Рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
В век глобальных перемен, информатизации и модернизации системы образования современному педагогу, необходимо не только уметь пользоваться возможностями сети Интернет, но и постоянно повышать свою компетентность в сфере владения дистанционными технологиями обучения, сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса. Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с воспитанниками на расстоянии, в том числе и с детьми с ОВЗ. Обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий является одной из востребованных на текущий момент форм обучения. В ситуации вынужденной изоляции очень важно правильно организовать занятость ребенка.
Дистанционное образование - образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение - взаимодействие логопеда и дошкольников, детей между собой, отражающее все присущие процессу специального обучения и воспитания компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.
Процесс обучения:
- суть учебно-воспитательного процесса, который характеризуется тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. осуществляется во взаимодействии логопеда и дошкольников, а также дошкольников между собой.
- это значит, что в процессе дистанционного коррекционно-развивающего обучения предполагается наличие логопеда и детей, их общение. В этом принципиальная разница и отличие дистанционного обучения от систем и программ самообразования, работа с которыми осуществляется в ходе изучения автономных видео, телевизионных и радио курсов, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках.
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, что и обучение очное, и с тем же содержанием. Но форма подачи материала, взаимодействия педагога и дошкольника, детей между собой будут иными.
Дидактические принципы организации ДО в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.
Принципы дистанционного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи
- Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного образования (СДО).
- Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
- Принцип стартового уровня образования.
- Принцип соответствия технологий обучения.
- Принцип мобильности обучения.
- Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.
На данный момент, для дошкольного обучения, можно использовать специальные электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения.
Ресурсы для создания специальных образовательных условий:
- Ресурсы социальных сетей и мобильных мессенджеров (Viber, Skype, WhatsApp, ВК).
- Официальный сайт образовательной организации.
- Личный сайт (блог) учителя-логопеда, воспитателя. На личном сайте должна быть предусмотрена обратная связь для взаимодействия воспитанника(ов) и педагога, возможность размещения материалов
Ресурсы для проведения онлайн занятий и видеоконференций:
- Webinar.ru https://webinar.ru/ – Вебинарная комната ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Videomost.com https://videomost.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Zoom https://zoom.us/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Skype https://www.skype.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- ВК (ВКонтакте) (трансляции видеозаписи уроков).
- https://online.moylogoped.ru/ - дистанционный логопедический центр «Мой логопед онлайн»
Техническое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации обеспечивается следующими техническими средствами:
- автоматизированными рабочими местами педагогов, по возможности web-камерами, микрофонами, звукоусиливающей и проекционной аппаратурой;
- программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
- бесперебойным доступом в Интернет с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
Техническое обеспечение рабочего места обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
- канал подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Таким образом, при проведении дистанционных занятий информационные технологии должны обеспечивать:
- доставку дошкольникам с нарушениями речи основного объема изучаемого материала;
- интерактивное взаимодействие дошкольников с нарушениями речи и логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
- предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;
- пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
- занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводимые в режиме двусторонней видеоконференции (online);
- мультимедийные вставки;
- односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
- электронная почта, голосовая почта (off-line);
- доступ к базам данных;
- телевидеоконференции (родительское собрание);
- чат-технологии (консультирование родителей).
Электронный учебник включает:
- Общие сведения об учебнике.
- Базовые тексты на гипертекстовой основе, предусматривающие дополнительную информацию (текстовую, графическую).
- Мультимедийные вставки.
- Задания.
- Блок контроля, тестирование.
Инструментальные средства для разработки материалов для дистанционных занятий логопеда ДОУ
- Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы Microsoft PowerPoint и использование их в работе с детьми.
- Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint.
- Логопедическое интернет-занятие.
Самостоятельное создание дидактических пособий для логопедической (коррекционной) работы по развитию:
- слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных)
- зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке)
- словесно-логического мышления (четвертый - лишний, отгадай загадки - реши кроссворд)
- фонематических процессов
- лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, электроприборы, одежда, посуда, весна, город)
- грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы)
- связной речи (сказки)
- чтения (поиграем-почитаем, Муркина семья)
Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint
На таких занятиях детям с нарушениями речи предъявляется речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия.
Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка). При этом дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов занятия – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.
Структура занятия в дистанционном режиме может, как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.
Для дисанционного обучения особенно важным является разграничение видов работы, реализующих непосредственно коррекционные цели, и видов, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка. Видеосвязь с учителем-логопедом наиболее важна при реализации коррекционных задач. Развивающие упражнения могут выполняться деьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога.
Структура онлайн-занятия по автоматизации звука:
- Организационный момент (разговор с мамой/ребенком все ли получилось/все ли понятно)
- Дыхательная гимнастика (постановка правильного типа дыхания, правильного речевого выдоха)
- Артикуляционная гимнастика (по показу, под музыку, по видеоролику)
- 1) Постановка звука по подражанию или показу с механической помощью.
- Автоматизация звука:
а) слуховая разминка
б) звуковая гимнастика (автоматизация изолированного звука)
в) слоговая разминка (автоматизация в слогах прямых-обратных, со стечением; в чистоговорках)
5. Физминутка (пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие межполушарных связей, гимнастика для глаз и т.д.)
6. Фонематическое восприятие
7. Итог занятия и ДЗ (разговор с мамой)
Возможность использования ресурсов:
Интерактивные игры «Мерсибо», программа «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать» и др. сайты:
- Сайт с играми http://www.igraemsa.ru
- LearningApps для педагога Создаем интерактивные тесты, игры, пазлы
При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия педагогом проводятся индивидуальные дистанционные консультации, даются письменные рекомендации. Необходимо донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения.