Решение профессионально-ориентированных задач на занятиях по математике в медицинском колледже

2
1
Материал опубликован 7 October в группе

Решение профессионально-ориентированных задач на занятиях по математике в медицинском колледже


Автор: Летяева Ольга Викторовна,

преподаватель математики, информатики

Бийский филиал КГБПОУ "АИРМО"



С введением ФГОС СПО стал обязательным учет профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке студентов, поэтому в общеобразовательные предметы, в том числе в математику были включены прикладные модули с профессионально ориентированным содержанием.

Согласно Методическим рекомендациям по организации обучения, разработанных Институтом развития профессионального образования, принцип профессиональной направленности на занятиях по математике может быть реализован в трех формах: практико-ориентированные задачи, индивидуальные проекты и бинарные уроки.

В данной статье хочу поделиться опытом работы по организации практических занятий по математике в медицинском колледже, где мы со студентами решаем профессионально ориентированные задачи.

Подбирали задачи и составляли практические работы с учетом следующего:

- в задаче описывается ситуация, встречающаяся в профессиональной деятельности будущего медицинского работника;

- задача имеет профессиональную направленность, но решается математическими методами;

- содержание задачи должно способствовать пропедевтике медицинских понятий и обеспечить подготовку к усвоению профессиональной лексики;

- задача демонстрирует взаимосвязь математики с профессиональными модулями и общепрофессиональными дисциплинами;

- в процессе решения задачи происходит усвоение математических знаний, приемов и методов решения.

В процессе решения задач даем возможность только «прикоснуться» к медицине, не ставя цель сформировать какие-то медицинские понятия или умения, этим должны заниматься специалисты, преподающие профессиональные модули, а достигаем планируемых результатов по математике и лишь только показываем на данном этапе студентам, как применяются математические методы в профессии медицинского работника.

Задачи должны быть доступными для понимания студента 1 курса, который не имеет подготовки по медицине, при этом берем достаточно простые понятия и термины, то есть содержание задачи должно быть адекватно уровню знаний студента.

Практическая работа состоит из 2 частей: это бланк с заданием и бланк ответов, которые заполняют студенты, работая парами.

Структура каждой практической работы:

- теоретическое вступление по медицине (из учебников по ОП или МДК), где знакомимся с профессиональными терминами понятиями;

- формулировка задачи профессиональной направленности;

- алгоритм решения задачи математическими методами и средствами.


Практическая работа № 1 «Процентные вычисления в профессиональных задачах. Растворы»

Практическая работа содержит типовые задачи на вычисление процентной концентрации раствора и на нахождение количества сухого вещества для приготовления раствора заданной концентрации.

В начале практической работы приведена справочная информации об использовании дезинфицирующего средства Хлорамин Б в лечебно-профилактических учреждениях, приведены таблицы по использованию этого средства из официальной инструкции.

t1759849273aa.png

Задачи сформулированы так, что студентам нужно не просто вычислить процентную концентрацию раствора для дезинфекции, а с помощью информации из официальной инструкции по использованию хлорамина узнать в каких помещениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) он может быть использован.

Пример задачи

t1759849273ab.png

Выборка из инструкции

t1759849273ac.png

В следующих задачах нужно сначала из инструкции узнать, какой концентрации должен быть раствор для заданной цели, а потом вычислить количество сухого вещества и воды для приготовления рабочего раствора.

Примеры задач

t1759849273ad.png

Выборка из инструкции

t1759849273ae.png


Практическая работа «Процентные вычисления в профессиональных задачах. Педиатрия»

В начале работы знакомимся с понятием педиатрии, информацией о показателях физического развития детей при рождении, таблицей прибавки массы и длины тела на первом году жизни, формулами для расчета долженствующей массы тела и количества пищи для детей до года.

t1759849273af.png

Задание 1. Нужно вычислить долженствующую массу, рост ребенка, суточное количество молока в заданном возрасте, пользуясь таблицей прибавки массы и длины тела на первом году жизни и зная массу и рост ребенка при рождении.

t1759849273ag.png

Задание 2. Нужно найти мышечную массу, массу крови и сердца ребенка, зная какой процент они составляют от массы тела.

t1759849273ah.png

Задание 3. Требуется вычислить процентную прибавку массы и роста ребенка по сравнению с массой и ростом при рождении.

t1759849273ai.png

Далее по ходу работы знакомимся с понятием гипотрофии.

t1759849273aj.png

Задание 4. Решаем задачу на нахождение дефицита массы у ребенка и определяем степень гипотрофии.

t1759849273ak.png


Практическая работа «Вычисление площадей в медицине»

В начале работы приведена информация о том, что такое ожог, о методе определения площади ожогов Б. Н. Постникова, взят именно этот метод как наиболее трудоемкий с точки зрения математических вычислений.

t1759849273al.png

Знакомимся с формулой Мостеллера для определения общей площади поверхности тела и правилом «сотни», которое используют при прогнозировании и определении тяжести ожога.

t1759849273am.png

Задание 1. Измерение площади ожога: решаем задачу, где требуется вычислить площадь ожоговой травмы и сделать прогноз.

t1759849273an.png

Задание 2. Приготовление перевязочного материала: знакомимся с информацией о том, что такое перевязочный материал, из чего готовится и алгоритмом приготовления марлевых салфеток.

t1759849273ao.png

Примеры задач

t1759849273ap.png

Следующее задание из этой практической работы подразумевает работу с медицинским документом «Временные нормативы потребления перевязочных средств для лечебно-профилактических и аптечных учреждений». Используя данные из этого документа нужно вычислить количество перевязочных средств в год для ожогового отделения на 35 койко-мест.

t1759849273aq.png


Практическая работа «Геометрия в анатомии человека»

В начале работы знакомимся с понятием анатомии, горизонтальной, фронтальной и саггитальной плоскостями и осями в теле человека.

t1759849273ar.png

Задание 1. Нужно записать в таблицу названия осей и плоскостей человеческого тела.

t1759849273as.png

Далее знакомимся с понятием и величиной золотого сечения (пропорции), некоторыми историческими сведениями, ролью золотого сечения в строении гармоничного тела человека, с примерами проявления золотой пропорции в частях тела, лица, рук. 

t1759849273at.png

Задание 2. Используя размеры идеализированной модели человека, просчитать отношение некоторых частей тела и убедиться, что они близки к величине золотой пропорции.

t1759849273au.png

Знакомимся со строением кисти человека и пропорцией, которая связывает длины всех фаланг пальцев.

t1759849273av.png

Задание 3. Провести соответствующие измерения своей руки с помощью линейки и проверить выполняется ли золотая пропорция, результаты измерений и вычислений записать в таблице.

t1759849273aw.png


Несомненно, задания профессиональной направленности вызывают интерес у студентов, позволяют закреплять полученные знания по математике, расширяют кругозор, развивают творческие способности. И самое главное, способствуют повышению профессиональной значимости изучаемого предмета для студента, показывая практическое применение математических методов в медицине, что в конечном итоге делает профессиональную подготовку будущего специалиста более эффективной.


Список использованной литературы и источников:

1. Бодряков В. Ю. Обучение решению модельных профессионально-ориентированных задач как способ формирования функциональной математической грамотности студентов колледжей медицинского профиля / В. Ю. Бодряков, М. Ю. Епанчинцев, А. С. Кузнечова. // Педагогическое образование в России. – 2020. - № 6. – С. 87 – 102.

2. Бочкарева О. В. О роли профессионально ориентированных задач в обучении математике / О. В. Бочкарева, О. В. Снежкина, М. А. Сироткина // Молодой ученый. – 2014. - № 3 (62). – С. 877 – 879.

3. Василенко В. А. Справочник операционной и перевязочной сестры / В. А. Василенко. – Изд. 4-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.

4. Васютинский Н. А. Золотая пропорция. – М. : Мол. гвардия, 1990.

5. Гаврилов Л. Ф., Татаринов В. Г. Анатомия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. – 368 с.

6. Ежова Н. В. Педиатрия : учебник / Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, Г. И. Кащеева. – 8-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2014.

7. Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. – К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989. – 143 с.

8. Петров С. В. Общая хирургия : учебник / С. В. Петров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

9. Прилепова О. Биомеханика ног и таза в асанах йоги / О. Прилепова – «Автор», 2020.

10. Справочник операционной и перевязочной сестры / Под ред. Б. Д. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985.

11. Справочно-информационный интернет портал о дезсредствах зарегистрированных на территории РФ www.dezreestr.ru; Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Хлорамин Б» («CHLORAMIN B») производства Компания «Бохемие а.с.» («BOCHEMIE a.s.»), Чешская Республика (заказчик – ООО «Универсал-Химсервис», Россия).


Иллюстративный материал, использованный при оформлении практических работ взят из перечисленных печатных источников.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Рассмотрение и решение практико-ориентированных задач считаю нужным и полезным в условиях профильного образования обучающихся.

0
8 October