Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС «Решение текстовых задач на проценты» (11 класс)
«Современный урок математики»
Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС «Решение текстовых задач на проценты»
Предмет: алгебра и начала анализа.
Разработала: М.В. Франк, учитель математики ГБОУ РО НШИ с ПЛП
Класс: 11.
Тип урока: урок систематизации знаний (2 часа).
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов.
Личностных:
умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
умение точно и грамотно излагать свои мысли;
умение легко выполнять математические операции, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
приобретение опыта по принятию ответственности за свои решения.
Метапредметных:
- познавательная деятельность:
- изложение информации, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории;
- умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами);
- осуществление переноса знаний в изменённую ситуацию, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации;
- информационно – коммуникативная:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- умение точно, грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию;
- владение умениями совместной деятельности.
рефлексивная:
- умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
- фиксация затруднения, поиск причин возникших трудностей и их устранение;
- овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
- овладение умением предвидеть возможные последствия своих действий;
- совершенствование умения совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
Предметных:
осмысление и правильное употребление в устной и письменной речи термина процент;
знание и применение процентов в простых случаях (уровень обязательной подготовки);
приобретение способности самостоятельно «открывать» новое математическое знание: умение анализировать материал, использовать имеющиеся знания и опыт; выявлять аналогии, делать выводы;
умение формулировать учебную тему и учебные задачи, используя математическую терминологию;
формирование видения нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Ход урока:
Организационно - мотивационный момент:
Приветствие. Добрый день, уважаемые воспитанники! Мне приятно снова видеть вас на уроке, и думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам радость общения друг с другом. Сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться!
И пусть девизом урока станут слова великого русского математика Н.Л. Лобачевского: «Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое».
II. Этап постановки личностных целей.
Учитель: Ребята, а задумывался ли каждый из вас над тем, с какой целью он сегодня пришёл на урок? (выслушиваются ответы учащихся).
Пожалуйста, поставьте перед собой одну-две цели, а кто затрудняется, может выбрать цели из списка на доске, и, давайте, каждый из вас поработает на неё в течение всего урока:
умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
умение точно и грамотно излагать свои мысли;
умение легко выполнять математические операции, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
приобретение опыта по принятию ответственности за свои решения;
приобретение умения ориентироваться в разнообразии заданий из КИМ ЕГЭ.
- Сегодня на уроке Вы сами будете оценивать результаты собственной деятельности. За каждый правильный ответ, за продуктивный выход к доске на полях тетрадки ставьте 1 балл, в конце урока посчитаете количество баллов и поставите сами себе отметку, оценив свою деятельность на уроке.
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать словами Пифагора, с которыми он обращался к своим ученикам в своих «Золотых стихах»:
«Не делай того, что не знаешь.
Но научись тому, что надо знать».
Одна из важнейших тем, которые надо знать современному человеку является тема …
- Этот математический термин охватывает все сферы жизнедеятельности человека: политику, медицину, экономику. Это математическое понятие связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Обучающиеся встречаются с понятием на уроках физики, химии, чтении газет, на просторах интернета, просмотре телепередач. Особенно часто этот термин связан с такими понятиями как банк, вклад, кредит, инфляция и т.д. О каком понятии идёт речь?
Учитель: Приведите примеры, где лично вы в повседневной жизни встречали проценты. (Выслушиваются ответы учащихся).
Ответы учащихся: В магазине, на рынке, при оплате услуг, при подсчете изменения тарифных цен, в работе избирательной комиссии при голосовании, при банковских операциях и др.
Учитель: Всегда ли успешно у вас, получается, решить задачу на проценты?
(Ответы учеников).
-Сформулируйте тему нашего урока: «Решение текстовых задач на проценты».
- Сформулируйте цели урока. (Выслушиваются ответы учащихся).
Цели урока:
- вспомнить понятие процента;
- восстановить знания и умения по решению текстовых задач на проценты.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
III. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Устная работа:
1) Что называется процентом? (определение: процентом называют одну сотую часть числа: 1% = 0,001= 1/100).
2) Связь между дробями и соответствующими %: (половина) – 50%, (четверть) – 25%, (три четверти) – 75%, (пятая часть) – 20%, (три пятых) – 60%, 1 – 100%.
Увеличить в 2 раза – это значит увеличить на … (100%), увеличить в 3 раза – это значит увеличить на … (200%).
На экране предложены задания:
3) Найти 25 % от 400.
4) Сколько % составляет число 60 от 300.
5) Найти число, 15 % которого равны 30.
Учащиеся по очереди отвечают на сформулированные вопросы, комментируя свой ответ (задания на интерактивной доске).
Давайте попробуем сделать общий вывод по результатам работы и сформулируем правила работы с процентами.
Перед вами лежит листок с заданием. Я начинаю предложение, а вы продолжаете и заполняете пропуски:
Один процент – это … (одна сотая доля числа) и обозначается …. (1%).
Правило 1. Чтобы найти данное число процентов от числа, нужно … (проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь).
Правило 2. Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно … (разделить первое число на второе и полученную дробь записать в виде процентов).
Правило 3. Чтобы найти процентное отношение двух чисел А и В, надо … (отношение этих чисел умножить на 100%, то есть вычислить (А : В) • 100%).
Математический диктант.
Взаимопроверка (работа в парах):
Найдите 7 % от 800 (56)
Найдите 10 % от 120 (12)
Найдите 9 % от 400 (36)
Найдите число, если 5 % составляют 80 (1600)
Найдите число, если 12 % составляют 36 (300)
Сколько процентов составляет 140 от 280? (50)
Сколько процентов составляет 20 от 800? (2,5)
Планшет стоит 10000 рублей. Сколько будет стоить планшет со скидкой 15%? (8500)
Организм взрослого человека на 70% состоит из воды. Какова масса воды в теле человека, который весит 60 кг? (42)
Саша решил 9 вариантов, что составляет 30% всех вариантов сборника. Сколько всего вариантов в сборнике? (30)
На экран выводятся правильные ответы и шкала оценивания:
9 - 10 - «5»
7 - 8 - «4»
5 - 6 - «3»
Менее 5 – «2»
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
V. Этап применения знаний.
Постановка проблемы. С ценами на товары и услуги люди встречаются каждый день, часто встречаются объявления об изменении цен. Неумение решать такие задачи могут обернуться для людей финансовыми потерями.
Рассмотрим наиболее типичные ситуации. Составить модели к решению следующих задач. (Работа учащихся у доски).
1. Цена товара повысилась на p%. Сколько будет стоить товар после повышения цены? (Что значит, цена повысилась?)
Пусть:
S - первоначальная цена товара
р% - процент повышения цены
Р – новая цена
Следовательно, цена товара равна: Р = S+ S•р•0,01 или Р = S• (1 + р•0,01). (1)
Пример: Клиент взял в банке кредит 150000 рублей под 20% годовых. Сколько рублей он должен вернуть в банк через год? (180000 руб.)
2 Цена товара понизилась на p%. Сколько будет стоить товар после понижения цены? (Что значит, цена понизилась?)
Аналогично, если первоначальная цена S понизилась на p%, то она составит:
Р = S• (1- p • 0.01). (2)
В октябре 1 кг апельсинов стоил 60 рублей. В ноябре апельсины подешевели на 15 %. Сколько рублей стоил 1 кг апельсинов в ноябре? (51 руб.)
3. Рассмотрим, что будет с первоначальной ценой S при повышении ее на p%, а затем понижении на х%.
Х= S• (1 + р•0,01)• (1 - х•0,01) . (3)
4. Цена на сотовый телефон сначала снизилась на р %, а затем повысилась на р %,. Изменилась ли первоначальная цена телефона, и если да, то на сколько процентов?
Р = S• (1 + р•0,01)• (1-р •0.01) = S• (1 – р2•0,0001) . (4)
5. В одном банке вклад 12000 рублей через год превратился в 12840 рублей, а в другом банке вклад в 15000 рублей превратился в 15900. В какой банк выгоднее вкладывать деньги?
Провести анализ условия задачи, выделить, что дано, какой главный вопрос задачи, определить формулу решения.
Р = S• (1 + р•0,01); 12840 = 12000(1+ р•0,01); 840 = 12000 р•0,01; р = 840 :120 = 7%;
Р = S• (1 + р•0,01); 15900 = 15000(1+ р•0,01); 900 = 15000 р•0,01; р = 900 :150 = 6%.
Ответ: в первом банке выгоднее хранить вклад.
Данное решение учащиеся проводят самостоятельно с последующей проверкой ответов.
Вывод: с помощью формул 1 – 4 решаются задачи прикладного характера.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цена некоторого товара поднялась на 10 %, а потом упала на 10%. На сколько процентов изменилась стоимость изделия за два года?
Р = S• (1 + 10•0,01)• (1- 10 •0.01) = S• (1 – 102•0,0001) = S• (1 – 0,01) = S• 0,99 . (4)
Ответ: уменьшилась на 1%.
Проверка решения проводится с помощью проектора. Учащиеся оценивают работу с помощью знака «+» или «-».
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Решение задач на проценты из банка ЕГЭ.
Рефлексия.
1. Весь урок у меня было настроение …
- бодрое - тревожное
- светлое - сонное
- загадочное - печальное
- уютное - мечтательное
2. Задания на уроке были:
-интересными
- необычными
- скучными
3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
- на высоком уровне
- на необходимом уровне
- мне ещё надо поработать
- мне нужна помощь
4. Мне больше всего понравилось на уроке: …
Учитель: Оцените (в словесной форме) результат своей деятельности на уроке. Кто достиг поставленной цели? (ответы учащихся по желанию).
Учитель: Спасибо вам за урок. Особенно мне понравилось, как работали на уроке …. Я думаю, что проценты еще не раз встретятся на вашем пути, еще не раз заставят вас поломать голову, удивят красивыми решениями, помогут в изучении новых предметов.