Статья на тему «Речевая ритмика»
"Речевая ритмика"
"Речевая ритмика" - комплекс упражнений, для которого я отобрала звукоподражания, слоги, слова, с помощью которых целенаправленно тренируется переключение органов артикуляции. Упражнения составлению на основе ритмических рядов. Ценность данного комплекса заключается в том, что он базируется на звуках раннего онтогенеза и может быть использован с логопедической работе с детьми от 2 лет.
Представленные упражнения позволяют:
тренировать язык и губы на переключение артикуляционных укладов звуков раннего онтогенеза;
формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторения элементов;
формировать чередующийся ритм движений, соотносить ритм движений с ритмом звукоподражаний.
Варианты работы с рядами:
При проговаривании нажимаем на картинку пальчиком;
Проговариваем ряд, подключая к речи соответствующие движения рук;
Закрываем картинки фишками;
Раскрашивание картинок.
Упражнение направленные на отработку переключения языка.
1. Цель - отработка переключения языка:
зубные - губные звуки (д-м);
заденязычные - губные (к-м).
Задание: раскрасить домик желтым, ком - синим.
Озвучить ряды, следить за проговариванием. С руками: дом - руки домиком, ком - руки изображают шарик.
ДОМ |
КОМ |
ДОМ |
КОМ |
ДОМ |
КОМ |
2. Цель - отработка переключения языка и губ:
гласные (о-и)
заденязычные - зубные (к-т)
Задание: раскрасить кота - оранжевым, кита - серым.
Озвучить ряды, следить за проговариванием. С руками: кот - гладящие движения рукой, кит - рыба плавает в воде.
КОТ |
КИТ |
КОТ |
КИТ |
КОТ |
КИТ |
3. Цель - отработка переключения языка и губ:
гласные о-а;
согласные: зубные-губные-заденязычные.
Задание: Раскрасить домик коричневым, мак - красным, ком - голубым.
Озвучить ряды, следить за проговариванием. С руками: дом - руки домиком, мак - цветочек, ком - шарик.
ДОМ |
МАК |
КОМ |
ДОМ |
МАК |
КОМ |
4. Цель - отработка переключения языка и губ:
зубные - губные звуки (т-п).
Задание: озвучить ряды, следить за проговариванием. С руками: ТОП-ТОП шагаем кулаками по столу, ТИК-ТАК - машем кистью руки, изображая движения ходиков часов.
ТОП-ТОП |
ТИК-ТАК |
ТОП-ТОП |
ТИК-ТАК |
ТОП-ТОП |
ТИК-ТАК |
ТОП-ТОП |
ТИК-ТАК |
5. Цель - отработка переключения языка и губ:
заднеязычные - губные - заденеязычные (к-п-б-х).
Задание: Раскрасить тучку - голубым, барабан - оранжевым. Озвучить ряд, следить за проговариванием. Кап-кап - указательные пальчики стучат по столу, бах-бах - стучим по столу кулачками.
КАП-КАП |
БАХ-БАХ |
КАП-КАП |
БАХ-БАХ |
КАП-КАП |
БАХ-БАХ |
КАП-КАП |
БАХ-БАХ |
КАП-КАП |
БАХ-БАХ |
6. Цель: дифференциация звуков К-Т по месту образования, переключение движений языка: заднеязычные-зубные.
Задание: проговорить слоги "нажимая" на картинки пальцем сначала правой руки, затем - левой.
КУ-КУ |
ТУ-ТУ |
КУ-КУ |
ТУ-ТУ |
КУ-КУ |
ТУ-ТУ |
Задание: проговорить слова "нажимая" на картинки пальцем сначала правой руки, затем - левой.
КОТ |
ТОК |
КОТ |
ТОК |
7. Цель: отработка переключения: зубные-губные (с-м), зубные-заднеязычные (с-к), зубные-зубные (с-н).
Задание: раскрасить картинки, проговорить слова, "нажимая" на картинки пальцем сначала правой, потом левой руки.
|
||
СОМ |
СОК |
СОН |
8. Цель: отработка переключения: губные - задениязычные, гласные и-у.
Задание: раскрасить быка - коричневым, кубик - жёлтым. Озвучить ряд, следить за проговариванием.
БЫК |
КУБИК |
БЫК |
КУБИК |
Упражнение для тренировки переключения громкости голоса.
Маленький котёнок играет и мяукает тихо и тоненько, а большой кот наелся и громко говорит "МЯУ!", что значит "спасибо".
МЯУ! |
МЯУ! |
МЯУ! |
МЯУ! |
МЯУ! |
МЯУ! |