Речь и альтернативная коммуникация

0
0
Материал опубликован 10 November
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа речь и альтернативная коммуникация составлена на основе:

ФГОС учащихся с ОВЗ.

ФАОП для учащихся вариант 2 (вариант 8.2)



Психолого-педагогическая характеристика учащихся

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 2), утвержденной приказом ГОБУ ЯО «Ярославская школа – интернат №6» №2/159 от 28.08.2025г.

АООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.



Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки, а также навыков несложных трудовых действий.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Обучающиеся проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с обучающимися и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения обучающихся вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения. Способность обучающегося к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметнопрактической и трудовой деятельности.

Особенности развития обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, "полевом", нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности. У обучающихся названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки взрослого организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти обучающиеся не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для обучающегося обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоциональноволевого развития обучающихся с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.






Цели изучения предмета

Формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия



Коррекционно-развивающие задачи предмета

Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.

Место учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в учебном плане

Учебным планом на изучение программы в 8 классе отводится 102 часа: по 3 часа в неделю.



Содержание учебного предмета

п/п

Название раздела


Кол-во часов

1.

Коммуникация


22

2.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации


64

3.

Чтение и письмо


16



Итого

102 ч





Коммуникация 22 ч

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

Выражение своих желаний звуком (предложением).

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (предложением).

Выражение согласия (несогласия) звуком (предложением).

Выражение благодарности звуком (предложением).

Ответы на вопросы словом (предложением).

Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно белая картинка, пиктограмма).

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства.

Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв


Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора

Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора.

Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 64 ч Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).

Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).

Понимание простых предложений.

Понимание сложных предложений.

Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).

Называние собственного имени.

Называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).

Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

Составление рассказа о себе.

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы)

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).

Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).

Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй).

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства)

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).



Чтение и письмо 16 ч

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

Называние буквы.

Чтение слога (слова).

Написание буквы (слога, слова, предложения).

Планируемые результаты









Предметные результаты



Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.


.

Раздел/Тема

Кол-во часов


Дата проведения


Коммуникация

22



Коммуникация с использованием вербальных средств.



1

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

1


2

Реагирование на собственное имя.

1


3

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

1


4

Выражение своих желаний звуком (предложением).

1


5

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (предложением).

1


6

Выражение согласия (несогласия) звуком (предложением).

1


7

Выражение благодарности звуком (предложением).

1


8

Ответы на вопросы словом (предложением).

1


9

Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.

1


10

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

1



Коммуникация с использованием невербальных средств.



11

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

1


12

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

1


13

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

1


14

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

1


15

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая

1




картинка, пиктограмма).



16

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

1


17

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства.

1


18

Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство.

1


19

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв


1


20

Выражение согласия (несогласия),

благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора

1


21

Выражение своих желаний, согласия

(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора.

1


22

Выражение своих желаний, согласия

(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

1







Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.





64



Импрессивная речь.



23

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).

1


24

Реагирование на собственное имя.

1


25

Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников.

1


26

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,

1




транспорт, птицы).



27

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

1


28

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).

1


29

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

1


30

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело).

1


31

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

1


32

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

1


33

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).

1


34

Понимание простых предложений.

1


35

Понимание сложных предложений.

1


36

Понимание содержания текста.

1



Экспрессивная речь.



37

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1


38

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).

1


39

Называние собственного имени.

1


40

Называние имён членов семьи (обучающихся, педагогических работников класса).

1


41

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

1


42

Называние (употребление) обобщающих понятий

(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

1


43

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).

1


44

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

1


45

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).

1


46

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

1


47

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

1


48

Называние (употребление) слов, обозначающих

1




взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).



49

Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений.

1


50

Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

1


51

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

1


52

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1


53

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

1


54

Составление рассказа о себе.

1


55

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы)

1



Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.



56

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).

1


57-58

Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Повторение.

2



59-60

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Повторенние.

2


61-62

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Повторение.

2


63-64

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Повторение.

2


65-66

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Повторение

2


67-68

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Повторение.

2


69-70

Использование напечатанного слова

(электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Повторение

2


71-72

Использование электронного устройства для

2



обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Повторение.



73-74

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).Повторение

2


.75-76

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Повторение

2


77-78

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Повторение

2


79-80

Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Повторение

2


81-82

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Повторение

2


83-84

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Повторение

2


8.5-86

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Повторение

2



Чтение и письмо.

16



Глобальное чтение.



87-88

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Повторение

2


89-90

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Повторение

2



Предпосылки к осмысленному чтению и письму.



91-92

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

2



Начальные навыки чтения и письма.



93-94

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Повторение

2


95-96

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

2


97-98

Называние буквы.

2


99-100

Чтение слога (слова).

2


101-102

Написание буквы (слога, слова, предложения).

Повторение.

2





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.