Регионоведческое содержание и его значимость в социокультурном контексте обучения английскому языку
Муталова Луиза Фатиховна, учитель английского языка МБОУ «Башкирский лицей №136 им. М.Искужина» ГО город Уфа Республика Башкортостан
«Регионоведческое содержание и его значимость в социокультурном контексте обучения английскому языку»
Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка и иноязычной культуры. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. Региональная культура, развиваясь, питается из двух источников, один из которых – внутреннее саморазвитие, связанное со спецификой природы и социума, а второй – взаимодействие с другими культурами, что позволяет выделить в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и краеведческий. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку и культуре, так как она является ключом к пониманию культуры иностранной. Я убеждена в том, что если наш воспитанник не будет знать историю и культуру своего региона, своего народа, он станет неинтересным собеседником для зарубежного партнера по общению.
В целях изучения культуры и традиции народов своей страны и стран изучаемого языка в нашем лицее мы проводим тематические внеклассные мероприятия по предмету. Немаловажную роль в подготовке учащихся к межкультурной коммуникации играет реализация международного проекта во внеклассной работе. В нашем лицее мы реализуем следующие международные культурно-образовательные проекты: “School and Classroom Program: People to people International” и “International Education and Resource Network Christmas Card Exchange Projects. Учащиеся выпускают газеты, открытки, выполняют проектные работы о достопримечательностях родного города, республике, природе и об интересных местах, окружающих нас людях, чтобы обмениваться проектными работами со сверстниками из других стран, ищут материалы и оформляют тематические культуроведческие тетради, занимаются научно-исследовательской работой.
Использование метода проектов в обучение языкам позволяет применять речевые навыки и умения на практике и позволяет решить практически значимые проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности межкультурного взаимодействия. Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требуют много времени, но усилия оправдывают себя. Есть необходимость разработки и внедрения отдельного курса по регионоведению объемом 1 час в неделю. Регионоведение - это новое, не разработанное направление современной методики обучения иностранным языкам. Существует перечень требований к сформированности социокультурной компетенции (региональный компонент).
Таким образом, можно сказать, что обучение языкам в социокультурном контексте имеет большой личностно-развивающий потенциал и создает благоприятные возможности для представления знаний о культуре родной и чужой страны и общечеловеческой культуре.
03.11.2020
Список литературы
- Ж. Иностранные языки в школе –2000.-№1- 6
- Чечель И. Метод проектов// Директор школы. – 1998. - №3, 4
- Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии /Под ред. Е.С. Полат.-М., 1999