Технологическая карта урока по географии в 6 классе на тему «Реки Саратовской области»
Реки Саратовской области. Технологическая карта урока по географии. 6 класс.
Автор: Стекленёва С.Ю., учитель географии
Место работы: МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
Предмет: краеведение
Класс: 6
Тема урок: «Реки Саратовской области».
. Цель: расширить знания о реках Саратовской области. Доказать, что Волга – главная река области.
Задачи: Обучающая: раскрыть содержание понятий внутренние воды, реки.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать регионы с разнообразной обеспеченностью внутренними водами, сформировать понятие – река.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения внутренних вод Саратовской области.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из географических источников , перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, учебник.
Содержание урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1.Мотивация учебной деятельности | Учитель приветствует учащихся. Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, Все работы выполнять И, желательно на пять. Мы продолжаем наше путешествие по Саратовской области? Ребята, что мы возьмём с собой в дорогу? Покажите, какое у вас настроение перед вашим путешествием? Девизом нашего урока я предлагаю взять слова Н.Дружкова «У каждого есть Родина своя, Родина для каждого святая!» | Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. | – О чём мы говорили на прошлом уроке? Дети объясняют, что они изучали. Послушайте загадку: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (Река) Как называется узкий кончик из загадки? Широкий? (Узкий – исток реки, место, откуда берёт река начало, широкий - устье, место впадения реки в море) Сегодня тему урока нам поможет открыть известная русская певица Людмила Зыкина. Послушайте отрывок песни и дайте характеристику реке, о которой поётся в этой песне? (Звучит первый куплет песни «Течёт река Волга» муз. Марка Фрадкина, слова Льва Ошанина). -В песне поётся о реке Волге, это одна из крупных рек мира. Это равнинная река. Найдите в тексте слова, подтверждающие, что главной рекой области является Волга. Ребята. А как раньше называли Волгу? Покажите на карте Евразии Волгу. Обеспечена ли Саратовская область водами суши? Приведите примеры рек в Саратовской области. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня на уроке речь? Составляется план урока. Реки Саратовской области. Река Волга – главная река области. | Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2..Выявлять сущность, особенности объектов. 3.На основе анализа объектов делать выводы. 4.Ориентироваться на карте. 5. Находить ответы на вопросы в тексте. Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказы-вать своё предположение на основе работы с материалом текста. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1 4 3 3 4 3 Ι. Практическая работа. – У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? – Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) – Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? – Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему? Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали. 1
2 3 | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности. |
3. Изучение нового материала. | Ребята по очереди рассказывают о реках Саратовской области, показывают их на карте. (Подготовленные доклады про реки – Волга, Еруслан, Медведица, Малый Узень). О какой реке пишет наш земляк Н. Палькин? Скатываясь с древнего Валдая, Через Нижний, прямо на Увек, Всё спешит, спешит, в себя вбирая По пути семь тысяч разных рек? (Волга). Волга - великая русская река. Она принадлежит к числу крупнейших рек земного шара и является самой большой в Европе. По своему протяжению - 3690 км.- она занимает 16-е место в мире. В России только четыре реки - Амур, Лена, Обь и Енисей - превышают Волгу. Площадь бассейна - 1380 тыс. квадратных километров Крупнейшие города на Волге - Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. Крупнейшая европейская река Волга начинается у юго-западной околицы деревни Волговерховье, на высоте 228 метров над уровнем моря. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волга. Здесь начинает свой ход славная русская река Волга. Впадает река Волга (ниже Астрахани) в Каспийское море, лежащее на 28 метров ниже уровня океана, и образует дельту площадью 19 тыс. квадратных километров. Питание Волги происходит снеговыми (60%), грунтовыми и дождевыми водами (30% и 10%). К рекам Волжского бассейна относятся: - правые притоки Волги, протекающие по восточным склонам Приволжской возвышенности, небольшие по длине реки: Гуселка, Курдюм, Терса, Терешка, Чар дым; - левые притоки Волги: Малый Иргиз, Большой Иргиз, Малый Караман, Большой Караман, Еруслан, Саратовка, Тарлык. Учитель предлагает ученикам пользуясь Приложением в учебнике, объяснить название реки Еруслан. Еруслан – река в Саратовской и Волгоградской областях, левый приток Волги. Река Еруслан (предположительно от тюркского "арслан", что переводится как "лев"), протекает по территории Фёдоровского, Краснокутского и частично Ровенского районов Саратовской области, нижнее течение и устьевой залив находятся в Волгоградской области. Длина русла составляет 278 километров, водосборная площадь равна 5570 квадратным километрам, бассейновый округ Нижневолжский. Истоки реки расположены на юго-западной окраине Общего Сырта, в верхнем течении в жаркое лето она местами пересыхает, устье в результате затопления Волгоградского водохранилища превратилось в растянувшийся на километры широкий залив. Притоки: Медведица - один из притоков Дона. Река Медведица - в Саратовской. (Базарно-Карабулакский, Новобурасский, Петровский, Аткарский, Лысогорский, Калининский районы) и Волгоградской областях, левый приток Дона. Длина 745 км (в пределах Саратовской области - 400 км). Площадь бассейна - 34.9 тыс. кв. км (в границах обл. - 18,5 тыс. кв.км). Берет начало на Волго-Донском водоразделе Приволжской возвышенности в 5 км к западу от села Алексеевка Базарно-Карабулакского района. В пойме Медведицы 11 озер с площадью водного зеркала от 1 до 48 га. общим объемом свыше 2 млн.кв. м. В бассейне Медведицы в пределах области около 20 рек длиной более 30 км каждая, около 10 водохранилищ и прудов суммарным объёмом свыше 150 млн.кв. м. Существует одна красивая легенда о названии реки Медведица. Давным-давно местность малой родины была покрыта вековыми соснами и другими деревьями. Птицам, зверям, рыбам жилось привольно, еще ни разу не ступала нога человека в этих дивных местах. Но вот появился охотник-человек. Он увидел берлогу медведицы и ее маленьких медвежат. Натянул лук охотник и убил медвежат, а медведица осталась одна в берлоге оплакивать свое материнское горе. Она так любила своих медвежат и так страдала, что не выдержала земля и заплакала вместе с ней. И на том месте, где была берлога медведицы, стали бить ключи. Как бы напоминая людям о том жестоком охотнике, о жестокости вообще. Ключи, бившие из берлоги медведицы, соединились с другими ключами, образовали реку, которую назвали люди Медведицей в честь матери - медведицы. Малый Узень Малый Узень — река в Саратовской области России и Западно-Казахстанской области. Длина течения до 300 километров. Берет начало в Ершовском районе Саратовской области севернее города Ершов, в верховьях его имеется несколько небольших озер. Течет параллельно Большому Узеню и, как последний, теряется в песках, окружающих Камыш-Самарские озера. Притоки его незначительны, наибольший — Паника. Населённые пункты на реке Малый Узень Ершовский район Саратовской области: город Ершов, сёла Перекопное, Краснянка Фронтальная беседа с классом. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? - Скажите, было ли вам интересно узнать о названиях рек? - Как вы считаете, какая большая проблема существует у многих водоёмов Саратовской области? - Что бы вы предложили для охраны водоёмов? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
4. Самостоятельное применение знаний. | Выполнение упражнений из рубрики «Вопросы и задания». К бассейнам каких морей, озёр, рек относятся реки нашей области? Пользуясь Приложением, объясните названия рек- Хопёр, Аркадак, Терешка. Почему основные реки Саратовской области текут на Юг? Воду бассейна какой реки пьют жители городов Аткарска, Аркадака, Балашова, Калининска? Подпишите в контурной карте реки Саратовской области Проверка: работа в парах, дети обмениваются тетрадями и дают оценку выполнения заданий товарищами. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Регулятивные УУД 1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Умение работать в паре и в группах. |
5. Итог урока. | – Где пригодятся знания, полученные на уроках? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? - Почему необходимо беречь пресную воду? | Регулятивные УУД 1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
6. Домашнее задание. | - Давайте вернёмся к теме нашего урока. Какие водоёмы мы рассмотрели на уроке? . -Про какие водоёмы мы не говорили? -Как вы думаете, какое домашнее задание будет сегодня? Подготовить кроссворд на тему «Реки Саратовской области. | Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста. |