Конспект урока математики в 9 классе на тему «Решение задач прикладного характера»
Класс 9 б 19.02.2019
Тема: Решение задач прикладного характера
Цели занятия:
образовательные: - рассмотреть способы решения задач прикладного
характера;
- повторить умение работать с диаграммами, графиками;
решение задач на проценты, расчетные задачи;
развивающие : - развивать умение анализировать, выделять главное,
сравнивать;
- развивать мышление, речь;
воспитательные: - показать взаимосвязь математики с окружающей
действительностью;
- прививать интерес к предмету, любовь к малой Родине.
Ход урока:
Организация начала занятия
Постановка темы, цели
Слайд 1- Тема нашего занятия «Решение задач прикладного характера»
- Как вы думаете, почему эти задачи называются прикладного характера
- Какова цель нашего занятия?
-Цель нашего занятия, научиться применять имеющиеся знания для решения задач (читают дети).
Я подобрала задачи связанные с нашей малой Родиной.
«….Есть города и выше и шире,
Но навсегда в сердце моем одна
Точка на карте, лучшее место в мире –
Мой городок, Западная Двина!..»
Устные упражнения (дать одной парте задание найти площадь ЗД в книге)
- Начнем с небольшой разминки.
Слайд 2
а) На диаграмме показано распределение осадков в Западной Двине за каждый месяц 2018 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - количество осадков в мл. Определите по диаграмме количество месяцев в первом полугодии 2018 года, когда количество осадков было более 40 мл.(2дня)
Слайд 3
б) На диаграмме показан возрастной состав населения г.Западная Двина на 1января 2018г.
Сколько примерно человек в возрасте от 15 до 49 лет проживало в г.Западная Двина, если население составляло 8089 человек?
1) 4000 2) 4044 3) 4004 4) 3995
Слайд 4
в) На графике изображено изменение численности населения Западной Двины за последние 10 лет.
По горизонтали указаны года, а по вертикали – численность населения.
Определите в каком году был самый большой рост населения. Сколько человек проживало в городе на 1 января 2018 года? (в 2009, 8089чел.)
- Жирными точками, для удобства, отмечена численность населения на 1 января года.
Запомните это значение оно пригодится для следующей задачи.
IV.Решение задач
а) решение задач на плотность населения
слайд 5
- Сколько человек проживало в ЗД на 1.01.2018? (8089)
- Площадь территории г.ЗД? (14,9)
Дети читают формулировку
Население ЗД составляет на 1.01.2018г. 8089 чел., а площадь её территории равна 19,4 км кв. Сколько в среднем приходится жителей на 1 кв. км?
- Каким действием будем решать задачу? (1 человек у доски)
8089: 14,9=542,8 = 543(чел.) на 1 кв.км
- Как по-другому можем назвать полученную величину?
- Как изменится решение, если изменить вопрос задачи на следующий?
Сколько кв.км приходится на 1 человека?
Где еще вы встречались с такими задачами? (на географии, сборник ОГЭ)
б)(задача записана на закрытой доске)
Информацию о площади ЗД мы взяли из книги «Наша Двина».
В настоящее время мы наблюдаем повышение цен.
Цена книги увеличилась на 20%, и она стала стоить 522 рубля. Сколько рублей стоила книга до подорожания?
Х - 100% х=(522*100)/120=435(рубл.) (1 человек у доски)
Ответ: 435 рублей
- А как можно еще решить эту задачу?
в) Работа в парах (3-4 мин)
г.ЗД является районным центром Западнодвинского р-на. У вас на столе лежат карточки со схемой проезда до населенных пунктов района Лаврово, Мартьянково, Баево и отмечена длина каждого отрезка, определите расстояние в км 1 ряд до Лаврово, 2ряд до Мартьянково, 3 ряд до Баёво. Масштаб указан на карточке.
Дети работают в парах.
- У кого сколько получилось.
Самопроверка (слайд 6)
-Что показывает масштаб?
г) слайд 7Наш край богат и водными ресурсами. Главная водная артерия города р.Западная Двина. Наш край посещают туристы, рыбаки и сплавляются по реке на лодках, байдарках. А раньше , когда река была более полноводной по ней сплавлялись и баржи, об этом вы можете прочитать в книге «Наша Двина»
- А сейчас мы решим задачу и рассчитаем скорость баржи сплавлявшейся по реке.
С.144,№22 (на обратной стороне доски таблица)
Дети читают условие задачи (1 человек у доски)
Х км/ч- собственная скорость баржи
| S, км | V, км/ч | t, ч |
| 80 | Х+5 | 80/(х+5) |
| 60 | Х-5 | 60/(х-5) |
Итог урока
Рассмотреные на уроке задачи проиллюстрировали нам, как при помощи математики возможно решать жизненные задачи
Рефлексия(слайд 8) + пожелание (открытка) слайд 9