Урок географии в 6 классе «Речка моего детства» (Закрепление знаний о реках)
Речка моего детства
PPT / 39.11 Мб
Звуковое сопровождение "На реке"
MP3 / 9.29 Мб
Рассказ В.М. Пескова "Речка моего детства"
PDF / 89.87 Кб
Дневник путешественника
DOC / 145.5 Кб
/data/files/u1612124768.doc (Дневник путешественника)
Физкультминутка
EXE / 9.85 Мб
/data/files/z1612124909.exe (Физкультминутка)
В.М, Песков
DOC / 3.17 Мб
/data/files/w1612125053.doc (В.М, Песков)
О речке
WMV / 7.21 Мб
/data/files/m1612125225.wmv (О речке)/data/files/e1612124649.ppt (Речка моего детства)
Технологическая карта урока по географии 6 класс.
Учитель: Суржикова Наталья Николаевна
Тема урока | Урок – открытие «РЕЧКА МОЕГО ДЕТСТВА» | ||
Дата урока | |||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Образовательная цель: закрепление знаний о реке, определение на карте местоположение реки, подписывать название реки на к/к, показать значение местной реки для населения, природы. Развивающая цель: умение делать описания географических объектов по плану на основе анализа разнообразных источников географической информации, развитие навыка работы с термометром, рулеткой, картой, анализировать данные полученные в ходе исследования. Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, культуры делового общения. | ||
Образовательные | Атлас Воронежской области, Ю.А. Чурляев. Краеведческий подход в обучении географии, В.П. Загоровский. Историческая топонимика Воронежского края, В.М. Песков. «Речка моего детства», проектор мультимедиа, : http://www.travellers.ru/, https://ru.wikipedia.org, http://vsereki.ru ,презентация, образец речной воды, пробирки, белый лист бумаги, оборудование для исследования реки (термометр водный, рулетка, стакан, верёвка, груз, пустые пластиковые бутылки, печатный текст с высотой букв 3,5 мм) | ||
План урока | 1.Вступительное слово учителя. 2. Работа в группах по заданиям. 3. Отчёт групп о проделанной работе. 4. Подведение итогов урока. | ||
Технологии | проблемное обучение, информационно-коммуникативная, групповая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, исследовательская. | ||
методы и формы | Методы: частично-поисковый, практический, проблемный, исследовательский, репродуктивный. Формы: индивидуальная, групповая | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Сформировать представление о реках родного края на примере реки Усманка; умение описать реку по плану, измерять ширину и глубину реки, температуру речной воды, определять физические свойства воды, умение пользоваться атласом | Познавательные, регулятивные, коммуникативные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. развитие умения вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование, осознавать, что водные объекты нашей местности – это часть гидросферы, которые участвуют в мировом круговороте воды. умение взаимодействовать с людьми. | Осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира, формулировать собственное мнение и позицию, жизненное самоопределение. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация | 2 | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Ребята, мы прошли с вами тему «Реки». Много новых знаний вы почерпнули по этой теме. Много рек есть и в Воронежской области. И через наш Новоусманский край протекает река.. (какая?) Усманка. После завершения изучения темы «Реки», я попросила вас ответить на вопросы: 1.Что вы знаете о реке Усманка. 2.Что бы вы хотели узнать о реке Усманка. Проанализировав ваши ответы, я пришла к выводу, что вы очень мало знаете о своей речке. После нашего урока вы пополните свои знания. | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. Отвечают -Усманка | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов. Регулятивные: самостоятельно формируют цели урока после предварительного обсуждения. | |
II.Актуализация знаний | 5 | Беседа. Звучит шум реки и пение птиц. | «У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка?» Эти слова принадлежат нашему земляку Василию Михайловичу Песковку, уроженцу села Орлово. У него есть рассказ «Речка моего детства». Как вы думаете, какой речке он посвящён? Правильно, Усманке. Может ли каждый из нас также сказать, что речка Усманка тоже является речкой нашего детства? И сегодня я приглашаю вас совершить познавательное путешествие под названием «Речка моего детства». Слышите, это Усманка нас зовёт. Приглашает к себе в гости, чтобы раскрыть нам свои тайны. Но просто свои тайны нам река не откроет. Какие качества должен проявить ученик, чтобы постичь тайна природы?. Трудиться мы будем не только на уроке. Вы получили некоторые задания раньше. И они нам тоже пригодятся сегодня на уроке. А какое путешествие без продуманного плана? Его я составила, проанализировав ваши ответы на вопрос, что бы вы хотели узнать о реке Усманка. У вас на столе лежит план нашего маршрута и дневник путешественника, куда мы будем записывать информацию о речке Усманка. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ РЕЧКИ УСМАНКА. 1.Название речки. Установите происхождение названия. 2.Где находится исток речки? Куда она впадает? Какие имеет притоки? 3.Какой характер имеет верхнее, среднее и нижнее течение? Какое направление имеет течение? 4.Измерьте ширину речки. Каков характер берегов (пологие, крутые, обрывистые, оползневые)? 5.Если можно, измерьте глубину речки. Измерьте скорость течения и определите расход воды в речке. 6.Определите температуру воды, цвет, запах, прозрачность. 7.По рассказам местных жителей установите сроки ледостава и вскрытия речки. В какие месяцы наблюдается летний межень? 8.Животный и растительный мир водоёма. 9.Как используется речка в хозяйстве и какие проблемы с этим возникают? 10.Красоты речки. | Отвечают- Усманке. Отвечают на вопрос. Отвечают- Только любознательные, трудолюбивые, целеустремлённые смогут постичь тайны природы | Фронтальная работа. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Устные ответы. Устные ответы. |
III. Изучение нового материала | 25 | Организует работу учащихся в группах, обеспечивает осмысливание знаний в практической ситуации | В ходе путешествия нам будет помогать рассказ В.М. Песковка «Речка моего детства» и данные, которые вы собрали в походных условиях. А как вы думаете, пригодятся ли нам знания, полученные на уроках географии, в нашем путешествии? Какие? Для дальнейшей работы нам нужно распределиться на 4 группы. Выберите в группе старшего. Он будет руководить работой, оценит участие каждого члена группы в конце урока. Прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группе. (Приложение 1) Старший в групп, озвучьте задания своей групп, распределите обязанности каждого члена группы. У вас на столах лежат задания для группы, карточка с инструкцией и необходимые источники получения информации. Приступайте к работе. На выполнение вам отводится 10 мин. Задания группам (Приложение 2) Учитель корректирует работу в группах. А теперь каждая группа предоставит отчёт о проделанной работе. | Что такое река, русло, режим реки, питание реки, характер течения и рельеф. Старший в группе озвучивает задания, организует работу. Дети работают в группах, выполняют задания , готовят отчёт о работе. Дети сообщают результаты своего труда. | Групповая, индивидуальная. | Регулятивные УУД: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные УУД: уметь извлекать из текстов необходимую информацию; уметь строить логические цепочки рассуждений. Обобщать полученную информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе; следовать им. | Устные ответы. Зачитываются задания группы. Письменное выполнение заданий, устные ответы, мелодекламация, презентация. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного. | 5 | Разгадать кроссворд. | Определяет задание, нацеливает на работу, организует контроль. Чтобы проверить, с пользой прошёл наш урок, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Кто первым и правильно разгадает кроссворд, тот получит дополнительную оценку 1.Как называется углубление в земной коре, по которой Усманка несёт свои воды? 2.Фамилия нашего земляка, написавшего рассказ «Речка моего детства»? 3.Как называется одно из сёл, расположенных на берегах реки Усманка? 4.Как переводится название реки «Усманка» с татарского? 5.Какая река является устьем реки Усманка? 6.В какой области находится исток реки Усманка? 7. Один из притоков реки Усманка. | Индивидуальная работа. | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других, владея приѐмами монологической и диалогической речи. | Письменно разгадывают кроссворд. Проверяют, правильно ли разгадан кроссворд. | |
V.Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Старший группы оценит и прокомментирует вклад каждого члена группы в проделанную работу. Достигнут ли результат работы, получили ли вы новую информацию о нашей речке? Я предлагаю своё отношение к уроку выразить через «Дерево творчества» Плоды – дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём; Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость | Старший группы комментирует работу членов группы. Дети высказывают своё мнение о уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. | Оценивание учащихся за работу на уроке. | |
VI. Домашнее задание | 3 | Написать сочинение на тему «Усманка - речка моего детства». Нарисовать е к нему рисунки. | Конкретизирует домашнее задание. Сообщает, что итогом проделанной домашней работы выставка «Речка моего детства». | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Правила работы в группе:
1.Работать должен каждый на общий результат.
2.Свое несогласие высказывай вежливо.
3.Выберите в группе ответственного за работу.
4.Один говорит, другие - слушают.
5.Если не понял, переспроси.
Приложение 2
Задания для группы №1
1. Название речки. Установите происхождение названия. Какая существует легенда о происхождении названия нашей реки?
2. Где находится исток речки? Куда она впадает? Какие имеет притоки?
3. Какой характер течения? Определите численные характеристики реки.
Инструкция по выполнению задания.
В книге «Историческая топонимика Воронежского края» найдите информацию о происхождении слова «Усмань».
Расскажите о легенде, связанной с названием реки.
По рассказу В.М. Песковка «Речка моего детства» стр. 7-8, установите, где находится исток реки. Проследите по карте в атласе направление течения реки, найдите устье реки. По таблице определите протяжённость реки. В качестве дополнительной информации используйте интернет-ресурсы: http://www.travellers.ru/, https://ru.wikipedia.org, http://vsereki.ru .
Данные занесите в текст.
Общие сведения о реках Воронежской области
Река | Общая длина в км | Длина в пределах области | Площадь бассейнах в км | Куда впадает |
Дон | 1967 | 530 | 422000 | Азовское море |
Битюг | 379 | 287 | 8840 | Дон |
Хопер | 979 | 218 | 61100 | Дон |
Савала | 285 | 180 | 7720 | Хопер |
Черная Калитва | 162 | 142 | 5750 | Дон |
Усмань | 151 | 104 | 2840 км². | Воронеж |
Подгорная | 145 | 145 | 5050 | Дон |
Елань | 165 | 145 | 3630 | Савала |
Богучарка | 101 | 101 | 3240 | Дон |
Икорец | 97 | 97 | 1630 | Дон |
Хава | 97 | 97 | 1460 | Усмань |
Воронеж | 368 | 94 | 21570 | Дон |
Ведуга | 94 | 94 | 1570 | Дон |
Ворона | 454 | 70 | 13200 | Хопер |
Тихая Сосна | 161 | 60 | 4350 | Дон |
Токай | 131 | 85 | 957 | Елань |
Девица | 89 | 89 | 1520 | Дон |
Хворостань | 79 | 79 | 1080 | Дон |
Потудань | 100 | 75 | 2180 | Дон |
Толучеевка | 72 | 72 | 968 | Подгорная |
Осередь | 89 | 89 | 2420 | Дон |
3.Исток реки ____________ находится в ____________ области недалеко от города Усмань. Между деревнями ___________ и ____________________ лежит понижение, когда-то непроходимое из-за топей, зарослей камышей, берёз. Из этого «потного места» тихо и незаметно утекал ручеёк. Протекает река по ________________ низменности, по территории Липецкой и Воронежской областей. Река Усманка протекает с ________ на ________, а затем поворачивает на запад, северо-запад. Река Усманка имеет длину _____ км. ( в пределах Воронежской области имеет длину ________ км и впадает в реку ___________ в 4 км юго-восточнее от поселка Рамонь Рамонского района. Значит устье реки Усманка –___________. Усманка является _____________ притоком реки Воронеж. Ширина реки около _________ м. Глубина реки ________________ м. В реку впадает до 20 притоков длиной от 600 м. до 50 км. Наиболее крупные притоки реки Хава и Девиченка, ручьи Шеломенский, Ямный, Дедовский, Приваловский.
Рельеф территории по которой протекает река – равнинный, местами слабо всхолмленный. Поэтому река на всём протяжении имеет __________ характер течения. Река имеет __________________________ тип питания – это __________________________________________________________________.
Главная река | Исток | Устье | Длина реки км | Глубина м | Ширина реки | Скорость течения м/с | Притоки |
Усманка | Липецкая область, недалеко от г. Усмань | Река Воронеж | 151 км в пределах Воронежской области 104 км. | до 4 м. | 10-20 м. | от 0,01 м/с до 0,5 м/с. | реки Хава и Девиченка, ручьи Шеломенский, Ямный, Дедовский, Приваловский. |
Задания для группы № 2
1. Измерьте ширину речки. Каков характер берегов (пологие, крутые, обрывистые, оползневые)?
2.Измерьте глубину речки. Определите расход воды в речке.
3.Определите температуру воды, цвет, запах, прозрачность.
Инструкция по выполнению задания.
Ширину реки измерьте на местности. В интернете найдите способы измерения ширины реки. Примените один из этих способов для измерения ширины реки Усманка.
Визуально оцените берега реки. Какой горной породой они сложены. По возможности измерьте высоту берегов.
Берега Усманки ___________. Правый берег в месте измерения имеет высоту ______ м. Он выше левого берега. Левый берег имеет высоту ________ м. Берега сложены песком.
Измерьте глубину речки с помощью верёвки с подвешенным на неё грузом. Для определения расхода воды в речке проведите расчёта.
Сначала определите площадь поперечного сечения реки. Для этого надо ширину реки умножить на глубину реки и разделить на два (ширина x глубину : 2). Далее умножают площадь сечения реки на скорость её течения и узнают расход воды, то есть, сколько кубических метров воды проходит через реку за одну секунду (возьмите показатель скорости течения реки – 0,3м/с).
3.Проведите анализ воды в реке Усманка физическими методами:
определите запах воды и интенсивность запаха
определите цветность воды
определите прозрачность воды
определите мутность воды
Для определения температуры воды
а) Аккуратно поместите термометр в стакан, закрепите его в нём скотчем, канцелярскими резинками. К стаканчику привяжите крепкую нить.
б) Опустите прибор в воду на 10 мин.
в) Достаньте термометр вместе со стаканчиком. Определите и запишите температуру.
(Стаканчик нужен для того, чтобы термометр, вынутый из воды, не принял бы сразутемпературу воздуха)
Данные занесите в таблицу.
Для определение запаха воды и интенсивности запаха воды пробирку с притертой пробкой заполните на 2/3 водой и сразу закройте, интенсивно встряхните, откройте и попытайтесь определить интенсивность и характер запаха. Характер и интенсивность запаха определяются при помощи следующих таблиц:
Таблица 1. Характер и род запаха воды естественного происхождения.
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Рыбный | Рыбы, рыбьего жира |
Гнилостный | Фекальный, сточные воды |
Землистый | Прелый, глинистый, свежевспаханной земли |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Неопределенный | Неподходящий под предыдущие определения |
Таблица 2. Интенсивность запаха воды.
Балл | Интенсивность запаха | Качественная характеристика |
0 | - | Отсутствие ощутимого запаха |
1 | Очень слабая | Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем |
2 | Слабая | Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание |
3 | Заметная | Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относится к воде с неодобрением |
4 | Отчетливая | Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья |
5 | Очень сильная | Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья |
Интенсивность оценивается по 5 – бальной системе согласно таблице. Запах воды из водоемов хозяйственно – питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.
Для определение цветности воды сравните речную воду дистиллированной. Для этого в пробирки из бесцветного стекла налейте раздельно исследуемую и дистиллированную воду высотой 20 см, на фоне белого листа при дневном освещении разглядели сверху и сбоку. Оцените цветность как наблюдаемый цвет (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.
Качественную оценку цветности производят, сравнивая образец с дистиллированной водой. Для этого в стаканы из бесцветного стекла наливают отдельно исследуемую и дистиллированную воду, на фоне белого листа при дневном освещении рассматривают сверху и сбоку, оценивают цветность как наблюдаемый цвет, при отсутствии окраски вода считается бесцветной.
Таблица 3. Цветность воды
Цветность воды |
Слабожелтоватая |
Светло - желтоватая |
Жёлтая |
Коричневая |
Красно - коричневая |
Другие (укажите, какие) |
Для определение прозрачности воды возьмите мерный стеклянный цилиндр диаметром 5 см и высотой 40 см. Пробу воды поместите в цилиндр и взболтали. Цилиндр расположили на высоте около 4 см над учебником. Через полностью заполненный цилиндр (40 см) можно ли удается прочитать текст?
По шрифту. Под цилиндр высотой 60 см и диаметром 3-3,5 см подкладывают стандартный шрифт на расстоянии 4 см от дна, исследуемую пробу наливают в цилиндр, так чтобы можно было прочитать шрифт, и определяют предельную высоту столба воды.
Для определение мутности воды 1 л исследуемой воды профильтруйте через бумажный фильтр диаметром 10 см . Посмотрите, есть ли на фильтре частицы ила, песка. Также можно пробирку с речной водой рассмотреть на фоне белого листа бумаги.
Таблица 4. Мутность воды
Мутность воды |
Прозрачная |
Слабомутная |
Мутная |
Очень мутная |
Таблица для заполнения группой
Исследуемые характеристики воды | Результаты исследования |
Ширина реки | |
Характер берегов | |
Глубина реки | |
Температура воды в день измерения | |
Расход воды | |
Характер запаха воды | |
Интенсивность запаха воды | |
Цветность воды | |
Прозрачность воды | |
Мутности воды. | |
Температура воды. |
Задания для группы № 3
1.По рассказам местных жителей установите сроки ледостава и вскрытия речки. В какие месяцы наблюдается летний межень?
2.Животный и растительный мир водоёма. Подготовьте презентацию.
Инструкция по выполнению задания.
1.Расспросите бабушек, дедушек, родителей о реке (когда раньше река покрывалась льдом, какие были разливы, когда река освобождалась ото льда).
2.О животном и растительном мире реки Усманка вы узнаете, прочитав рассказ В.М.Песковка «Речка моего детства».
Задания для группы № 4
1.Как используется речка в хозяйстве и какие проблемы с этим возникают?
2. Речка Усманка на гербе с. Новая Усмань.
3. Красоты речки.
Инструкция по выполнению задания.
1.Привидите примеры использования реки Усманка человеком. Укажите на проблемы реки Усманка, связанные с деятельностью человека. Рассчитайте, можно ли построить на нашей речке электростанцию. Для этого надо определить мощность реки. Это можно сделать по упрощённой формуле: расход воды x 1 000 ( данные о расходе воды возьмите у группы № 2). Обычно считают, что есть смысл строить электростанции мощностью 1 000 киловатт (1 мегаватт).
2.Подготовьте сообщение о гербе с. Новая Усмань, используя интернет- ресурс http://www.nusman.ru
3. Подготовьте презентацию о красотах реки Усманка.
Приложение 3
Меж крутых берегов и пологих
Раскрасавица речка бежит.
По полям путь неблизкий проходит,
Средь лугов синей лентой лежит.
Тихо речка несёт свои воды,
Освежая прохладою в зной.
У неё, как у нас, есть заботы
Этой летней рабочей порой.
Но ничто не сравнится с покоем,
Что струится за Усманкой вслед.
Ты на миг окунись в неё взором
И на время избавься от бед.
Вдруг покажется, что для тебя лишь
Распустились бесшумно кувшинки.
Ну, а ветер игривый, качая камыш,
Гладит речку рукой-невидимкой.
И когда отдохнувши душой,
Соберёшься ты дальше в дорогу,
Принеси образ речки домой
К дорогому, родному порогу.
Для того чтоб детей научить
Нашу речку любить, не обидеть.
Научить их её сохранить.
Ведь и внуки должны это видеть.