МОБУ «Центр ПМСО «Доверие» МО «Мирнинский район» РС(Я)
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Дата зачисления в группу ___________________
2.Фамилия, имя,____________________________________ Дата рождения_______________ Школа ____________________________класс______________ смена ___________________________
Дом. адрес ____________________________________________ тел. ___________________________
Родители: _____________________________________________________________________________
3.Успеваемость (к моменту обследования):
по русскому языку ________________________________________________________________
математике ______________________________________________________________________
чтению __________________________________________________________________________
4. Жалобы учителей и родителей ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Анамнез:
От какой беременности ребенок ___________________________________________________________
Характер беременности __________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, обезвоженные, стремительные, стимуляция) ________________________
Болезни матери ________________________________________________________________________ Болезни ребенка ________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие (со слов родителей):
Голову держит с ________Сидит _________Ходит __________Гуление _____________________ Лепет_________ Первые слова __________________Первые фразы ________________________
Прерывалось ли речевое развитие? ___________________________________________________
6.Обращались ли раньше к специалистам за помощью?_______________________________________
______________________________________________________________________________________
Заключение невролога___________________________________________________________________
Заключение психиатра __________________________________________________________________
7. Преобладающая рука (правша, левша, амбидекстр, смешанное преобладание)
8.Состояние артикуляционного аппарата:
□ губы: а) толстые, тонкие, короткие ______________________________________________________
б) подвижность _________________________ в) переключаемость _____________________________
□ зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы__________________________________________________________________________________
□ твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, нормальное
□ мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное_________________________________________________________________
□ прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой
□ язык: а) массивный, маленький, широкий, узкий, укороченная уздечка_________________________
б) переключение: широкий-узкий _____________, вверх_____________ вниз _____________, оближи верхнюю_________________ нижнюю губу __________________ пощелкай _____________________
в) удержание позы __________________________ г) тремор __________________________________
□ саливация ____________________________
9. Состояние интеллекта:
Мышление: анализ _________синтез _________ сравнение ____________ обобщение _____________
Память: слуховая _________________________________ зрительная____________________________
Внимание: объем _____________ концентрация ______________ распределение __________________
Переключение __________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Общее звучание речи
□ выразительность (невыразительная, маловыразительная) _______________________________
□ голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) _________________
□ дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное) ___________________________________________
□ темп, ритм (замедленный, быстрый) _________________________________________________
□ дикция (четкая, смазанная) _________________________________________________________
Исследование экспрессивной речи
1.Уровень моторной реализации высказывания
Исследование орального праксиса и артикулярной моторики. Оценивается точность и правильность выполнения: норма, замедленность и напряженность выполнения; выполнение по показу; длительный поиск позы или неполный объем движения; невыполнение или наличие синкинезий, гиперкинезов, тремора___________________________________________________________________.
Исследование звукопроизношения. Норма. Характер нарушения: замены, смешения, искажения звуков:
□ свистящие (характер нарушения):
с ____________________, сь ____________________
з ____________________, зь ____________________ц ____________________
□ шипящие (характер нарушения):
ш __________________________, щ ______________________________,
ж ___________________________, ч ______________________________
□ сонорные (характер нарушения):
л ___________________________, ль _____________________________,
р ___________________________, рь _____________________________,
й ___________________________
□ другие звуки__________________________________________________
Исследование сформированности звуковой структуры слова. Норма.
Нарушения слоговой структуры слова: замедленное, напряженное, послоговое воспроизведение; пропуски, перестановки, уподобление слогов_______________________________________________.
Исследование фонематического слуха. Норма. Наличие напряженного или замедленного воспроизведения; уподобление слогов, искажение, сокращение количества слогов________________
2.Исследование словообразовательных навыков
Называние детенышей __________________________________________________________________
Образование относительных прилагательных _______________________________________________
Образование качественных прилагательных ________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных ______________________________________________
3.Исследование синтаксиса или возможности грамматического структурирования
Составление предложений по картинкам (1)_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Составление предложений по картинкам (2)_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Составление предложений по картинкам (3)_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Составление предложений из слов в начальной форме________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Повторение предложений ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Верификация предложений _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Добавление предлогов в предложение ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Образование множественного числа существительных ________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Завершение предложений ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Пересказ текста «Галка и голуби» _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Составление рассказа на тему _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Анализ:
— наличие фонетических ошибок_________________________________________________________;
— лексические трудности: поиск слов; наличие вербальных замен, бедность лексики; частые замены существительных местоимениями и употребление глаголов с местоименным значением ______________________________________________________________________________________;
— особенности грамматического оформления высказывания: наличие преимущественно простых и однотипных грамматических конструкций_______________; нарушения порядка слов____________; наличие аграмматизмов и параграмматизмов_______________________________________________;
— смысловую адекватность и особенности построения (программирования) высказывания: понимание сюжетного (в том числе и скрытого) смысла______________________________________; сохранение последовательности смысловых звеньев текста____________________________________, отсутствие «смысловых скважин» в тексте_________________________; наличие связующих звеньев между частями текста____________________________; отсутствие повторов слов или стереотипного использования грамматических конструкций________________________________________________; употребление непродуктивных слов_______________________________________________________.
Исследование импрессивной речи
Понимание значений слов ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Понимание сложных логических конструкций ______________________________________________
______________________________________________________________________________________
Исследование особенностей письменной речи
1.Списывание (кол. ошибок)_____________ Письмо под диктовку (кол. ошибок) ______________
Характер ошибок:
а) Смешение букв, обозначающих близких по артикулярно-акустическим признакам:
- обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной позиции в слове _____________
_______________________________________________________________________________________
- обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки (с-ш; з-ж; сь-шь) _______________________
_______________________________________________________________________________________
-обозначающих аффрикаты и их компоненты (ч-ц; ч-ш; ч-ть; ц-с; ц-т; ц-ть) ______________________
_______________________________________________________________________________________
- обозначающих звуки Р-Л _______________________________________________________________
- обозначающих некоторые гласные звуки в сильной позиции слова (а-о; о-у) ____________________
_______________________________________________________________________________________
б) Нарушения обозначения мягкости согласных на письме:
- при помощи мягкого знака ______________________________________________________________
- при помощи гласных второго ряда _______________________________________________________
в) Пропуски букв и слогов:
- букв, обозначающих гласные звуки _______________________________________________________
- букв, обозначающие согласные звуки _____________________________________________________
- пропуски слогов _______________________________________________________________________
г) Перестановки букв и слогов в слове: _____________________________________________________
д) Вставки букв: ________________________________________________________________________
е) Персеверации букв и слогов: ___________________________________________________________
ж) Антиципации: _______________________________________________________________________
з) Смешивание графически сходных букв: __________________________________________________
и) Зеркальное написание букв _____________________________________________________________
к) Нарушение обозначения границ предложения _____________________________________________
л) Нарушение обозначения границ слов_____________________________________________________
м) Стойкие орфографические ошибки ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Исследование навыков чтения
Способ чтения: побуквенный ___________, слогами______________, словами__________________, целыми предложениями_________________________________________________________________.
Характеристика чтения: читает быстро и допускает ошибки_______________________; читает медленно, допуская ошибки_____________________, читает без ошибок ________________________.
Понимание прочитанного текста: понимание общего смысла текста___________________________, понимание значения отдельных слов_______________________________________________________, понимание скрытого смысла текста ________________________________________________________
Ошибки:
- угадывающего характера ______________________________________________________________;
- замены слов на основе смыслового сходства ______________________________________________
- замены слов, на основе оптического сходства ______________________________________________
- аграмматизмы _________________________________________________________________________
-смешение букв, обозначающих звуки, имеющие акустико-артикуляционные сходства ____________
_______________________________________________________________________________________
- смешение букв, обозначающих гласные звуки _____________________________________________
- перестановки букв и слогов ______________________ - перестановка слов _____________________
- пропуски и добавления букв _____________________________________________________________
- пропуски слогов ____________________________- пропуски слов _____________________________
- пропуски и повторы строк ______________________________________________________________
- неправильная постановка ударений _______________________________________________________
- смешение оптически сходных букв _______________________________________________________
- антиципации букв _______________________ - персеверации букв ____________________________
- повторы букв, слогов, слов ______________________________________________________________
- ошибки интонационного обозначения границ предложения __________________________________
- несоблюдение норм орфоэпии при чтении слов ____________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ___________________ Учитель-логопед ___________ (Шалимова Л.И.)