Учебный предмет: Математика
Класс: 3 класс
Автор УМК: Л. Г. Петерсон 3 класс 3 часть.
Тема урока: Решение задач на формулу работы
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «производительность», «время работы», «работа»; установить взаимосвязь между этими величинами; вывести формулу работы A=U·t; соотнести данную формулу с формулами, изученными ранее. Развивать навыки умножения на трехзначное число.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: Учить самостоятельно, выделять и формулировать цель. Выделять необходимую информацию при работе с учебником. Осознанно строить речевые высказывания. Строить логическую цепочку рассуждений при работе над задачей. Строить логические цепочки рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Личностные УУД: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивов.
Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи. Контроль способа выполнения действия. Выделение и осознание того что уже усвоено и надо усвоить. Коммуникативные УУД: Планирование сотрудничества учителя с учеником и ученика с учеником. Умение с точностью выражать свои мысли.
Основные понятия: формула, производительность, время работы, работа.
Оборудование:
А) Для учителя: учебник, презентация, задания для работы в группах, наглядные пособия.
Б) Для ученика: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте ребята!
Садитесь.
Начать сегодняшний урок я хотела бы словами французского поэта, философа, Поля Валери.
Прочитайте, пожалуйста, его высказывание: (СЛАЙД)
«Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен».
Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему? (Ответы детей)
Попробуйте догадаться, в какую область математики мы сегодня отправимся. (Ответы детей)
Готовясь к сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такое стихотворение: (СЛАЙД)
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Не могу открыть секрет:
Как задаче дать ответ…
Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач)
Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (Не умеет решать задачи)
А вы любите решать задачи? Почему? (Ответы детей)
Задачи какого типа мы научились решать на уроках математики? (Задачи на формулу пути и формулу стоимости)
У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по Стране Математики и научиться решать задачи нового типа?
Тогда все вместе – в путь!
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Путешествуем мы сегодня командами-группами.
Давайте повторим правила работы в группе. (Не ссориться; выслушивать мнение каждого; и т.д.)
Сегодня мы будем открывать новые знания.
Вспомните, как мы это делаем. (Повторяем то, что поможет нам открыть новое; выполняем пробное действие; встречаем затруднение; находим путь; закрепляем то, что открыли)
Итак, в путь!
На столах у детей разложены карточки с изученными формулами и таблица
группа |
S |
V |
t |
1. |
? |
60 км/ч |
4ч |
2. |
660 км |
? |
6ч |
3. |
57 км |
19 км/ч |
? |
4. |
? |
18 км/ч |
2ч |
Задание 4-ём группам: Составьте и решите задачу. Найдите формулу для решения вашей задачи.
Результат: Учащиеся составляют задачу, находят формулу к ней и объясняют, как следовало найти неизвестное. Один человек от группы выходит к доске и представляет полученный результат.
2. Посмотрите на таблицу. Можно ли по ней определить какой предмет двигался быстрее? (У кого скорость больше, тот двигается быстрее)
3. Итак, вы сейчас продемонстрировали, что с помощью формулы пути можно решить задачу очень быстро. Я предлагаю вам познакомиться с еще одной задачей и подумать, можно ли её решить с помощью какой-нибудь формулы? (СЛАЙД)
Вале и Гале было поручено сделать флажки для ёлки. Валя сделала за 2 часа 40 флажков, а Галя за 3 часа – 45 флажков. Кто из них работает быстрее?
3. Постановка учебной задачи:
Есть ли подходящая формула, среди изученных формул? (Нет)
Тогда какова будет цель нашего сегодняшнего урока? (Вывести формулу)
А как мы её назовем? (Пока не знаем)
4. Построение проекта выхода из затруднения:
О каких величинах идет речь в задаче – о площади, объёме, пройденном пути? (Нет, в задаче говорится о количестве флажков, о времени работы)
А что спрашивается в задаче? (Кто из них работает быстрее?)
Когда мы сравниваем кто быстрее, что мы в итоге сравниваем одним словом? (Скорости)
Как найти скорость девочек? (Затрудняются ответить). Тогда откроем учебник на стр. 43 и прочитаем оранжевую рамочку. (ВЕШАЮ НА ДОСКУ: работа, производительность, время. Формулу работы)
5. Первичное закрепление во внешней речи:
Выполним № 1 стр. 44:
Прочитаем задание. (Ученик читает задание)
Работаем по цепочке. Ответы учащихся:
а) 3 мороженых Вася съедает за 1 час.
б) 2 штуки пельменей лепит Оля за 1 минуту.
в) 4 табуретки делает Денис за 1 день.
г) 5 книг Лёня прочитывает за 1 год.
д) 3 ведра Гена выкапывает за 1 час.
е) 120 знаков Ира печатает на машинке за 1 минуту.
Молодцы, все правильно ответили!
Выполним № 2 стр. 44:
Прочитаем задание. (Ученик читает задание)
Работаем по цепочке, пользуемся формулой. Ответы учащихся:
U= 8 дет./ч
A= 8· t
t |
2 |
4 |
6 |
7 |
9 |
t |
A дет. |
16 |
32 |
48 |
56 |
72 |
8· t |
Выполним № 4 (а) стр. 44:
Прочитаем задание. (Ученик читает задание)
Работаем по цепочке у доски, пользуемся формулами. Ответы учащихся:
A |
U |
t |
60 шт. |
4 шт./ч |
15 ч |
160 л |
8 л/мин |
20 мин |
450 шт. |
30 шт./с |
15 с |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
№ 3 стр. 44
Проверка по эталону (СЛАЙД)
У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (Ответы детей)
Кому все удалось? (Ответы детей)
У кого были ошибки? Вы их исправили? (Ответы детей)
№ 4 (б) стр. 44
Проверка по эталону (СЛАЙД)
У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (Ответы детей)
Кому все удалось? (Ответы детей)
У кого были ошибки? Вы их исправили? (Ответы детей)
Значит, какова будет цель нашего следующего урока? (Учиться решать задачи данного типа без ошибок)
7. Включение в систему знаний и повторение:
Выполните № 6 стр. 45:
Прочитаем задание. (Ученик читает задание)
Расшифруйте название цветка. Обменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте решение примеров. (Нимфея)
Кто-нибудь знает, что это за цветок? (Нет)
Тогда я вам расскажу и покажу этот цветок: (СЛАЙД)
8. Итог урока:
Ну что ж, наш путь на сегодняшнем уроке подходит к концу. А в конце пути принято подводить итоги и делиться впечатлениями.
Сначала подведем итоги пути.
Какую цель мы поставили перед собой в начале пути? (Вывести формулу работы, научиться решать задачи, пользуясь формулой работы)
Достигли ли мы цели? (Да)
Оцените свои успехи «лестницей успеха». (Учащиеся рисуют в тетради лестницу успеха и ставят себя на одну из 3-х ступеней)
Поднимите руки те, кто поставил себя на 3-ю ступеньку, на 2-ю, на 3-ю.
Д/З: Правило стр. 43, № 5 стр. 44, № 7 и № 8 стр.45.
По желанию № 11 и № 12 стр. 45.
Есть ли вопросы по Д/З?
Ребята, вы сегодня молодцы! У вас всё получилось.
Урок окончен.