Речевая карта учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма
1. Формальные данные.
фамилия, имя__________________________________ школа, класс______________________
2. История речевого развития.
время проявления первых слов, фраз_______________________________________________
как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)____________________
________________________________________________________________________________
3. Слух и зрение.
состояние слуха; хорошо слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость_______________________________________________________________________
хорошо ли видит, ослабленное зрение. С какого времени?_____________________________
хорошо ли видит линейки?___________________
4. История обучения чтения и письму_______________________________________________
с какого времени начал обучаться грамоте?__________________________________________
какие трудности встречались при обучении грамоте?__________________________________
оставался ли на второй год и в каком классе?_________________________________________
5. Понимание речи.
полное, неполное понимание отдельных слов, фраз____________________________________
может выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов_______________________
6. Устная речь ребенка.
словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их) _____________________________________________________________
грамматический строй ___________________________________________________________
Фонематическая сторона речи______________________________________________________
Темп быстрый, медленный_________________________________________________________
Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________
Какие звуки отсутствуют, как заменяются?___________________________________________
Какие звуки смешивает?__________________________________________________________
7. Фонематический слух.
умеет ли разделить предложение на отдельные слова? Умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?________________________________________________________
правильно ли произносит оппозиционные звуки в словах и слогах?_______________________
8. Чтение.
беглое, слоговое, побуквенное чтение_______________________________________________
правильное, неправильное по догадке______________________________________________
в каких словах затрудняется и в каких делает ошибки?________________________________
зеркальное чтение_______________________________________________________________
понимание прочитанного__________________________________________________________
9. Письмо.
знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?__________________________________
какие буквы смешивает при написании с какими?_____________________________________
умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_______________________________
может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него?_____________________________________
какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?____________________________________________________
10. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность)_________
_______________________________________________________________________________
Логопедические заключение ___________________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные
Фамилия, имя___________________________________________________________________
(Для школьника: № школы, класс)
Логопедическое заключение __________________________________________________________
Сведения о семье
Мать___________________________________________________________________________
Отец___________________________________________________________________________
Наследственные заболевания _________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________________
Развитие речи
Время появления гуления_____________________________________________________________
лепета_________________________________________________________________________
первых слов ____________________________________________________________________
фразы _________________________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_____________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное) _____________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи__________________________________
Бывают ли периоды плавной речи___________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено _______________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье ________________________________________________________________________
в общении со сверстниками________________________________________________________
в незнакомой обстановке__________________________________________________________
(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ____________________________
влияет ли заикание на успеваемость в школе ________________________________________
Отношение ребенка к заиканию____________________________________________________
Есть ли страх речи _______________________________________________________________
Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка _____________________________________
Занятия с логопедом: где — когда__________________________________________________
по какой методике_______________________________________________________________
Как долго занимался_____________________________________________________________
Результат ______________________________________________________________________
Причина рецидива _______________________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)______
_______________________________________________________________________________
Данные объективного обследования Состояние слуховой функции
1. Слуховое внимание___________________________________________________________
2. Восприятие речи _______________________________________________________________
Состояние моторных функций Общая моторика
1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)________________
2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)___________________________
(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)
Мелкая моторика
1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________________
2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)______________________________________________________________________
3. Манипуляции с мелкими предметами______________________________________________
Конструктивный праксис __________________________________________________________
Навыки работы с карандашом, ручкой ______________________________________________
4. Для школьников: состояние графомоторных навыков _______________________________
5. Наличие леворукости __________________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
1. Мимические движения__________________________________________________________
(особенности мимики при речи ____________________________________________________)
2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ________________________
Строение органов артикуляционного аппарата________________________________________ Состояние импрессивной речи _____________________________________________________
1. Пассивный словарь_____________________________________________________________
2. Понимание логико-грамматических конструкций ___________________________________
Состояние экспрессивной речи
1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _______________________________
2. Активный словарь______________________________________________________________
3. Грамматический строй речи _____________________________________________________
Состояние фонематических функций
1. Фонематическая дифференциация ________________________________________________
2. Фонематический анализ_________________________________________________________
3. Фонематический синтез_________________________________________________________
4. Фонематические представления __________________________________________________
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания____________________________________________________________________
Ритмичность дыхания ____________________________________________________________
Характер вдоха при речи__________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха _______________________________________________
Состояние просодических компонентов речи
1. Темп речи____________________________________________________________________
Ритм речи ______________________________________________________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ____________________
2. Характеристика голоса:
Сила голоса_____________________________________________________________________
Высота _________________________________________________________________________
Тембр _________________________________________________________________________
Особенности модуляций _____________________________________________________________
3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ____________________
4. Внятность речи ________________________________________________________________
Логопедическое заключение
Степень тяжести заикания________________________________________________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания___________________________
Степень фиксированности на заикании______________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка ________________________________
Другие нарушения устной и письменной речи ________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА ученика _______класса
_______________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата
Подвижность, переключаемость____________________________________________________
губы______(норма, толстые, тонкие, асимметрические, укороченные, малоподвижные, парез)
зубы________________________________(мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма)
язык__________(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)
небо__________________________________________(высокое, норма, узкое, очень низкое)
челюсти_____________________________________________________(прогнатия, прогения)
прикус_________________________________________(норма, открытый, передний, боковой)
подъязычная уздечка_____________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи Темп и плавность речи _______________(быстрая, замедленная, прерывистая, с запинкой, норма)
Голос_____________________________________________(сильный, тихий, гнусавый, норма)
Состояние дыхательной и голосовой функции:
Тип физиологического дыхания ___________________________________________________
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха________________________________
Состояние моторной сферы
— Общая моторика:
естественные движения ___________________________________________________________
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________________________
Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)__________________________
кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________
— Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти ________________________________________________________
движения губ____________________________________________________________________
движения языка________________________________________________________________
Работа мышц лицевой мускулатуры ________________________________________________
Звукопроизношение
Звуки |
Характер произношения звуков |
||
изолированно |
в словах |
во фразах |
|
[б]-[п]-[м] |
|||
[в]-[ф] |
|||
[д]-[к]-[н] |
|||
[г]-[к]-[н] |
|||
[С] [С'] |
|||
[3] [3'] |
|||
[ц] |
|||
[ш] |
|||
[ж] |
|||
[щ] |
|||
[ч] |
|||
[л'] [л] |
|||
[Р'] [Р] |
Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова ________________________________________
выделение звука из слова _________________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове ______________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове __________________________
составление слова из последовательно названных звуков______________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении ____________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении ______________________
слухо-произносительная дифференциация звуков ____________________________________
в) Фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________
подбор слов с заданным звуком ___________________________________________________
Состояние слоговой структуры слова______________________________________
Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п.;
б) понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за («Положи мячик и коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ложечка, мяч — мячик, кукла — куколка).
Словарь
Окружающие предметы___________________________________________________________
Действие предметов_____________________________________________________________
Форма___________________величина__________________________цвет_________________
Классификация: части тела _____________________________; детеныши __________________________; кто где живет __________________; кто что ест _____________________; игрушки, мебель, транспорт;
Название предмета по описанию: которым расчесываются _______________________; вытирают лицо _____________;
Глагольный словарь в целом: ____________________________________________________
Подбор антонимов: чистый_______________высокий______________________________;
широкий____________________________тонкий__________________________________;
синонимов: чумазый_________________________дряхлая____________________________;
у ежа иголки ___________________________;
Исследование грамматического строя речи
1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) _______________________________________________________________________________
2. Словоизменение (употребление предложно-падежных конструкций, согласование сущ. и прилагат. в роде и числе, дифференциация ед. и мн. числа, дифференциация глаг. соверш. и несоверш. вида, согласование сущ. и глаг. прошедшего времени в лице и роде)_________
_______________________________________________________________________________
3. Словообразование (образование названий женского рода, названий детенышей животных, образование прилаг. от сущ.)________________________________________
Состояние связной речи __________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Коммуникативность, отношение к своему дефекту ________________________________;
Интеллект: 4-й лишний ___________, нелепица ____________; запомни слово ____________; внимание ___________; организованность ______________; эмоц. сфера __;
Оценка навыка чтения
(скорость, побуквенное, слоговое, плавное, целыми словами, беглое, по догадке, выразительное)__________________________________________________________________
Оценка навыка письма
Графомоторные функции __________________, специфические ошибки (приложить образцы списывания, диктанта, сочинения)_________________________________________________
Логопедическое заключение_________________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________