Сценарий урока математики в 3 классе «Решение задач на формулу работы»

0
0
Материал опубликован 19 May 2016 в группе

Учебный предмет: Математика

Класс: 3 класс

Автор УМК: Л. Г. Петерсон 3 класс 3 часть.

Тема урока: Решение задач на формулу работы

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с понятиями «производительность», «время работы», «работа»; установить взаимосвязь между этими величинами; вывести формулу работы A=U·t; соотнести данную формулу с формулами, изученными ранее. Развивать навыки умножения на трехзначное число.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: Учить самостоятельно, выделять и формулировать цель. Выделять необходимую информацию при работе с учебником. Осознанно строить речевые высказывания. Строить логическую цепочку рассуждений при работе над задачей. Строить логические цепочки рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Личностные УУД: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивов.

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи. Контроль способа выполнения действия. Выделение и осознание того что уже усвоено и надо усвоить. Коммуникативные УУД: Планирование сотрудничества учителя с учеником и ученика с учеником. Умение с точностью выражать свои мысли.

Основные понятия: формула, производительность, время работы, работа.

Оборудование:

А) Для учителя: учебник, презентация, задания для работы в группах, наглядные пособия.

Б) Для ученика: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

Садитесь.

Начать сегодняшний урок я хотела бы словами французского поэта, философа, Поля Валери.

Прочитайте, пожалуйста, его высказывание: (СЛАЙД)

«Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен».

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему? (Ответы детей)

Попробуйте догадаться, в какую область математики мы сегодня отправимся. (Ответы детей)

Готовясь к сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такое стихотворение: (СЛАЙД)

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач)

Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (Не умеет решать задачи)

А вы любите решать задачи? Почему? (Ответы детей)

Задачи какого типа мы научились решать на уроках математики? (Задачи на формулу пути и формулу стоимости)

У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по Стране Математики и научиться решать задачи нового типа?

Тогда все вместе – в путь!

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Путешествуем мы сегодня командами-группами.

Давайте повторим правила работы в группе. (Не ссориться; выслушивать мнение каждого; и т.д.)

Сегодня мы будем открывать новые знания.

Вспомните, как мы это делаем. (Повторяем то, что поможет нам открыть новое; выполняем пробное действие; встречаем затруднение; находим путь; закрепляем то, что открыли)

Итак, в путь!

На столах у детей разложены карточки с изученными формулами и таблица

группа

S

V

t

1.

?

60 км/ч

2.

660 км

?

3.

57 км

19 км/ч

?

4.

?

18 км/ч

Задание 4-ём группам: Составьте и решите задачу. Найдите формулу для решения вашей задачи.

Результат: Учащиеся составляют задачу, находят формулу к ней и объясняют, как следовало найти неизвестное. Один человек от группы выходит к доске и представляет полученный результат.

2. Посмотрите на таблицу. Можно ли по ней определить какой предмет двигался быстрее? (У кого скорость больше, тот двигается быстрее)

3. Итак, вы сейчас продемонстрировали, что с помощью формулы пути можно решить задачу очень быстро. Я предлагаю вам познакомиться с еще одной задачей и подумать, можно ли её решить с помощью какой-нибудь формулы? (СЛАЙД)

Вале и Гале было поручено сделать флажки для ёлки. Валя сделала за 2 часа 40 флажков, а Галя за 3 часа – 45 флажков. Кто из них работает быстрее?

3. Постановка учебной задачи:

Есть ли подходящая формула, среди изученных формул? (Нет)

Тогда какова будет цель нашего сегодняшнего урока? (Вывести формулу)

А как мы её назовем? (Пока не знаем)

4. Построение проекта выхода из затруднения:

О каких величинах идет речь в задаче – о площади, объёме, пройденном пути? (Нет, в задаче говорится о количестве флажков, о времени работы)

А что спрашивается в задаче? (Кто из них работает быстрее?)

Когда мы сравниваем кто быстрее, что мы в итоге сравниваем одним словом? (Скорости)

Как найти скорость девочек? (Затрудняются ответить). Тогда откроем учебник на стр. 43 и прочитаем оранжевую рамочку. (ВЕШАЮ НА ДОСКУ: работа, производительность, время. Формулу работы)

5. Первичное закрепление во внешней речи:

Выполним № 1 стр. 44:

Прочитаем задание. (Ученик читает задание)

Работаем по цепочке. Ответы учащихся:

а) 3 мороженых Вася съедает за 1 час.

б) 2 штуки пельменей лепит Оля за 1 минуту.

в) 4 табуретки делает Денис за 1 день.

г) 5 книг Лёня прочитывает за 1 год.

д) 3 ведра Гена выкапывает за 1 час.

е) 120 знаков Ира печатает на машинке за 1 минуту.

Молодцы, все правильно ответили!

Выполним № 2 стр. 44:

Прочитаем задание. (Ученик читает задание)

Работаем по цепочке, пользуемся формулой. Ответы учащихся:

U= 8 дет./ч

A= t

t

2

4

6

7

9

t

A дет.

16

32

48

56

72

t

Выполним № 4 (а) стр. 44:

Прочитаем задание. (Ученик читает задание)

Работаем по цепочке у доски, пользуемся формулами. Ответы учащихся:

A

U

t

60 шт.

4 шт./ч

15 ч

160 л

8 л/мин

20 мин

450 шт.

30 шт./с

15 с

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

3 стр. 44

Проверка по эталону (СЛАЙД)

У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (Ответы детей)

Кому все удалось? (Ответы детей)

У кого были ошибки? Вы их исправили? (Ответы детей)

4 (б) стр. 44

Проверка по эталону (СЛАЙД)

У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (Ответы детей)

Кому все удалось? (Ответы детей)

У кого были ошибки? Вы их исправили? (Ответы детей)

Значит, какова будет цель нашего следующего урока? (Учиться решать задачи данного типа без ошибок)

7. Включение в систему знаний и повторение:

Выполните № 6 стр. 45:

Прочитаем задание. (Ученик читает задание)

Расшифруйте название цветка. Обменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте решение примеров. (Нимфея)

Кто-нибудь знает, что это за цветок? (Нет)

Тогда я вам расскажу и покажу этот цветок: (СЛАЙД)

8. Итог урока:

Ну что ж, наш путь на сегодняшнем уроке подходит к концу. А в конце пути принято подводить итоги и делиться впечатлениями.

Сначала подведем итоги пути.

Какую цель мы поставили перед собой в начале пути? (Вывести формулу работы, научиться решать задачи, пользуясь формулой работы)

Достигли ли мы цели? (Да)

Оцените свои успехи «лестницей успеха». (Учащиеся рисуют в тетради лестницу успеха и ставят себя на одну из 3-х ступеней)

Поднимите руки те, кто поставил себя на 3-ю ступеньку, на 2-ю, на 3-ю.

Д/З: Правило стр. 43, № 5 стр. 44, № 7 и № 8 стр.45.

По желанию № 11 и № 12 стр. 45.

Есть ли вопросы по Д/З?

Ребята, вы сегодня молодцы! У вас всё получилось.

Урок окончен.

Комментарии
Комментариев пока нет.