«Решение составных задач на нахождение суммы » 3 класс урок математики
Конспект открытого урока по математике в 3 «г» классе
Тема урока: «Решение составных задач на нахождение суммы ».
Тип урока: закрепление, применение знаний и умений.
Цель урока: Формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности учащихся в ходе решения составных задач.
Образовательные: закрепить умение решать составные задачи на нахождение суммы; создание условий по формированию финансовой грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Воспитательные: выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии; создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей;
способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал.
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, дети! У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, пожалуйста, повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты!
-Вы готовы к уроку математики? (ответы детей)
-Если готовы, тогда начинаем работу, нам сегодня понадобятся:
Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и, конечно же, хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!
- Ребята, вам сегодня придётся решать жизненные задачи, хорошо считать, принимать взвешенные решения, активно работать на уроке.
II. Актуализация знаний. Устный счёт.
-Давайте, сначала проведем для разминки математический диктант. Будем повторять компоненты арифметических действий. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.
- Как должны сидеть при письме? В тетрадях работаем аккуратно. Записываем только ответы.
1. Первое слагаемое 50, второе слагаемое 17, найди сумму.
2. Уменьшаемое 100, вычитаемое 20. найди разность
3. Запиши произведение чисел 5 и 9.
4. Делимое 56, делитель 7, найди частное.
5. Число 15 увеличь на 7.
6. Число 12 уменьши в 3 раза.
7. Найди сумму чисел 30 и 46.
8. Миша нашёл 12 грибов, Катя нашла 13. Сколько грибов нашли дети?
- Делаем самопроверку. Возьмите простые карандаши и проверьте свою работу. На экране правильные ответы. Критерии оценивания вы знаете.
- Кто получил оценку 5, 4, 3 ,2? (Дети проверяют свою работу, на полях простым карандашом выставляют себе оценки)
III. Постановка цели и задач урока.
- А теперь внимание на экран! ( Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха»)
— Кто изображен на картине?
— Вспомните первые строки произведения:
Муха-Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
— Каким образом Муха приобрела самовар? (Купила)
— Что значит, купила? (Заплатила деньги)
— А вы любите ходить за покупками?
— А где мы приобретаем товары? ( В магазине)
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О деньгах, покупках)
— Давайте сформулируем тему урока.(Ответы детей)
-Да, ребята, мы сегодня поговорим о покупках и о деньгах. Будем решать составные задачи на эту тему.
- Можно ли сказать, что для того, чтобы совершать покупки нужно быть финансово грамотными?
- Что это значит?
Финансовая грамотность ребята – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
IV. Повторение изученного, решение практической задачи.
- Внимание, смотрим на экран! ( На экране фото кассового чека)
Что мы видим на экране? ( кассовый чек)
Сколько товаров купили? (3 товара купили)
Какие товары купили написано? (Да. Купили точилку, ручку гелиевую, тетрадь)
В каком магазине купили? (Канцпроф, магазин Аквариум)
Что ещё из этого чека можно узнать? ( Фамилию и имя кассира, адрес магазина и когда был куплен товар)
- Очень хорошо, что вы умеете получить нужную информацию с кассового чека. Вы уже с малых лет должны ориентироваться вот в таких маленьких документах, с которыми каждый день сталкивается ваша семья.
-Давайте, теперь составим задачу, используя этот кассовый чек.
-Что известно по условию задачи? ( Что купили точилку, ручку и тетрадь)
- Сколько объектов? (Три)
-Сколько они стоят, известно? (Да)
-Вопрос задачи будет какой? ( Сколько всего денег заплатили?)
- Я специально закрыла сумму покупки.
-Каким действием решим? (Сложением)
-Сколько действий будет? (Два)
- Кто пойдёт к доске и решит эту задачу?
- Остальные решаем задачу в тетрадях.
При решении задачи надо начертить схему, показать все решения, сделать пояснения и дать полный ответ.
IV. Физминутка.
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочерёдно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щёки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам )
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Пять, шесть, семь, восемь.
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь)
V. Решение логической задачи. Применение знаний и умений.
-Теперь решаем очень интересную задачу.
В ближнем магазине книга стоит 70 рублей, а в дальнем – 60 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на автобусе в дальний магазин стоит 15 рублей в один конец?
-Решаем задачу самостоятельно.
(Ответ: в ближнем, так как 60+15+15= 90 руб. и затраты времени надо учесть)
VI. Рефлексия. Итог урока.
-У вас на конвертиках- кошельках лежат монеты номиналом (2 руб, 5 руб, 10 руб).
- Рассмотрите внимательно монеты.
-А знаете ли вы, как правильно называются надписи на монете, ее стороны?
- Сторона, на которой написано 2 руб. , 5 руб, 10 руб , т.е. её номинал называется оборотной стороной или «реверс» в народе «решкой».
- Сторона на которой изображен герб (российский герб или герб Москвы, Георгий Победоносец-это лицевая сторона «аверс», её еще называют «орел».)
- Ребро монеты называется «гурт».
- Надпись на монете называется легенда (какой страны монета, в каком году изготовлена).
-Ну, что ребята, мы сегодня на уроке продемонстрировали практические навыки покупателя, решали задачи, которые каждый день встречаются в жизни, познакомились с монетами, как правильно называются надписи на них.
-А теперь я прошу оценить свою деятельность на уроке монетой.
Копилка знаний на доске, дети опускают монеты.
Домашнее задание.
(Повторить, как найти на чеке цену, количество, стоимость; потренироваться дома в описании монет, изучить название денег в других странах, это нам потребуется на следующем занятии).
Спасибо за урок. Кто активно работал на уроке, получают оценки.