Решение олимпиадных задач по темам «Делимость» и «Квадратный трёхчлен»

0
0
Материал опубликован 6 December 2020

Решение олимпиадных задач

по темам «Делимость» и «Квадратный трёхчлен»

Урок-лекция Математическое творчество на примере темы «Делимость чисел».

За 1-2 часа невозможно показать всё многообразие идей и методов решения задач, особенно олимпиадных. На нашем занятии я хочу показать вам не только как решать задачи, но и показать, как они рождаются. Ведь придумать и решить свою новую задачу интереснее, чем решить готовую. Это творческий процесс, а Математика — это простор для полёта фантазии.

Начнём с разминки. Вы знаете, что все натуральные числа, кроме 1, делятся на простые и составные. Простые числа делятся нацело только на самих себя и на единицу. Если у числа есть хотя бы один другой (неравный самому себе и единице) делитель, то оно является составным. Доказать, что число простое гораздо труднее, чем доказать, что число составное. Приведу примеры.

1. Простыми или составными являются числа? а) 2019=3·673 – составное (нам это ещё пригодится). б) 2017 –простое (Вспомнить критерий простоты числа). в) 20172 +1 - число чётное, а, значит, составное. Заметим, чтобы придумать своё интересное составное число, нужно к 20172 прибавить любое нечётное, так появляется задача: простое или составное число 20172 + 20192019? г) 20172 – 4. Это число нечетно, а поэтому может оказаться простым, но ведь это разность квадратов, поэтому оно будет делиться на каждую из скобок (2017-2)·(2017+2), то есть это число поделится на 2019 и является составным. Что можно поменять в числе г), чтобы идея решения осталась той же, а число стало «интереснее»: 20172018 -4 – составное. д) 22019 +1. Вспомним, что 2019=3·673, поэтому 22019 +1=(2673)3 +1 – сумма кубов, которая раскладывается на две скобки, каждая из которых является делителем, а значит это составное число. Попробуйте на основе вышеизложенных идей придумать свои составные «необычные» числа.

Проверять число на простоту помогают признаки делимости. В школе изучаются многие из них, например, на 2,5,3,9. Несложные признаки делимости на 4 и 8. Из любой пары взаимно простых чисел можно получить путём их перемножения новые признаки: на 6 (если делится на 2 и 3) на 15 (если делится на 3 и 5). Подчеркну, что это работает только для взаимно простых пар. Утверждение: если число делится на 2 и на 4, то оно поделится на 8 неверно. Интересны признаки делимости на 7 и 11 – почитайте о них сами. Вообще, в теории чисел есть теорема Паскаля, которая позволяет найти признак делимости на любое число, правда для больших чисел проще посчитать в столбик, чем пользоваться этой теоремой.

2. Можно ли получить пятизначное число простое число, переставляя цифры 1, 2, 3, 4 и 5? Сумма цифр в любом таком числе равна 15, значит, любое такое число поделится на 3, а, значит, будет составным, а простое получить нельзя. С этой задачей тесно связана такая задача.

3. Запись натурального числа состоит из одной «1», двух «2 «, трёх «3» и т.д. девяти «9». Может ли оно быть точным квадратом? Его сумма цифр равна 285 делится на 3, но не делится на 9, а поэтому не может быть точным квадратом. Из этой же серии ещё одна задача.

4. Существует ли такое натуральное n , что 2018n содержит в своей записи поровну единиц, двоек, троек и т. д. девяток? Так как 1+2+…+9=45, то сумма цифр кратна 45, то есть делится на 3, а число 2018n на 3 не делится. Ответ: не существует.

Как-то на уроке я спросил, каким будет признак делимости на 6, а ученик ответил, что если сумма цифр делится на 6, то и само число делится на 6. Верно ли это утверждение? Нет, пример: 12. Но у меня в голове возникла задача (не исключено, что просто всплыла из памяти).

5. Для каких натуральных n>1 справедливо утверждение: если сумма цифр делится на n, то и само число делится на n. Мы знаем ответ для n=3 и n=9, а есть ли другие? Решение. Рассмотрим два числа с суммой цифр равной n. t1607268417aa.gif и t1607268417ab.gif. Их разность также должна делиться на n, но А-В=9, поэтому n=3 или 9, то есть для других чисел признак с суммой цифр не работает.

Напомню вам ещё один важный и знакомый факт. Если число a при делении на b даёт в частном q, а в остатке r, то справедливо равенство a=bq+r. Так, например, при делении числа а на 3 возможны 3 остатка 0, 1 или 2, а значит а=3n или а= 3n+1 или а=3n+2.

6. Может ли число, делящееся на 8, при делении на 12 давать в остатке 10? Допустим, может. Тогда справедливо равенство: 8а=12в+10. Присмотримся к этому равенству: 8 и 12 оба делятся на 4, а 10 нет. Полученное противоречие доказывает, что такого числа не существует.

Вообще, математику всегда интересно решить задачу различными способами, рассмотреть для неё обратные задачи, обобщить полученное решение. Следуя этой схеме, рассмотрим

6. Доказать, что для любых целых m и n, что если (m-n):3, то (m3-n3):9.

1 способ (анализ). t1607268417ac.gif. Так как (m-n):3, то оба слагаемых делятся на 9, а значит (m3-n3):9.

2 способ (синтез). (m-n):3, тогда m-n=3а и m=3a+n. Подставим, получим t1607268417ad.gif.

3 способ. Если (m-n):3, то m и n при делении на 3 дают одинаковые остатки, а значит, m=3a+r n=3b+r. t1607268417ae.gif (Раскройте скобки и убедитесь сами).

Обратная задача.

7.Доказать, что для любых целых m и n, что если (m3-n3):9, то (m-n):3.

Воспользуемся методом от противного. Пусть (m-n) не делится на 3, тогда (m-n) при делении на 3 даёт в остатке 1 или 2, то есть m-n=3k+r, где r=1 или r=2. Подставим в данное равенство (см. 1 способ):

t1607268417af.gif

По условию это выражение делится на 9, поэтому t1607268417ag.gif но r=1 или r=2, получено противоречие, допущение неверно, т.е. (m-n):3.

Обобщение.

8. Верно ли, что если (m-n):3, то (ml-nl):9 для любого l >1? Утверждение неверно, есть контрпример: m=5, n=2, l=2. 52-22=21 не :9.

Изменение задачи.

9. Доказать, что для любых целых m и n, если (m-n):6, то (m3-n3):18.

Воспользуемся идеей 1-го способа.t1607268417ah.gif. Так как (m-n):6, то (m-n)3:216 и, тем более, поделится на 18. Второе слагаемое делится на 3 и на 6 независимо друг от друга, поэтому также поделится на 18.

После рассмотрения последней задачи возникает гипотеза.

10. Верно ли, что если (m-n):k, то (m3-n3):(3k) при любом натуральном k? Утверждение неверно, есть контрпример: m=3, n=1, k=2. (3-1):2, 33-13=26 не : 3·2=6.

А может всё дело в том, что число k должно быть кратно 3? Появляется новая гипотеза.

11. Верно ли, что если (m-n):(3k), то (m3-n3):(9k) при любом натуральном k? Докажите или опровергните это утверждение.

Задачи на делимость часто встречаются на ЕГЭ (задача №19). Одну такую задачу я хочу показать вам, она тоже представляет собой маленькое исследование. В процессе её решения у меня возникало много вопросов. Попробуем вместе разобраться.

12. Дано двузначное натуральное число.

а) Оказалось, что частное этого числа и суммы его цифр, равно 7. Найдите все такие числа.

б) Какие натуральные значения может принимать частное данного числа и суммы его цифр?

в) Какое наименьшее значение может принимать частное данного числа и суммы его цифр?

Решение. а) Пусть данное число 10х+у, его сумма цифр х+у. По условию составим уравнение: t1607268417ai.gif. Так как х и у – цифры, причём х0, то условиям удовлетворяют числа: 21;42;63;84.

б) Пусть частное данного числа и суммы его цифр равно k, причём k –число натуральное. Получим t1607268417aj.gif. Так как х и у – цифры, причём х¹0, то получим двойное неравенство: t1607268417ak.gif. Решая его, получим, что 1,9k10. Так как k- натуральное, то это отношение может быть равно 2;3;...9;10. Обращаю ваше внимание, что, если вы так это и запишите в ответ, то вам проверяющие снимут баллы. Дело в том, что это список возможных значений искомого отношения. Нужно показать пример, что это отношение реализуется. Это делается простым подбором или решением уравнений, аналогичных пункту а). Например, k=2 получиться для числа 18, k=3 для числа 27 и т.д. Приведите эти примеры сами для всех k от 2 до 10.

«Лирическое» отступление. Меня заинтересовало, что для каких–то k можно придумать только один пример, а для каких-то, например, для k=7 целых четыре. Решив задачу математически, я решил написать компьютерную программу на языке Питон, которая бы считала все числа для каждого отношения k. Получилась следующая таблица.

k

2

3

4

5

6

7

8

9

10

числа

18

27

12;24;36;48

45

54

21;42;63;84

72

81

10;20…90

Возник ещё один вопрос: может ли k равняться неправильной дроби, большей 1,9, например, 10/3? Докажите, что не существует двузначного числа, отношение которого к сумме своих цифр равно 10/3.

Перейдём к вопросу о наименьшем значении искомого отношения k.

в) Рассмотрим функцию t1607268417al.gif. Обозначим у/х=t и рассмотрим функцию одной переменной t1607268417am.gifпри 0 t 9. Это уравнение гиперболы, f(t) – убывающая функция, поэтому своё наименьшее значение принимает на правом конце отрезка, то есть при t=9. Это отношение равно f(9)=1,9 и получается для числа 19.

В качестве исследования можно задаться вопросом об отношении двузначных чисел к произведению своих цифр, трёхзначных чисел к сумме своих цифр. Кстати, найдите такое трёхзначное число, для которого отношение к сумме своих цифр равно 29.

Выводы. Математика огромный исследовательский полигон, причём не требующий никаких материальных затрат, как, например, в физике или химии. Это полёт фантазии и удовлетворение здорового любопытства.

В заключении, задача- шутка. Двое по очереди ломают шоколадку размером 6 на 8. За 1 ход делается прямолинейный разлом любого из кусков вдоль углубления. Проигрывает тот, кто не может сделать ход. Кто выиграет в этой игре, первый или второй игрок? Решение. Каждый раз число кусков увеличивается на 1. В конце получится 48 долек, значит, будет сделано 47 ходов. 47-й ход делает тот, кто делал 1-ый, то есть первый игрок выиграет.

Вопрос: какими должны быть размеры шоколадки, чтобы выиграл второй игрок?

Задачи по мотивам лекции.

1. Докажите, что число t1607268417an.gif- составное.

2. Запись натурального числа состоит из одной «1», двух «2 «, трёх «3» и т.д. девяти «9». Может ли оно быть точным квадратом?

3. Верно ли, что если (m-n):(3k), то (m3-n3):(9k) при любых натуральных m,n,k? Докажите или опровергните это утверждение.

4. Докажите, что не существует двузначного числа, отношение которого к сумме своих цифр равно 10/3.

5. Найдите такое трёхзначное число, для которого отношение к сумме своих цифр равно 29.

6. (Для любителей информатики). Напишите программу на каком-либо языке программирования, которая бы печатала все трёхзначные числа, отношение которых к их сумме цифр есть целое число. Само отношение должно быть напечатано через пробел от соответствующего числа. Сколько таких трёхзначных чисел?



Квадратный трёхчлен в олимпиадных задачах.

Общие сведения о квадратном трёхчлене.

Выражение {\displaystyle ax^{2}+bx+c} ax+ bx c  называют квадратным трёхчленом. Соответствующая функция у= ax+ bx c называется квадратичной. Её график – парабола. Расположение параболы зависит от коэффициентов а, в и с. а показывает направление ветвей, в – определяет вместе с а ось параболы, а с – ординату точки пересечения параболы с осью Оу. Корни квадратного трёхчлена – точки пересечения с осью Ох – нули функции находятся по формулам t1607268417ao.gif. Если дискриминант D>0, то парабола пересекает ось Ох в двух точках, если D<0, то парабола не пересекает ось Ох, т.е. находится целиком выше или целиком ниже оси Ох (в зависимости от направления ветвей), если D=0, парабола касается оси Ох. Если корни есть, то квадратный трёхчлен можно разложить на множители: ax+ bx c  = а(х-х1)(х-х2). Взаимосвязь между коэффициентами и корнями показывает теорема Виета. Для приведённого квадратного уравнения x+ рx q=0  справедливы равенства: t1607268417ap.gif.

Вопрос. Какими будут формулы Виета для не приведённого квадратного уравнения ax+ bx c  = 0? Ответ: t1607268417aq.gif.{\displaystyle x_{1}+x_{2}=-b/a,\quad x_{1}x_{2}=c/a.}

Задачи на взаимосвязь коэффициентов квадратного трёхчлена и расположения его графика.

1. Известно, что + b + c < 0 и что уравнение ax+ bx c = 0 не имеет действительных корней. Определить знак коэффициента с.

Решение. Квадратный трёхчлен f(x) = ax+ bx не имеет действительных корней, значит, он сохраняет один и тот же знак для всех значений аргумента х. Так как  f(1) = a  + b + c < 0, то f(0) = c < 0.

Ответ: c < 0.

Заметим, что значение квадратного трёхчлена (и, вообще, любого многочлена) при х=1 равно сумме его коэффициентов. Верно и наоборот: если в квадратном уравнении сумма всех его коэффициентов равна нулю ({\displaystyle a+b+c=0}а+в+с=0), то х=1 - корень такого уравнения (другой корень можно определить по формулам Виета).

Вопрос. Какой вывод можно сделать, если в квадратном уравнении для коэффициентов выполняется равенство ({\displaystyle a+b+c=0}а + с = в)? Ответ: по условию а-в+с=0, то есть f(-1) = 0, а значит х= -1 - корень этого уравнения.

2. (ЛМО 2000, 10 кл). Сумма наименьшего значения квадратного трёхчлена аx+8b и наименьшего значения квадратного трёхчлена bx2 +8x+a равна нулю при a>0 и b>0. Доказать, что оба эти наименьшие значения равны нулю.

Решение. t1607268417ar.gif. Для первого квадратного трёхчлена t1607268417as.gif. Аналогично, для второго квадратного трёхчлена t1607268417at.gif. Сумма наименьших значений t1607268417au.gif. Так как по условию a+b0, то ab=16, при этом f1 = f2=0.

3. (№3.71 «Задачи с параметрами»). Найти наименьшее значение суммы квадратов корней уравнения x- 2ax а + 6 = 0.

Нужно найти t1607268417av.gif. Находить корни с помощью дискриминанта, а затем подставлять в искомое выражение сложно. Это препятствие можно обойти, воспользовавшись теоремой Виета для этого уравнения:t1607268417aw.gif. Применим способ, шутливо называемый способом «Тараса Бульбы». t1607268417ax.gif. Полученный квадратный трёхчлен принимает своё наименьшее значение в вершине параболы, то есть при t1607268417ay.gif. А наименьшее значение равно t1607268417az.gif. Казалось бы, задача решена. Давайте сделаем проверку: при а=1/4 получаем уравнение x– 0,56,25 = 0. Его дискриминант отрицателен! Ошибка произошла потому, что мы предварительно не задумались о том, существуют эти корни или нет. Найдём дискриминант данного уравнения. t1607268417ba.gif. Решая неравенство, получим a(-;-2[3;). Таким образом, нужно найти наименьшее значение выражения t1607268417bb.gif при aÎ(-¥;-2[3;¥). Графическая иллюстрация показывает, что унаим=у(-2)=8. Ответ: 8.

Задачи на делимость.

4. Может ли квадратное уравнение ax+ bx c = 0 с целыми коэффициентами иметь дискриминант равный 2018?

Решение. Допустим, что дискриминант указанного уравнения равен числу 2018. Тогда можно записать: b2 – 4ac = 2018.

Заметим, что b2 делится на 2, а, значит, и b делится на 2. Тогда b=2n, подставляя в это равенство, получим, что его левая часть делится на 4, а правая 2018 не делится на 4. Получено противоречие, значит, сделанное допущение ложно.  Ответ: нет.

Вопрос. А может ли квадратное уравнение ax+ bx c = 0 с целыми коэффициентами иметь дискриминант равный 23? Ответ: нет, как и любому числу вида 4n+3.

5. (ММО 1955, 7 кл). Существует ли такое целое n, что n2 + n + 1 делится на 1955?

Решение. Допустим, что существует, тогда n2 + n + 1 = 1955k. Рассмотрим квадратное уравнение n2 + n + 1 - 1955k = 0.

Найдем его дискриминант: D = 1 - 4∙ (1 - 1955k) = 7820k -3. Заметим, что дискриминант оканчивается цифрой 7 при любом k, а, значит, точным квадратом быть не может. Ответ: такого k не существует.

Вопрос. Каким число ближайшего к нам года можно заменить число 1955 в этой задаче? Ответ: 2015.

6. Квадратный трёхчлен x+ аx b = 0  имеет целые корни по модулю большие двух. Докажите, что число а + в + 1 – составное.

Решение. Доказать, что число а + в + 1 – составное означает, что нужно найти его, по крайней мере, один делитель, не равный 1.

Воспользуемся теоремой Виета для этого уравнения:t1607268417bc.gif. Найдём

t1607268417bd.gif. Таким образом, делители найдены.

Вопрос. Для чего в задаче условие, что уравнение «имеет целые корни по модулю большие двух»? Ответ: благодаря этому условию, каждая из скобок не равна 1.

Квадратный трёхчлен и неравенства.

7. (ММО, 2014, 10.1, 11.1 ) Квадратный трёхчлен f(x) = ax2 + bx + c принимает в точках 1/a и c значения разных знаков. Докажите, что корни трёхчлена f(x) имеют разные знаки.

Решение. По условию, 0 > f(c)∙f(1/a) = (ac2 + bc + c)∙(1/a + b/a + c) = c/a ∙(ac + b + 1)2Следовательно,  c/a < 0.  Но по теореме Виета c/a равно произведению корней  f(x), поэтому они разных знаков.

8. (18.9 Бартенев) Докажите, что для любых t1607268417be.gif хотя бы одно из двух уравнений

t1607268417bf.gifимеет корень.

Решение. Допустим противное, то есть, что оба уравнения не имеют корней. Тогда имеют место неравенства t1607268417bg.gif и t1607268417bh.gif. Сложив эти два неравенства, получим, t1607268417bi.gif - противоречие.

9. (ЛМО, 1999, 9 кл) Значения квадратного трёхчлена  ax2 + 2bx + c  отрицательны при всех х. Докажите, что значения квадратного трёхчлена  a2x2 + 2b2x + c2  при всех х положительны.

Решение. Так как по условию ax2 + 2bx + c  >0, то t1607268417bj.gif (см графическую иллюстрацию – парабола целиком ниже оси Ох). Заметим, что с<0, тогда

b2  + ac >0.  Рассмотрим второй квадратный трёхчлен. По условию у него а2 >0 и парабола должна целиком располагаться выше оси Ох (см графическую иллюстрацию). Тогда нужно доказать, что его Д/4<0. Получим D/4 = b4 - (ac)2=( b2  + ac)( b2  - ac) <0, так как по доказанному первая скобка положительна, а вторая отрицательна.



Квадратный трёхчлен и инвариант.

10. (http://math4school.ru/) Дан квадратный трёхчлен ax+ bx c. За один ход разрешается заменить данный квадратный трёхчлен  целиком на квадратный трёхчлен  cx+ (b + 2c)+ (a + b + c).

Можно ли после нескольких ходов из квадратного трёхчлена  x– 3x – 4 получить квадратный трёхчлен  x– 2017x – 2018?

Решение. В задачах подобного типа нужно найти то, что остаётся неизменным при указанном преобразовании (инвариант). Попробуем найти дискриминант второго квадратного трёхчлена.  t1607268417bk.gif.

То есть, при указанных заменах исходного квадратного трёхчлена  его дискриминант не изменяется. Значит, если из квадратного трёхчлена  x– 3x – 4 можно получить квадратный трёхчлен x– 2017x – 2018, то их дискриминанты должны быть равны. Однако это не так. Ответ: нет.

Вопрос. Можно ли получить из первого квадратного трёхчлена второй, если за один ход разрешается заменить х на (х – t), где t - любое число. Ответ: нельзя, так как такое преобразование также не изменит дискриминант.

Замечание. В задачах на инвариант полезен эксперимент!


Квадратный трёхчлен и геометрия.

11. (Олимпиада Сириус, 9 кл). t1607268417bl.png

На параболе у= x+ax b взяты точки А, В, С и Д так, что АВСДОх и АВ=5, СД=13. Найти расстояние между прямыми АВ и СД.

Решение. Пусть абсцисса вершины параболы t1607268417bm.gif. Так как АВ=5, а СД=13, то координаты точек А(х0-2,5;у1); В(х0+2,5;у1); С(х0-6,5;у2); Д(х0+6,5;у2). Искомое расстояние t1607268417bn.gif

Ответ: 36.

Задачи для самостоятельного решения.

t1607268417bo.png1. (Всеросс., 2017, Шк. Этап, 10 кл). На координатной плоскости изображены графики функций y = x2 + bx + c и y = x2 + cx + b. Найдите значения b и c.

2. Найти значение а, при котором сумма квадратов корней уравнения

x+ ax - 5а + 1 = 0 наименьшая.

3. Квадратный трёхчлен x+ аx b + 1 = 0  с целыми коэффициентами имеет ненулевые целые корни. Докажите, что число а2 + b2 – составное.

4. Докажите, что для любых a и b хотя бы одно из двух уравнений

t1607268417bp.gifимеет решение.

5. Дан приведенный квадратный трехчлен  f(x) = x2 + bx + c,  имеющий два различных корня. Обозначим D его дискриминант 
(
D = b2 – 4c).  Сколько корней имеет уравнение   t1607268417bq.gif?

6. В параболу t1607268417br.gifвписан прямоугольный треугольник, гипотенуза которого параллельна оси t1607268417bs.gif Докажите, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1.

Задачи для исследования.

Сюжет 1 (алгебраический). Пусть t1607268417bt.gif- корни квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0. t1607268417bu.gif, где n - натуральное число.

1 уровень. Для квадратного уравнения x+ 4x 6=0 найдите S1, S2, S3.

2 уровень. Для квадратного уравнения x+ рx q=0 найдите (выразите через p и q) S1, S2, S3, Sn.

3 уровень. Обобщите результат на случай не приведённого уравнения ax2 + bx + c = 0. Найдите (выразите через a, b и c) S1, S2, S3, Sn.

4 уровень. Докажите равенство t1607268417bv.gif.

5 уровень*. Пусть x1 и x2—корни квадратного уравнения x+ рx q=0, t1607268417bu.gif. Докажите формулу Варинга. t1607268417bw.gif, где суммирование ведётся по всем целым числам m, для которых t1607268417bx.gif.

Сюжет 2 (геометрический).

1 уровень. В параболу t1607268417br.gifвписан прямоугольный треугольник, гипотенуза которого параллельна оси t1607268417bs.gif Докажите, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1.

2 уровень. В параболу t1607268417by.gifвписан прямоугольный треугольник, гипотенуза которого параллельна оси t1607268417bs.gif Докажите, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1/а.

3 уровень. В параболу t1607268417by.gifвписан треугольник, одна из сторон которого параллельна оси t1607268417bs.gif Высота треугольника, проведённая к этой стороне, равна 1/а. Докажите, что треугольник – прямоугольный.

4 уровень. В параболу t1607268417by.gifвписан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой АВ. Высота треугольника, опущенная на гипотенузу СН = 1/а. Верно ли, что АВ параллельна оси ОХ?

5 уровень*. Можно ли в параболу t1607268417by.gifвписать равносторонний треугольник, ни одна из вершин которого не совпадает с началом координат?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.