрерывного занятия. Поэтому проблема сохранения здоровья и создание здоровьесберегающей
среды - одна из ключевых в системе работы ГПД. Её решение может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики.

Целевая направленность моей педагогической работы состоит в том, чтобы ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Я учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. Поэтому перед собой ставлю задачи, которые помогут научить детей быть здоровыми душой и телом, применять знания и умения в согласии с законами природы, а именно, создать условия для:

формирования основ здорового образа жизни (далее – ЗОЖ);

улучшения физического и психологического состояния здоровья учащихся в период пребывания в ГПД.

Малоподвижный образ школьной жизни угнетает детский организм: нарушение осанки затрудняет дыхание, сокращается приток кислорода к внутренним органам. Организм постепенно слабеет, поддается различным заболеваниям. Поэтому в своей работе использую следующие группы средств:

средства двигательной активности:

- физкультминутки;

- гимнастика (для глаз, пальцев, дыхательная);

- подвижные игры;

- специально организованная двигательная активность.

 

оздоровительные силы природы:

- прогулки (в теплое время года – 2 раза);

- экскурсии;

- фитоциндотерапия (употребление в пищу лука и чеснока в период эпидемии гриппа);

- йодированная соль;

- витаминотерапия (прием аскорбиновой кислоты и ревита в период осени и зимы после назначения врача и беседы с родителями).

 

гигиенические факторы:

 - соблюдение общего режима;

 - выполнение санитарно-гигиенических требований (проветривание, влажная уборка);

 - смазывание слизистой оболочки полости носа оксолиновой мазью 2 раза в день в период эпидемии.

 

В своей работе использую элементы арт-терапии – врачевание личности   средствами художественного творчества, т.е. исцеление искусством, забота об эмоциональном и психическом здоровье личности.

Дети любят рисовать. Их работы не обсуждаются, техника рисования совершенно не важна. Кроме того, ребенку рисунком легче выразить свои чувства, чем сказать словами.

В работе также используются элементы песочной терапии.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Игры с песком положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, способствуют стабилизации их эмоционального состояния.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся я, как воспитатель ГПД, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами планирую и выстраиваю работу, применяя при этом технологии здоровьесберегающей педагогики, которая предполагает реализацию совокупности приемов и методов организации воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

Здоровьесберегающая работа в ГПД носит

медико-гигиеническую направленность (воспитатель – медицинский работник – ученик; реализуется с помощью бесед, экскурсий, витаминотерапии и организации процесса вакцинации против гриппа);

физкультурно-оздоровительную направленность (воспитатель – инструктор по физической культуре – ученик; проводится педагогом дополнительного образования МОУ ДОД ДЮКФП в форме спортивного часа);

экологическую направленность (воспитатель – библиотекарь – ученик; осуществляется в процессе проведения кружка «Голубая планета Земля»).

Медицина, психология, педагогика – три составные основы здоровья. Созданию социально-психологических условий, направленных на укрепление здоровья, способствуют:

организация психологического уголка, который необходим для того, чтобы ребенок при желании мог побыть один, тем самым снизить эмоциональное напряжение;

тренинги и психофизические тренировки, которые проводит психолог лицея. Являясь разновидностью аутотренинга, тренировка построена на исполнении общеразвивающих и специальных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма; работоспособности и восстановления здоровья.

Одним из основных путей реализации здоровьесберегающих возможностей является создание здоровьесберегающей среды группы. Для ГПД в лицее отведен отдельный блок, который включает в себя кабинет для самоподготовки, комната для отдыха (обеспечена настольно-дидактическими, строительными, изобразительными играми), раздевалку, подсобные помещения. В кабинете находятся мультимедийные средства воспитания. Раздевалка оснащена новым современным комплектом мебели (со шкафом для хранения запасной одежды). Посещая ГПД, учащиеся переодеваются в домашнюю одежду. Блок для учеников светлый, теплый, уютный.

Важным направлением воспитательной работы в условиях ГПД считаю формирование у детей эстетического вкуса, т.к. этот процесс оказывает влияние на здоровье детей. Создание домашнего уюта дает возможность поднять настроение детей, а продуманное цветовое оформление, обилие комнатных растений, наличие ковров на полу, аквариум с рыбками обеспечивают комфортное психологическое состояние учащегося.

Все это помогает мне создавать благоприятную развивающую среду. Актуальным является и вопрос состояния здоровья педагогов. Прежде всего, в вопросах здоровьесбережения педагог должен быть примером для своих воспитанников. Только тогда, когда ЗОЖ – это норма жизни педагога, ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Мои ученики каждый год являются зрителями спортивного конкурса между учащимися и педагогами лицея «Веселые старты», в котором я принимаю участие. С моими бывшими воспитанниками ГПД – старшеклассниками, встречаемся на волейбольной площадке лицея и тренируемся два раза в неделю. В турнире по волейболу среди работников муниципальных учреждений образования города и района ученики болеют за команду педагогического коллектива. В течение нескольких лет наш лицей является лидером соревнований.

Смена видов деятельности формирует у школьников положительные эмоции, что способствует сохранению не только физического, но и нервно-психического здоровья.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации