Решение целых уравнений различными способами
Конспект урока
Тема: Решение целых уравнений различными способами
Класс: 9
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Цель: повторить и закрепить решение уравнений способом разложения на множители и замены переменной.
Задачи:
обучающие: научить решать целые уравнения, степень которых выше двух, вводя новую переменную и методом разложения на множители; выбирать оптимальный вариант для решения уравнения высшей степени;
развивающие: развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать логическое мышление; развивать умения контролировать способы и условия действия, результаты своей деятельности; развивать коммуникативную компетенцию обучающихся; развивать внимание, наблюдательность, умение находить и исправлять ошибки;
воспитывающие: формировать умения слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность; воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, разноцветные квадраты с qr-кодами, карточки с более сложными уравнениями.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Этапы урока:
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
5) Применение знаний и умений.
6) Физкультминутка.
7) Обобщение и систематизация знаний.
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Организационный этап
Перед уроком выдать ученикам раздаточный материал.
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.
Проверка домашнего задания
Осуществляется во время актуализации знаний.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 1-5. Учащимся предлагается составить слово, связанное с темой урока, используя устный счет. Ответом примера является число, означающее номер нужной буквы в алфавите.
1) 4) -1 7)
2) +5 5) +4 8) +1
3) 6) 30- 9) 3+
Ответ: уравнение.
Слайд 6. В предыдущих классах вы изучали линейные и квадратные уравнения. Посмотрите внимательно на слайд. Как можно назвать такие уравнения?
Ответы обучающихся: уравнения высших степеней.
Ребята! Вам предстоит итоговая аттестация по математике. В заданиях ОГЭ встречаются уравнения высших степеней (№20 - вторая часть), решив которые можно получить 2 балла.
Как вы думаете, какова тема и цель сегодняшнего урока?
Ответы обучающихся.
Слайд 7. Тема: Решение целых уравнений различными способами. Записывают тему в тетрадь.
Цель: повторить и закрепить решение уравнений способом разложения на множители и замены переменной.
Актуализация знаний
Учащимся предлагается ответить на вопрос: какие специальные приемы можно использовать для решения уравнений высших степеней? Ответы обучающихся: разложение на множители и замена переменной.
Слайд 8-18. Определяют, какой способ применить для решения уравнений.
Одновременно выполняют это задание в рабочем листе: соединяют уравнение с выбранным способом.
Слайд 19-30. Вспоминаем алгоритм пошагового решения каждым способом.
Слайд 31-32. Учитель: ребята, посмотрите внимательно на слайд. Один из учеников допустил ошибки при решении уравнения, но ответ все равно получился верным. Найдите эти ошибки и подумайте, почему, несмотря на ошибки, ответ оказался верным.
Ответ: иногда четное количество ошибок приводит к верному ответу.
Слайд 33. Учащиеся оценивают это решение.
На сколько баллов вы бы оценили решение этого уравнения?
Правильный ответ: 0 баллов.
Применение знаний и умений
Учитель записывает на доске уравнение х4+6х2 = 0.
Обсуждаем, каким способом его решить.
Два человека идут к доске решать разными способами, остальные решают в тетради любым способом. Учащиеся анализирую два способа решения. Делают вывод о том, что важно правильно подобрать оптимальный способ решения, чтобы сэкономить время и силы.
Физкультминутка. Слайд 34-35.
1) «Камень-утка». Сожмите одну ладонь в кулак – это «камень». Согните ладонь другой руки в форме буквы Г – это «утка». Меняйте положение рук сначала медленно, потом ускорьте движения.
2) «Класс-окей». Изобразите одной рукой «класс», а другой - «окей», соединив указательный палец с большим. Меняйте фигуры на обеих руках.
Обобщение и систематизация знаний
Слайд 36. Учащиеся решают уравнения в тетрадях.
Один ученик идет к доске решать первое уравнение, остальные работают в тетради, проверяем. Второе также. Остальные уравнения решают самостоятельно, осуществляя самопроверку с ответами на слайде, ставят «+» или «-» напротив уравнения в своих рабочих листах, в зависимости от успешности решения.
Слайд 37. Ответы:
1
-2, -1, 1, 2
-1, 0, 5
-4, -, , 4
2, 5
2-, 2+
Если кто-то справился быстрее, то берет карточки с усложненными заданиями:
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Происходит на всем протяжении урока.
Информация о домашнем задании
Решить оставшиеся уравнения на карточке, либо №278 (а, б, в) из учебника.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Подводим итоги урока:
Какие способы решения целых уравнений высших степеней мы закрепили?
Сможете ли вы решить уравнение №20 ОГЭ?
Выставление оценок.
Слайд 10. Если вы считаете, что данная тема освоена вами на отлично, то наклейте в тетрадь зеленый квадрат. По qr-коду на этом квадрате можно выполнить дополнительное задание по этой теме.
Если вы считаете, что вам еще есть над чем поработать, то приклейте в тетрадь желтый квадрат. По qr-коду на нем вы можете посмотреть видео с по данной теме из материалов РЭШ.
Если вы считаете, что плохо усвоили материал урока, плохо поняли тему, то приклейте в тетрадь красный квадрат. По qr-коду на нем можете посмотреть видео с подробным разбором решения уравнений с помощью способа замены переменной и способа разложения на множители из материалов РЭШ.
зеленый желтый красный
Поднимите тетради с наклеенными квадратиками.
Учитель анализирует наибольшее количество цветных квадратов, делает вывод об успешности усвоения данной темы, благодарит за урок.