12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Марина Алексеевна35
Люблю природу
Россия, Иркутская обл., рп. Жигалово

t1676603397aa.jpg





















































Планируемые результаты элективного курса

Деятельность направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признания ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы на базовом уровне являются:

-В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-объяснение роли генетики в формировании научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; нарушение развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

-приведение доказательств единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;

-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

-решение генетических задач; составление схем скрещивания;

В ценностно-ориентационной сфере:

-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

В сфере трудовой деятельности:

-овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.







Содержание курса


Данный курс является продолжением темы «Основы генетики», впервые изучаемой в курсе «Общая биология» в 9 классе и расчитан на 34 часа (1 час в неделю). Курс интересен учащимся средней школы, готовящихся к сдаче ЕГЭ по биологии.

Раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Усвоение любого теоретического курса легче осуществляется через решение задач. Этого требует от обучащихся и ЕГЭ по биологии. Именно задача по генетике является самым сложным заданием экзамена в части С. Решение задач по генетике является одним из важнейших методов усвоения теоретического материала, так как помогает овладеть логикой генетического анализа, спецификой мышления в области генетики. При решении задач наблюдается постоянное взаимодействие между знанием теории и возможностью ее практического применения. В результате такого взаимодействия формируется осмысленное овладение знаниями закономерностей наследования, взаимосвязи процессов на молекулярном, клеточном и организменном уровнях. Решение сложных задач – это проблема, которую испытывают многие учащиеся.

В процессе занятий рассматриваются основные закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов, принципы решения и оформления генетических задач, предлагаются методические приемы, облегчающие решение, анализируются характерные ошибки, обычно допускаемые учащимися, аспекты медицинской генетики и генетического здоровья человека.

Раздел1. -1 ч.: История развития генетики.

Раздел 2. Дискретная природная наследственность - 4 ч.: Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.

Раздел 3.Локализация генов в хромосомах -5ч.: Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Конъюгация хромосом, природа кроссинговера.

Раздел 4. Сложная структура гена, ген как единица функции - 4ч.: Современные представления о гене и геноме.

Раздел 5. Химическая природа гена и генетическая регуляция синтеза белков - 4ч.: Наследственная и ненаследственная изменчивость. Механизм синтеза белка, искусственный синтез белков и проблема искусственного синтеза гена. Синтез аминокислот и индуцированных ферментов у бактерий. Механизмы регуляции синтеза белка – репрессия и индукция.

Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Раздел 6. Действие и взаимодействие генов -4ч.: Множественное действие гена. Полигенное действие генов. Относительность деления признаков на качественные и количественные. Комплементарное взаимодействие генов. Эпистатическое взаимодействие генов.

Раздел 7. Гены и человек - 7ч.: Наследственные болезни человека: генные, геномные, хромосомные. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины . Наследование признаков у человека. Хромосомные мутации: причины возникновения, возможные последствия. Причины повреждения хромосом. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Врожденные пороки развития. Синдром Клайнфельтера. Профилактика наследственных заболеваний и пороки развития. Охрана окружающей среды и наследственность человека.

Раздел 8. Проектная деятельность по теме: «Гены и человек» -5 ч. Основы методологии проектной деятельности, структура и правила оформления проектной работы.




Тематическое планирование




Тема

Количество часов


Раздел1. Введение - 1 ч.


1.

Тема 1.История развития генетики.

1

Раздел 2. Дискретная природная наследственность - 4 ч.

2.

тема 1. Наследственность и изменчивость.

1

3.

тема 2. Мендель и его роль в становлении генетики как наука.

1

4.

тема 3. Моно-и дигибридное скрещивание.

1

5.

тема 4. Ген как единица наследственности.

1

Раздел 3.Локализация генов в хромосомах -5ч.

6.

Тема 1.Изучение сцепленного наследования.

1

7.

тема 2.Конъюгация хромосом , природа кроссинговера.



1

8.

тема 3.Выявление нарушения сцепления генов.



1

9.

тема 4. Конъюгация хромосом, природа кроссинговера.


1

10.

тема 5.Линейное расположение генов в хромосоме.

1


Раздел 4. Сложная структура гена, ген как единица функции - 4ч.


11.

тема 1.Ген как единица мутации, кроссинговера и функции.

1

12.

тема 2. Множественный аллелизм-существование одного гена в нескольких формах.

1

13.

тема 3. Биохимические

основы наследственных аномалий.

1

14.

тема 4. Нейроспора как генетический объект.

1

Раздел 5. Химическая природа гена и генетическая регуляция синтеза белков - 4ч.

15.

тема 1.Код наследственности, история его открытия.

1

16.

тема 2.Механизм синтеза белка, искусственный синтез белков и проблема искусственного синтеза гена.

1

17.

тема 3.Синтез аминокислот и индуцированных ферментов у бактерий.

1

18.

тема 4.Механизмы регуляции синтеза белка – репрессия и индукция.

1

Раздел 6. Действие и взаимодействие генов -4ч.

19.

тема 1.Множественное действие гена.

1

20.

тема 2.Полигнное действие генов. Относительность деления признаков на качественные и количественные.

1

21.

тема 3 Комплементарное взаимодействие генов.

1

22.

тема 4.Эпистатическое

взаимодействие генов.

1

Раздел 7. Гены и человек - 7ч.

23.

тема 1. Наследственные болезни человека: генные, геномные, хромосомные.

1

24.

Тема 2.Хромосомные мутации: причины возникновения, возможные последствия.

1

25.

тема 3.Причины повреждения хромосом.

1

26.

Тема 4. Наследственные болезни, сцепленные с полом.

1

27.

тема 5.Врожденные пороки развития. Синдром Клайнфельтера.

1

28.

тема 6. Профилактика наследственных заболеваний и пороки развития.

1

29.

тема 7. Охрана окружающей среды и наследственность человека.

1

Раздел 8. Проектная деятельность по теме: «Гены и человек» -4ч.

30.

тема 1-4. Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта и его реализация.

4

31.

Конференция «Гены в нашей жизни»

1


Итого:

34



















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.