Методические рекомендации на тему «Рисунок шестиугольной призмы, лежащей на боку (угловая перспектива)»
Ионкин Алексей Сергеевич.
Педагог дополнительного образования высшей категории.
МБУДО Вяземская детская художетсвенная школа им. А.Г.Сергеева.
Смоленская область, город Вязьма.
Рисунок шестиугольной призмы, лежащей на боку (угловая перспектива).
Выполнение линейно-конструктивного рисунка шестигранной призмы, лежащей на боку, может вызывать затруднения у обучающихся детских художественных школ и школ искусств, обусловленные относительной сложностью её формы. В этой статье я представляю вашему вниманию поэтапный алгоритм выполнения задания с опорой на изображение более простой формы прямоугольного параллелепипеда в качестве основы построения.
Предложенный алгоритм выполнения работы опирается на умение обучающихся изображать куб и прямоугольные параллелепипеды в угловой перспективе. Дополнительные построения, использованные в ходе проверки правильности выполнения задания, опираются на умение обучающихся изображать эллипс применительно к изображению цилиндра, лежащего на боку.
Анализируя форму шестиугольной призмы, лежащий на боку, мы выделяем в ней центральную часть – прямоугольный параллелепипед.
Построение прямоугольного параллелепипеда, как отдельной геометрической фигуры, становится основой будущего рисунка. Изображение более простой формы позволяет обучающимся значительно легче определить ракурс изображаемого объекта и выполнить набросок с учётом линейной перспективы. Изображение прямоугольного параллелепипеда облегчает и определение пропорций – ширины, высоты и глубины объекта.
Изобразив диагонали на боковых гранях прямоугольного параллелепипеда, являющихся частью оснований шестиугольной призмы, мы находим их центры, на основе которых выполняем построение осевой линии призмы и видимого нам основания.
Важно учитывать, что, если изображение осевой линии полностью зависит от предыдущих построений, то построение шестигранника требует внимательного анализа его формы, определения пропорций и особенностей изображения фигуры в заданном ранее ракурсе под влиянием линейной перспективы. Особое внимание в построении правильного шестигранника необходимо уделить его горизонтальной оси, проходящей через центр грани прямоугольного параллелепипеда. Добиваясь верного построения параллельных линий в линейной перспективе, мы можем разделить вертикальные рёбра грани прямоугольной призмы на две части и использовать полученные точки для проверки изображения.
Выполняя построение, как прямоугольного параллелепипеда, так и шестигранной призмы в угловой перспективе, необходимо обратить внимание обучающихся, что параллельные прямые, удаляясь к линии горизонта, будут сужаться незначительно, так как расстояния от глаза наблюдателя до наблюдаемого объекта будет во много раз превышать размеры последнего.
Как упоминалось выше, построение шестиугольной призмы опирается на умение обучающихся изображать куб и прямоугольные призмы в угловой перспективе. Организуя занятие, стоит уделить время повторению ранее изученного материала, выполнив несколько набросков перед основной работой.
Построение невидимого нам основания шестиугольной призмы должно выполняться с учётом изображения рёбер боковых граней шестиугольной призмы, соединяющих его углы с углами ранее созданного основания.
Выполняя построение шестигранника и одновременно проверяя сонаправленное движение параллельных линий в угловой перспективе, мы выполняем проверку итогового изображения.
На данном этапе мы можем считать выполнение линейно-конструктивного рисунка призмы завершённым, однако у нас есть возможность прибегнуть к проверке точности изображения, выполнив дополнительные построения.
В первую очередь, убедиться в точности рисунка нам поможет изображение эллипса, описанного вокруг шестигранника. Подобное построение также будет опираться на ось призмы. Важно убедиться, что угол между осями овала, одна из которых одновременно является осью шестиугольной призмы, будет составлять 90 градусов. При правильно выполненном построении эллипса вокруг шестигранника эллипс будет касаться всех шести его углов.
Проверяя построение шестиугольной призмы, мы так же имеем возможность изобразить её вписанной в цилиндр.
Список использованной литературы и источников:
- Осмоловская О.В. Рисунок. Довузовская подготовка архитектора. – М.: МАРХИ, 2008. – 162 с.
- Осмоловская О.В. Мусатов А.А. Рисунок по представлению в теории и упражнениях от геометрии к архитектуре. – 2-е изд., доп. – М.: 2012. – 346 с.
- Краморов C.Н. Конструктивный рисунок. – Омск: 2005. – 110 с.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка/Учебник для студентов художественных техникумов. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.