Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей в контексте дошкольного образования»
«Теория и практика игрового обучения и воспитания детей в контексте дошкольного образования »
Статью подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №358»г. Казани
Хасанова Алина Фаритовна.
Аннотация: В статье представлено теоретическое и практическое значение игрового обучения и воспитания с использованием интерактивных игр и методов в системе дошкольного образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрены основные задачи интерактивных игр и методов, их актуальность.
Ключевые слова: «Федеральный государственный образовательный стандарт», «игра», «интерактивная игра», «интерактивные методы», «Российская Федерация», «дошкольное образование», «ведущая деятельность», «непосредственно образовательная деятельность».
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» повествуется о том, что программа должна осуществлять решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, то основная форма работы с детьми - игра.
В Российской Федерации, в настоящее время, дошкольное образовательное учреждение нуждается в организации деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к деятельности каждого воспитанника, внедрение различных инновационных учебных программ, то есть таким образом, чтобы решался индивидуальный подход к ребенку, а также развивался его творческий потенциал.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких науках, как психология, педагогика и философия. В педагогике достаточное внимание уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важную форму обучения для детей именно дошкольного возраста.
Известные педагоги (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) проводили ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников. В период перестройки произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.).
Актуальность игры возрастает с каждым днем. Во всем мире, и в России в частности, ежегодно происходит расширение предметно-информационной среды. Средства массовой информации в последнее время передают детям огромный объем сведений об окружающем мире. Таким образом, у современных детей возникает переизбыток информации, из-за которого педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо систематизировать знания детей в непосредственной образовательной деятельности, а также в режимных моментах. В этом педагогу помогут игры.
Одним из методов обучения, способствующей систематизации знаний детей, является интерактивная игра, которая помогает практически использовать знания, полученных во время непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах.
Интерактивные игры - совместный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий коррекционно-образовательной, коррекционно-развивающей и коррекционно-воспитывающей функциями, которые действуют в комплексе. Нужно отметить, что учеными представлено очень мало систематических исследований и широких наблюдений по вопросу роли интерактивных игр в дошкольном образовательном учреждении.
Одна из главных задач интерактивных игр - способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания.
Использование интерактивных игр и интерактивных методов - яркая, полезная и увлекательная форма сотрудничества и залог укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами. Такие игры и методы будут способствовать мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом особенностей ребёнка, а также повысит качество коррекционного процесса и позволит реализовать дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности.
В настоящее время интерактивные игры несут в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, созданные сюжеты, предметные картины привлекают произвольное и непроизвольное внимание детей. Дошкольники получают мотив действовать, играя.
Также возможности компьютерных технологий позволят увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
В заключение хочется отметить, что использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса дошкольников к учебному процессу и, следовательно, расширению знаний об окружающем мире. Можно полагать, что при частом использовании различного рода игр они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес дошкольников к новому и интересному.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2
4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе.
5. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. - Калуга: Адель, 1997.
6. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. - М.: ВЛАДОС, 2001.
7. Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000.
8. Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1998.
9. Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992.
10. http: //allbest.ru/
11. http://summercamp.ru/
12. Ушинский К. Д., «Человек как предмет воспитания»
Ольга Владимировна