Решение текстовых задач на проценты Всероссийской проверочной работы
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Тема урока: «Решение текстовых задач на проценты Всероссийской проверочной работы»
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Образовательная. Обучить учащихся разным способам выполнения заданий. Определить уровень восприятия и осмысления материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.
Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать творчество учащихся.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах. На примерах задач учить разрешать жизненные вопросы и проблемы.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): Закрепить и проконтролировать усвоение обучающимися математических знаний и умений, необходимых при решении ВПР;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Развивать навык самостоятельной и коллективной деятельности, умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
развивающие (формирование регулятивных УУД): Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, способствовать развитию творческой активности обучающихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Формируемые УУД:
Личностные:
- применение своих знаний и умений к решению новых проблем;
- приобретение опыта самостоятельной организации учебной деятельности;
- понимание смысла поставленной задачи;
- умение оценивать свои учебные достижения.
Метапредметные
-понимание и использование математических средств наглядности;
-умение рассчитывать простейшие практические ситуации и отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме.
Предметные
- овладение опытом использования имеющихся знаний (составление краткой записи, плана решения задачи);
- перевод устной речи на символический язык математики;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, «папка» с входящими документами
Ожидаемый результат:
Каждый ученик должен проводить классификацию заданий
Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.
Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.
Структура и ход урока:
№ п/п | Этап урока | Методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Диалог учителя с классом | - Здравствуйте, Слово, какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. - Здравствуйте! Скажем мы новому дню! -Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям! Здоровья желаем всем Вам! Этот урок у нас сейчас Науке посвящается, Что математикой всегда В школе называется. Уравнения, задачи, Устный счёт здесь всякий раз. Пожелаю вам удачи! За работу! В добрый час! | Настраиваются на работу. | |
2. | Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок | Устный счет, повторение и применение свойств арифметических действий при вычислении | Для начала, ребята, в качестве разминки, предлагаю устный счет. 1) Вычислите: (5 мин) -17-(28-53)=8 -10-(32-63)=21 *1=1 :=2 += 1-= Какие правила применяли? Для чего нужно уметь быстро вычислять? Где пригодится? 2)- Да, ребята, действительно на экзаменах, но нам пока ещё рано. Какую работу нам предстоит выполнить? - Давайте проверим, как нам пригодятся эти правила при решении заданий ВПР? - Запишите в тетрадях число, классная работа. №9. Вычислите: 2:1-7*2+4= -8,7 | Включаются в работу - на экзамене ВПР Вычисляют в тетрадях, один ученик у доски | |
3. | Этап локализации индивидуальных затруднений Цель: осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий | Фронтальная работа: Составление кластера | - Перед Вами открыт вариант Всероссийской проверочной работы. Из скольких заданий состоит работа?(13) - Давайте составим кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ключевое слово, которое является «сердцем нашего урока»? Что уже хорошо умеем выполнять? (Приложение №1) ВПР: Действия с отрицательными числами; Действия с обыкновенными дробями; Нахождение части числа и числа по его части; Действия с десятичными дробями; Оценка размеров реальных объектов; Работа с таблицами и диаграммами; Модуль числа; Сравнение дробей и смешанных чисел; Выражения; Решение несложных логических задач; Решение текстовых задач на проценты. -Какова тема урока? -Какую цель вы поставите перед собой? -Записываем тему урока в тетрадь. | Анализируют работу Составляют кластер. Пробуют формулировать тему урока, цель. Записывают в тетради тему урока. Отмечают для себя цели урока. | |
4. | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Цель: построение проекта выхода из затруднения | Устная работа: вспоминают, что такое процент, как выразить процент дробью и обратно. | Итак, нам предстоит разобраться в задачах на проценты. Для начала вспомним, что такое процент. 1) - Что такое 1%? Если 1%=5, то 2%= 3%= 100%= 2) Как перевести процент в дробь? 25%, 36%, 3) Как перевести дробь в процент? 0,98; 0,05. | Вспоминают, что такое процент; формулируют правило, как выразить процент дробью и обратно. | |
5. | Этап реализации построенного проекта Цель: коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания | Репродуктивный метод | Задача № 11вариант 1 В феврале товар стал стоить на 10% дороже, чем в январе, а в марте на 20% дороже, чем в феврале. На сколько процентов дороже товар стоил в марте, чем в январе? Запишите решение и ответ. Даю 1 минуту, подумайте, как решить задачу. Запишите краткое условие задачи, составьте план решения. В я. –100% В ф.-? на 10% дороже, чем в ян. На сколько % дороже? В м.- ? на 20% дороже, чем в Фев. Предлагаю ответить на вопросы: О чём говорится в задаче? Можно ли сразу ответить на главный вопрос? Что значит дороже? Чему равна стоимость товара в январе? Как найти стоимость товара в феврале? В марте? На сколько процентов дороже товар стоил в марте, чем в январе? Предлагает записать 1 способ решения задачи в тетрадь. | Размышляют, проговаривают свой план решения. Отвечают на вопросы учителя 1 ученик диктует решение задачи Решение: 100%+10%=110% - стоимость товара в феврале 110%+ 110%:100%*20=132% - стоимость товара в марте 132-100=32% - на столько процентов дороже | |
6. | Этап обобщения затруднений во внешней речи Цель: закрепление способов действий с проговариванием | Можно ли решить задачу другим способом? 2 способ Пусть х – цена товара в январе. Цена в январе – Это 100 % или 1. Тогда в феврале товар стал стоить(1+0,1)х= 1,1 х. В марте цена повысилась ещё на 20% и стала равна, т.е. (1+0.2) =1,2*1,1х=1,32х 1,32 -1=0,32 =32% | Предполагают, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы, рассуждают. | ||
7. | ФИЗМИНУТКА | Мы решали ВПР, мы решали ВПР Мы решали ВПР, мы решали ВПР. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Раз присядем, (Приседания.) Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся. Тихо сядем | |||
8 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (работа в парах) Цель: самопроверка знаний, индивидуальная рефлексия достижения цели | «Папка» с входящими документами (приложение №2) | -Ребята, вчера на нашу электронную почту поступило сообщение. Учащиеся 6 класса просят проверить решение и оценить их. Вы выступаете в роли экспертов. Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | Работают в роли экспертов. Проверяют решение, оценивают Представляют свои результаты с комментированием. | |
х – цена товара в апреле 1,2х – цена товара в мае 1,3*1,2х=1,56х 1,56- 1 =1,55 (155%) Ответ: в июне товар стоил на 155% дороже, чем в апреле. | х – цена товара в апреле 1,2х – цена товара в мае 1,3*1,2х=1,56х 1,56- 1 =0,56 (56%) Ответ: в июне товар стоил на 56% дороже, чем в апреле. | ||||
9. | Этап включения в систему знаний и повторения Цель: дать рекомендации по выполнению домашнего задания | Комментарий | № 11 вариант 3,4 | Записывают домашнее задание | |
10 | Этап рефлексии деятельности на уроке Цель: самооценка результатов | Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «рюкзачок», а когда нужно достаём и используем. Прием «Рюкзак»: Прием рефлексии использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Вообще, мне очень хочется, чтобы каждая минута в школе прибавляла вам частичку мудрости. Спасибо за урок! | Определяют уровень достижений своих результатов Пример. • я научился решать задачи на проценты; • я разобралась в системе оценивания 11 задания, и очень понравилось выступать в роли эксперта; • я достигла поставленной цели; и т. д. . |
Ресурсный материал
Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | |||
Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | |||
Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | |||
Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | |||
Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | Задача В мае товар стал стоить на 20 % дороже, чем в апреле, а в июне на 30% дороже, чем в мае. На сколько процентов дороже товар стоил в июне, чем в апреле? Запишите решение и ответ. | |||
Система оценивания задания 11 | Система оценивания задания 11 | |||
Указанию к оцениванию | Баллы | Указанию к оцениванию | Баллы | |
Выполнены все необходимые вычисления с пояснениями, получен верный ответ | 2 | Выполнены все необходимые вычисления с пояснениями, получен верный ответ | 2 | |
В решении есть нужные пояснения и вычисления, но допущена одна ошибка, возможно, приведшая к неверному ответу. ИЛИ Получен верный ответ, но решение недостаточно обосновано | 1 | В решении есть нужные пояснения и вычисления, но допущена одна ошибка, возможно, приведшая к неверному ответу. ИЛИ Получен верный ответ, но решение недостаточно обосновано | 1 | |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 | Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 | |
Максимальный балл | 2 | Максимальный балл | 2 | |
Система оценивания задания 11 | Система оценивания задания 11 | |||
Указанию к оцениванию | Баллы | Указанию к оцениванию | Баллы | |
Выполнены все необходимые вычисления с пояснениями, получен верный ответ | 2 | Выполнены все необходимые вычисления с пояснениями, получен верный ответ | 2 | |
В решении есть нужные пояснения и вычисления, но допущена одна ошибка, возможно, приведшая к неверному ответу. ИЛИ Получен верный ответ, но решение недостаточно обосновано | 1 | В решении есть нужные пояснения и вычисления, но допущена одна ошибка, возможно, приведшая к неверному ответу. ИЛИ Получен верный ответ, но решение недостаточно обосновано | 1 | |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 | Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 | |
Максимальный балл | 2 | Максимальный балл | 2 |
Приложение №1
1. Действия с отрицательными числами;
Действия с обыкновенными дробями;
3.Нахождение части числа и числа по его части;
впр
9. Выражения
6. Работа с таблицами и диаграммами;
8. Сравнение дробей и смешанных чисел;
5. Оценка размеров реальных объектов;
10. Решение несложных логических задач;
11. Решение текстовых задач на проценты
ыы.
7. Модуль числа;
4. Действия с десятичными дробями;