12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голубкова Валентина Васильевна86
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Методическая разработка по теме «Решение задач на дроби»


 

Рабочая программа «Математика 5 класс» по обновленным ФГОСам обусловлена тем, что учащиеся в 5 классе изучают все действия с обыкновенными и десятичными дробями.

Анализ методической литературы, личный опыт, обновленная программа показывают необходимость обобщения и систематизации материала, связанного с решением задач на дроби.

Требования к математической подготовке учащихся 5–х классов общеобразовательных учреждений предполагают, что в результате изучения курса математики учащиеся должны решать основные задачи на дроби.

В задачах на дроби речь идет о некоторой величине, принятой за единицу (“целое”), и некоторой ее части, выраженной дробью.

Тип задачи определяется тем, что неизвестно либо целое, либо его часть, либо дробь, выражающая часть одного числа от другого.

Учащимся предлагаю условие задачи показывать схематично, где условие, выражающие части, записываем сверху, а соответствующие им величины, снизу. Это связано с тем, что у учащихся появляется возможность познакомиться с понятием пропорции, так же являющейся мощным инструментом при решении задач на части.

1. Задачи на нахождение части от числа, выраженной дробью:

Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, можно это число разделить на знаменатель дроби и умножить на ее числитель или дробь умножить на данное число(целое)

t1684695265aa.png

2. Задачи на нахождение числа по его части, выраженной дробью:

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, можно эту часть разделить на числитель дроби и умножить на ее знаменатель или число (целое) разделить на дробь.

t1684695265ab.png

3. Задачи на нахождение дроби, которую одно число составляет от другого.

Чтобы найти дробь, которую одно число составляет от другого, можно первое число разделить на второе.

t1684695265ac.png

При изучении темы важно научить учащихся понимать, что принимается за единицу (целое) в каждой конкретной задаче, на сколько долей она разбивается, каково значение одной доли, сколько долей берут, каково значение всех взятых долей, каковы правила нахождения дроби от числа, числа по дроби и дроби, которую одно число составляет от другого.

Представленный ниже материал можно использовать как в отдельных фрагментах уроков, так и в специально выделенных уроках по решению задач на дроби.

1. Задачи на нахождение части от числа, выраженной дробью

Текст задачи

Краткая запись

Решение

1 способ

Решение

2 способ

1

Купили кусок ткани длиной 4 м 50 см и из t1684695265ad.gif куска сшили юбку. Сколько сантиметров ткани ушло на эту юбку?

t1684695265ae.png

450см:5*1=900см

ушло на юбку

4,5м*0,2=0,9м

2

От дыни массой 1 кг 800 г Маше

отрезали t1684695265ad.gif дыни, а Коле – t1684695265af.gif дыни. Чему равна масса каждого отрезанного куска?

t1684695265ag.png

1800г:5*1=360г

(отрезали Маше)

1800г:6*1=300г

(отрезали Коле)

1,8кг*0,2=0,36кг

(Маше отрезали)

t1684695265ah.gif*t1684695265ai.gif=t1684695265aj.gif(отрезали Коле)

3

Петя готовил уроки 1 ч 40 мин. На математику он потратил t1684695265ad.gif этого времени, а на историю – t1684695265ak.gif оставшегося времени. Сколько минут Петя готовил уроки по математике и сколько по истории?

t1684695265al.png

1ч40мин=100мин

100мин:5*1=20мин(на математику)

(100-20):4*1=20мин(на историю)

100*0,2=20 мин(на математику)

(100-20)*t1684695265am.gif=t1684695265an.gif=20 мин (на историю)

2. Задачи на нахождение части от числа, выраженной дробью

Текст задачи

Краткая запись

Решение

1 способ

Решение

2 способ

1

Сколько молока в бидоне, если t1684695265ad.gif этого молока составляет 15 л?

t1684695265ao.png

15:1*5=75л в бидоне

15:t1684695265ap.gif=15*5=75 л в бидоне

2

Человек прошел t1684695265aq.gif дороги. Какова длина всей дороги, если он прошел 6 км?

t1684695265ar.png

6 км:2*3=9 км(длина всей дороги)

6:t1684695265as.gif=6*t1684695265at.gif=9 км (длина дороги)

3

Велосипедист проехал t1684695265au.gif дороги. Какова длина дороги, если он проехал 40 км?

t1684695265av.png

40 км:2*9=180 км(длина дороги)

40 км:t1684695265aw.gif=40 км*t1684695265ax.gif=180 км (длина дороги)

3. Задачи на нахождение дроби, которую одно число составляет от другого

Текст задачи

Краткая запись

Схема

Решение

1

В классе 8 мальчиков. Какую часть класса составляют мальчика, если в классе 32 учащихся?

t1684695265ay.png

8:32=t1684695265az.gif

8:32=t1684695265az.gif=t1684695265am.gif=0,25

2

В январе 2023 года с 1 января по 9 января были зимние каникулы. 1, 7 и 8 января были воскресными днями. Какую часть января составили невоскресные дни каникул?

 

t1684695265ba.png

10-3=7 дней составили невоскресные дни каникул.

7:10=t1684695265bb.gif часть каникул составили невоскресные дни

10-3=7 дней составили невоскресные дни каникул.

7:10=t1684695265bc.gif часть каникул составили невоскресные дни

3

Площадь поля 16 км2. Пшеницей засеяли 11 км2, Какая часть поля засеяна пшеницей?

t1684695265bd.png

11:16=t1684695265be.gifчасть поля засеяли пшеницей.

11:16=t1684695265be.gif=0,6875часть поля засеяли пшеницей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература:

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2 (Дробные числа)/, – 18-е издание. – Москва: Мнемозина, 2006.

Жохов В.И. Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы: Математика, 5-6: Книга для учителя. – Москва: ИЛНКСА, 2007.

Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс.– Москва: Издательство “Ювента”. 2013.

Программы для общеобразовательных учреждений. Математика/ Сост. В.В.Голубкова через конструктор программ. 2022 год.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.