Программа элективного курса по биологии на тему «Решение практических задач по генетике» (10 класс)
Планируемые результаты элективного курса
Деятельность направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
-признания ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы на базовом уровне являются:
-В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-объяснение роли генетики в формировании научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; нарушение развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
-приведение доказательств единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
-решение генетических задач; составление схем скрещивания;
В ценностно-ориентационной сфере:
-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
-овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
Содержание курса
Данный курс является продолжением темы «Основы генетики», впервые изучаемой в курсе «Общая биология» в 9 классе и расчитан на 34 часа (1 час в неделю). Курс интересен учащимся средней школы, готовящихся к сдаче ЕГЭ по биологии.
Раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Усвоение любого теоретического курса легче осуществляется через решение задач. Этого требует от обучащихся и ЕГЭ по биологии. Именно задача по генетике является самым сложным заданием экзамена в части С. Решение задач по генетике является одним из важнейших методов усвоения теоретического материала, так как помогает овладеть логикой генетического анализа, спецификой мышления в области генетики. При решении задач наблюдается постоянное взаимодействие между знанием теории и возможностью ее практического применения. В результате такого взаимодействия формируется осмысленное овладение знаниями закономерностей наследования, взаимосвязи процессов на молекулярном, клеточном и организменном уровнях. Решение сложных задач – это проблема, которую испытывают многие учащиеся.
В процессе занятий рассматриваются основные закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов, принципы решения и оформления генетических задач, предлагаются методические приемы, облегчающие решение, анализируются характерные ошибки, обычно допускаемые учащимися, аспекты медицинской генетики и генетического здоровья человека.
Раздел1. -1 ч.: История развития генетики.
Раздел 2. Дискретная природная наследственность - 4 ч.: Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.
Раздел 3.Локализация генов в хромосомах -5ч.: Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Конъюгация хромосом, природа кроссинговера.
Раздел 4. Сложная структура гена, ген как единица функции - 4ч.: Современные представления о гене и геноме.
Раздел 5. Химическая природа гена и генетическая регуляция синтеза белков - 4ч.: Наследственная и ненаследственная изменчивость. Механизм синтеза белка, искусственный синтез белков и проблема искусственного синтеза гена. Синтез аминокислот и индуцированных ферментов у бактерий. Механизмы регуляции синтеза белка – репрессия и индукция.
Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Раздел 6. Действие и взаимодействие генов -4ч.: Множественное действие гена. Полигенное действие генов. Относительность деления признаков на качественные и количественные. Комплементарное взаимодействие генов. Эпистатическое взаимодействие генов.
Раздел 7. Гены и человек - 7ч.: Наследственные болезни человека: генные, геномные, хромосомные. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины . Наследование признаков у человека. Хромосомные мутации: причины возникновения, возможные последствия. Причины повреждения хромосом. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Врожденные пороки развития. Синдром Клайнфельтера. Профилактика наследственных заболеваний и пороки развития. Охрана окружающей среды и наследственность человека.
Раздел 8. Проектная деятельность по теме: «Гены и человек» -5 ч. Основы методологии проектной деятельности, структура и правила оформления проектной работы.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
| Раздел1. Введение - 1 ч. | |
1. | Тема 1.История развития генетики. | 1 |
Раздел 2. Дискретная природная наследственность - 4 ч. | ||
2. | тема 1. Наследственность и изменчивость. | 1 |
3. | тема 2. Мендель и его роль в становлении генетики как наука. | 1 |
4. | тема 3. Моно-и дигибридное скрещивание. | 1 |
5. | тема 4. Ген как единица наследственности. | 1 |
Раздел 3.Локализация генов в хромосомах -5ч. | ||
6. | Тема 1.Изучение сцепленного наследования. | 1 |
7. | тема 2.Конъюгация хромосом , природа кроссинговера. | 1 |
8. | тема 3.Выявление нарушения сцепления генов. | 1 |
9. | тема 4. Конъюгация хромосом, природа кроссинговера. | 1 |
10. | тема 5.Линейное расположение генов в хромосоме. | 1 |
| Раздел 4. Сложная структура гена, ген как единица функции - 4ч. | |
11. | тема 1.Ген как единица мутации, кроссинговера и функции. | 1 |
12. | тема 2. Множественный аллелизм-существование одного гена в нескольких формах. | 1 |
13. | тема 3. Биохимические основы наследственных аномалий. | 1 |
14. | тема 4. Нейроспора как генетический объект. | 1 |
Раздел 5. Химическая природа гена и генетическая регуляция синтеза белков - 4ч. | ||
15. | тема 1.Код наследственности, история его открытия. | 1 |
16. | тема 2.Механизм синтеза белка, искусственный синтез белков и проблема искусственного синтеза гена. | 1 |
17. | тема 3.Синтез аминокислот и индуцированных ферментов у бактерий. | 1 |
18. | тема 4.Механизмы регуляции синтеза белка – репрессия и индукция. | 1 |
Раздел 6. Действие и взаимодействие генов -4ч. | ||
19. | тема 1.Множественное действие гена. | 1 |
20. | тема 2.Полигнное действие генов. Относительность деления признаков на качественные и количественные. | 1 |
21. | тема 3 Комплементарное взаимодействие генов. | 1 |
22. | тема 4.Эпистатическое взаимодействие генов. | 1 |
Раздел 7. Гены и человек - 7ч. | ||
23. | тема 1. Наследственные болезни человека: генные, геномные, хромосомные. | 1 |
24. | Тема 2.Хромосомные мутации: причины возникновения, возможные последствия. | 1 |
25. | тема 3.Причины повреждения хромосом. | 1 |
26. | Тема 4. Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1 |
27. | тема 5.Врожденные пороки развития. Синдром Клайнфельтера. | 1 |
28. | тема 6. Профилактика наследственных заболеваний и пороки развития. | 1 |
29. | тема 7. Охрана окружающей среды и наследственность человека. | 1 |
Раздел 8. Проектная деятельность по теме: «Гены и человек» -4ч. | ||
30. | тема 1-4. Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта и его реализация. | 4 |
31. | Конференция «Гены в нашей жизни» | 1 |
| Итого: | 34 |