В век глобальных перемен, информатизации и модернизации системы образования современному педагогу, необходимо не только уметь пользоваться возможностями сети Интернет, но и постоянно повышать свою компетентность в сфере владения дистанционными технологиями обучения, сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса. Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с воспитанниками на расстоянии, в том числе и с детьми с ОВЗ. Обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий является одной из востребованных на текущий момент форм обучения. В ситуации вынужденной изоляции очень важно правильно организовать занятость ребенка.
Дистанционное образование - образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение - взаимодействие логопеда и дошкольников, детей между собой, отражающее все присущие процессу специального обучения и воспитания компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.
Процесс обучения:
суть учебно-воспитательного процесса, который характеризуется тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. осуществляется во взаимодействии логопеда и дошкольников, а также дошкольников между собой.
это значит, что в процессе дистанционного коррекционно-развивающего обучения предполагается наличие логопеда и детей, их общение. В этом принципиальная разница и отличие дистанционного обучения от систем и программ самообразования, работа с которыми осуществляется в ходе изучения автономных видео, телевизионных и радио курсов, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках.
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, что и обучение очное, и с тем же содержанием. Но форма подачи материала, взаимодействия педагога и дошкольника, детей между собой будут иными.
Дидактические принципы организации ДО в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.
Принципы дистанционного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи
Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного образования (СДО).
Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
Принцип стартового уровня образования.
Принцип соответствия технологий обучения.
Принцип мобильности обучения.
Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.
На данный момент, для дошкольного обучения, можно использовать специальные электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения.
Ресурсы для создания специальных образовательных условий:
Ресурсы социальных сетей и мобильных мессенджеров (Viber, Skype, WhatsApp, ВК).
Официальный сайт образовательной организации.
Личный сайт (блог) учителя-логопеда, воспитателя. На личном сайте должна быть предусмотрена обратная связь для взаимодействия воспитанника(ов) и педагога, возможность размещения материалов
Ресурсы для проведения онлайн занятий и видеоконференций:
Webinar.ru https ://webinar.ru/ – Вебинарная комната ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
Videomost.com https ://videomost.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
Zoom https://zoom.us / – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
Техническое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации обеспечивается следующими техническими средствами:
автоматизированными рабочими местами педагогов, по возможности web-камерами, микрофонами, звукоусиливающей и проекционной аппаратурой;
программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
бесперебойным доступом в Интернет с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
Техническое обеспечение рабочего места обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
канал подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Таким образом, при проведении дистанционных занятий информационные технологии должны обеспечивать:
доставку дошкольникам с нарушениями речи основного объема изучаемого материала;
интерактивное взаимодействие дошкольников с нарушениями речи и логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;
пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводимые в режиме двусторонней видеоконференции (online);
мультимедийные вставки;
односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
электронная почта, голосовая почта (off-line);
доступ к базам данных;
телевидеоконференции (родительское собрание);
чат-технологии (консультирование родителей).
Электронный учебник включает:
Общие сведения об учебнике.
Базовые тексты на гипертекстовой основе, предусматривающие дополнительную информацию (текстовую, графическую).
Мультимедийные вставки.
Задания.
Блок контроля, тестирование.
Инструментальные средства для разработки материалов для дистанционных занятий логопеда ДОУ
Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы Microsoft PowerPoint и использование их в работе с детьми.
Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint.
Логопедическое интернет-занятие.
Самостоятельное создание дидактических пособий для логопедической (коррекционной) работы по развитию:
грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы)
связной речи (сказки)
чтения (поиграем-почитаем, Муркина семья)
Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint
На таких занятиях детям с нарушениями речи предъявляется речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия.
Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка). При этом дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов занятия – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.
Структура занятия в дистанционном режиме может, как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.
Для дисанционного обучения особенно важным является разграничение видов работы, реализующих непосредственно коррекционные цели, и видов, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка. Видеосвязь с учителем-логопедом наиболее важна при реализации коррекционных задач. Развивающие упражнения могут выполняться деьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога.
Структура онлайн-занятия по автоматизации звука:
Организационный момент (разговор с мамой/ребенком все ли получилось/все ли понятно)
Дыхательная гимнастика (постановка правильного типа дыхания, правильного речевого выдоха)
Артикуляционная гимнастика (по показу, под музыку, по видеоролику)
1) Постановка звука по подражанию или показу с механической помощью.
LearningApps для педагога Создаем интерактивные тесты, игры, пазлы
При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия педагогом проводятся индивидуальные дистанционные консультации, даются письменные рекомендации. Необходимо донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения.