Урок математики в 3 классе «Решение задач»
Конспект учебного занятия
по математике
в 3 «В» классе
Тема: «Решение задач»
студентки 402 группы
Константиновой Ксении Александровны
Урок будет выдан: 21.10.2020
Школа: МБОУ «СОШ № 36»Методист: Кравцова Наталья Анатольевна
Учитель: Штуц Елена Михайловна
Новосибирск, 2020
Технологическая карта урока
Предмет: Математика.
Класс: 3 «В».
Тема урока: «Решение задач».
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: закрепить умение решать задачи.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Закрепить знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3,4. 2.Совершенствовать умения: решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; моделировать и решать текстовые задачи; выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100. | Предметные: 1.Учащиеся закрепят знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4. 2.Учащиеся усовершенствуют умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; Учащиеся получат возможность усовершенствовать умения: -моделировать и решать текстовые задачи; -выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100. |
Развивающие: 1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять самооценку деятельности. 2.Формировать умения: осуществлять анализ объектов с целью выделением существенных и несущественных признаков; использовать знаково-символические средства, в том числе схемы и модели для решения учебной задачи; осуществлять обобщение изученного. 3.Формировать умения: владеть диалогической речью; осуществлять взаимный контроль. | Метапредметные: 1. Регулятивные: Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; применять и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять самооценку деятельности. 2.Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Учащиеся получат возможность научиться: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы и модели для решения учебной задачи; осуществлять обобщение изученного. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: владеть диалогической речью. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять взаимный контроль. |
Воспитательные: 1.Воспитать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 2.Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: -У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. -У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: презентация, учебник, круги и треугольники, карточки для самостоятельной работы.
Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Ксения Александровна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь и пенал. Математика очень нужна в жизни каждого человека. А в вашей повседневной жизни необходимы знания математики? Зачем? Будем продолжать познавать науку «математика» и открывать её тайны. |
Отвечают на вопрос | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию К: владеть диалогической формой речи | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) Наглядный (показ) Словесный (беседа) | Начнём наш урок с устного счёта. Вы записываете только ответ. 1) 18:3= 2)4*7= 3)16:2= 4)8:4*7= 5)4*3:2= 6)24:8*3= 7)8*2= 8)7*3= 9)20:4= Сейчас я буду читать задачи, вы должны записать решение и вычислить ответ, а трое ребят будут работать у доски. 1)В 3 банках 9 л сока. Сколько литров сока в одной такой банке? 2)Сколько нужно заплатить за 4 тетради по цене 9 руб.? 3)На сколько лет Оля старше Нины, если Оле 13 лет, а Нине 8? 4)Найдите периметр квадрата со стороной 7 см Вычислите удобным способом. 1)32+12+8+18= 2)33+19+17= 3)28+25+22= Индивидуальная работа. Заполни пропуски. 1. *4= 8 2. 8* = 4 Реши уравнение. 64-х=18 Заполни пропуски. 1.9* =3 2.7* = 4 Реши уравнение. 39+х=71 Заполни пропуски. 1.4* = 0 2.7* = 1 Реши уравнение. х-14=79 Давайте проверим. У меня в конвертах лежат геометрические фигуры: круги и треугольники. Они помогут нам сегодня. Выйди, пожалуйста к доске. Положи в верхний ряд 2 кружка. А в нижний ряд столько треугольников, чтобы их было в 3 раза больше, чем кружков. Что значит «в 3 раза больше, чем 2»? Итак, сколько мы должны выложить треугольников? Итак, мы должны положить 6 треугольников. Прикрепи к доске 6 треугольников. Каких фигур больше? Следовательно, кругов будет по сравнению с треугольниками Во сколько раз треугольников больше, чем кругов? Следовательно, кругов меньше, чем треугольников …во сколько раз? Сейчас, я положу в верхний ряд 8 кругов. А в нижний ряд мне нужно прикрепить треугольники. Их должно быть в 2 раза меньше, чем кругов. Как мне узнать, сколько мне нужно прикрепить треугольников? Молодцы. | 6 28 8 14 6 9 16 21 9:3=3 (л) 4*9=36 (руб.) 13-8=5 (л) 7*4=28 (см) (32+8)+(12+18)=70 (33+17)+19=69 (28+22)+25=75 7*4=28 8*3=24 х=64-18 х=46 Ответ:46 9*4=36 7*2=14 х=71-39 х=32 Ответ:32 4*5=20 7*3=21 х=79+14 х=93 Ответ:93 Это значит взять по два три раза 6 Треугольников Меньше В 3 раза Тоже в три раза 8:2=4 | знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4; моделировать и решать текстовые задачи; выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100. | П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков Р: осуществлять итоговый контроль по результату П: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы и модели для решения учебной задачи К: владеть диалогической формой речи | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3.Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (показ) | На доске таблички: В … РАЗ БОЛЬШЕ В… РАЗ МЕНЬШЕ Где мы можем встретить такие слова? Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Посмотрите на слайд и определите тему нашего урока. | В задачах Решать задачи Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз | | Р: принимать и сохранять учебную задачу К: владеть диалогической формой речи | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений затруднения. | Словесный (беседа) | Какую цель мы перед собой поставим? Какие задачи мы перед собой поставим? | Закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решать текстовые задачи, закрепить знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4 | | Р: принимать и сохранять учебную задачу Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Реализация построенного проекта | Практический(упражнение) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Какое нужно выполнить действие, чтобы увеличить число в несколько раз? Давайте решим задачу. Масса кабачка 2 кг, а масса тыквы в 4 раза больше. Какова масса тыквы? Что известно в задаче? Что нужно найти? Как найдём массу тыквы? Молодцы. А какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число в несколько раз? Решим задачу. Маша прочитала 12 страниц, а Юра прочитал страниц в 2 раза меньше. Сколько страниц прочитал Юра? Что известно в задаче? Что нужно найти? Как найдём? | Умножение Масса кабачка-2 кг, масса тыквы в 4 раза больше. Массу тыквы. 2*4=8 (кг) Ответ: масса тыквы 8 кг Деление Маша прочитала 12 страниц, а Юра в 2 раза меньше. Нужно найти сколько страниц прочитал Юра. 12:2=6 (с.) Ответ: 6 страниц прочитал Юра. | знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4; умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; моделировать и решать текстовые задачи; выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100. | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6. Обобщение затруднений во внешней речи. | Практический(упражнение) Словесный (беседа) Практический(упражнение) Словесный (беседа) Практический(упражнение) Словесный (беседа) Практический(упражнение) Словесный (беседа) Практический(упражнение) Наглядный (демонстрация) | Откройте учебник на странице 39. Прочитайте задачу 1. Что значит «в 3 раза меньше»? Сделайте схематический рисунок и решите задачу. (Один ученик работает на доске) Прочитайте задачу 2. Какие слова помогают выбрать действие? Что значит «на 3 меньше»? Сделайте схематический рисунок и решите задачу. (Один ученик работает на доске) Найдите задачу № 4 на странице 39. Прочитайте задачу. Какие вопросы мы можем поставить к задаче? Решим задачу. (один ученик работает у доски) Как мы найдём, сколько ткани продали во второй день? Как найдем сколько метров ткани продали в третий день? Как найдём сколько метров ткани продали за первые два дня? Как найдём сколько метров ткани продали за второй и третий день? Начертим два отрезка. 1) Длина первого отрезка 10 см, а длина второго в 5 раз меньше. Как узнаем длину второго отрезка? Чертим. 2) Длина первого отрезка 4 см, а длина второго в 3 раза больше. Как узнаем длину второго отрезка? Физминутка Поработали мы дружно, Дружно встанем, тихо сядем Давайте посчитаем устно. (Цепочка на слайде) | Число разделили на 3 равные части и взяли только одну. 9:3=3 (ут.) Ответ: в пруду плавало 3 утки. На 3 меньше Столько же, но без 3 5-3=2 (л) Ответ: в зоопарке 2 черных лебедя. Сколько ткани продали во второй день? Сколько ткани продали в третий день? Сколько ткани продали за первые два дня? Сколько ткани продали за второй и третий день? Вычтем из количества ткани, проданного за первый день, 6 м 45 − 6 = 39 (м) − продали во второй день. Прибавим к количеству ткани, проданному во второй день, 8 м 45+39=84 (м) Ответ: за первые два дня продали 84 метра ткани. 39+47=86 (м) Ответ: за второй и третий день продали 86 метров ткани 10:5=2 (см) 4*3=12 (см) 5*4=20 20+8=28 28:7=4 4*9=36 36-12=24 24:3=8 8*5=40 40+50=90 | знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4; умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; моделировать и решать текстовые задачи; выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100. | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков П: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы и модели для решения учебной задачи К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков Р: осуществлять пошаговый контроль | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практический(упражнение) Наглядный (демонстрация) | Работа на карточках. Решите задачи самостоятельно, затем мы проверим. 1. Света купила 5 конфет, а Петя в 4 раза больше. Сколько конфет купил Петя? 2. В первом классе учится 8 учеников, а во втором классе в 2 раза больше. Сколько учеников учится во втором классе? 3. Миша вырезал 16 снежинок, а Коля в 2 раза меньше. Сколько снежинок вырезал Коля? 4. Тыква весит 36 кг, а кабачок в 4 раза меньше. Сколько весит кабачок? 5. Мама купила арбуз весом 8 кг, а папа купил арбуз в 2 раза тяжелее. Сколько килограммов весил арбуз, который купил папа? Обменяйтесь листочками. Давайте проверим. Поднимите руки, кто решил все задачи верно/у кого одна ошибка/у кого две ошибки? Молодцы. | 5*4=20 (к)-купил Петя 8*2=16 (уч.)-учится во втором классе 16:2=8 (с)-вырезал Коля 36:4=9 (кг) весит кабачок 8*2=16 (кг) весил арбуз, который купил папа. | знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4; умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; моделировать и решать текстовые задачи; выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100 | П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков Р: осуществлять итоговый контроль по результату К: осуществлять взаимный контроль | |
8. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Чему вы научились сегодня на уроке? Вставьте пропущенные слова в предложения. Если в задаче есть слова «в … раз больше» или «в … раз меньше», то задача решается действиями … и … . Если в задаче есть слова «на … больше» или «на … меньше», то задача решается действиями … и … . Откройте дневник и запишите домашнее задание - №3, 6 на странице 39 Оцените свою деятельность, поднимите карточку того цвета, который соответствует вам. Хочу знать больше – зеленая карточка Хорошо, но могу лучше – жёлтая карточка Пока испытываю трудности – красная карточка Урок окончен. Всем спасибо за работу! | Решали задачи. Умножения и деления Сложения и вычитания | | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков П: осуществлять обобщение изученного Р: осуществлять самооценку деятельности | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |