Теория и практика дистанционного обучения детей с ОВЗ
«Теория и практика дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
Николаева М.А.
Интернет позволил человеку получать образование, не выходя из дома. Возможности Интернета кажется, что безграничны: мы можем посещать музеи всего мира, картинные галереи, находить друзей в любой точке мира, получить желаемые знания, образование.
У Интернета есть и свои минусы это рассеянность внимания, проведение за компьютером больше времени, чем планировалось из-за рекламы, посещения социальных сетей, просмотра видеороликов, что отвлекает от учебы и приводит к перегрузке нервной системы. Стоит отметить , что долгое сидение за компьютером приводит к ухудшению здоровья: развитие близорукости, искривление позвоночника, появление туннельных болей запястья, снижение мышечной активности.
Благодаря Интернету появились новые формы обучения, а именно дистанционное обучение. Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии между учителем и учащимися. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line [1].
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение, тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами[1].
Разработка курсов дистанционного обучения - более трудоемкая задача, даже чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде.
Как и любая система обучения, дистанционное обучение имеет свои достоинства и недостатки. Среди плюсов данного обучения выделяют:
- учебу можно легко совмещать с работой;
- свободный график освоения дисциплины.
Дистанционное обучение также имеет и свои минусы:
- многое зависит от самоорганизованности человека, от его умения распланировать свою деятельность
-результат зависит от заинтересованности обучающегося, от его стремления получить результат
-педагог не может в полной мере взаимодействовать с обучающимся, не может в полной мере контролировать его.
В 2020 году из-за пандемии большинство населения Земли было вынуждено работать, учиться дома, дистанционно.
Поэтому все испытали на практике что же такое дистанционное обучение. Все школы России работали в дистанционном формате. Все школьники были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Как известно в сети Интернет есть учебные платформы, которые позволяют получать знания, смотреть онлайн уроки, выполнять контрольные задания, тесты. Это платформы Учи.ру, РЭШ и др. Все эти платформы предназначены для нормотипичных детей, основы на общеобразовательной программе.
Но на дистанционное образование были вынуждены перейти и школы, которые обучают детей с ОВЗ, в частности детей с интеллектуальными нарушениями. Учебные платформы не подходят для детей с умственной отсталостью, поэтому работать с этими платформами не представлялось возможным. Стоит отметить, что для умственно отсталых детей характерно снижение познавательного интереса, нарушение всех ВПФ, их недоразвитие, есть дети, у которых отсутствует речь, у таких детей затруднен самоконтроль, им часто недоступно планирование и программирование совей деятельности. Так же стоит отметить, что среди предметов, которые изучаются в школе, большую часть занимает трудовое обучение, которое невозможно организовать дистанционно. Поэтому дистанционное обучение стало настоящим испытанием для умственно отсталых школьников. Большая часть работы легла на плечи родителей, им пришлось взять на себя роль педагога. Я работаю психологом в школе для детей с умственной отсталостью, У умственно отсталых школьников больше развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, имеется недоразвитие словесно-логического мышления. Поэтому им очень тяжело воспринимать инструкцию письменную и устную, им часто требуется показ, образец. Долгое сидение за компьютером приводит к излишнему перевозбуждению, эмоциональным срывам, поэтому использование ZOOM, Skype вызывает затруднение. В основном приходилось обучать родителей, объяснять им как правильно подавать инструкцию, как отслеживать результат, как добиться желаемого результата. Работать дистанционно непосредственно с детьми было возможно лишь непродолжительный промежуток времени и не по всем разделам программы.
Так же я столкнулась с трудностью подготовки к дистанционным урокам, очень много времени уходило на создание презентаций для детей и родителей, поиск упражнений, подходящих для использования родителями. Стоит отметить, что у 70% родителей, к сожалению ,наблюдается очень низкий уровень педагогической грамотности. Поэтому очень много времени уходило на работу с родителями.
Стоит отметить, что дистанционное образование все же больше ориентировано на студентов, школьников общеобразовательных школ, взрослых людей, желающих получить новые знания.
Для детей с ОВЗ нет подходящих учебных платформ, им крайне сложно понимать и воспринимать информацию через монитор экрана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полат Е. С., Бухракина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
2. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.distancelearning.ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html.
3. Универсариум [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://universarium.org