12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ионкин Алексей Сергеевич65
Россия, Смоленская обл., Вязьма

Ионкин Алексей Сергеевич.

Педагог дополнительного образования высшей категории.

МБУДО Вяземская детская художественная школа им. А.Г. Сергеева.

Смоленская область, город Вязьма.

Методическая разработка: «Построение квадрата и вписанной в него окружности во фронтальной перспективе»

 

Приступая к выполнению работы, необходимо убедиться, что обучающиеся понимают форму эллипса как геометрической фигуры, способны выполнять его чертёж и изображать в рисунке.

t1620547078aa.png

В ходе занятия нам предстоит изображать квадрат во фронтальной перспективе и проверить точность изображения, вписав в него окружность, которая в перспективном рисунке будет иметь форму эллипса. Решая эту задачу, мы сможем найти отличия между эллипсом, представляющим собой геометрическую фигуру, и эллипсом, изображающим окружность в перспективном рисунке.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

Прежде, чем приступать к построению квадрата и вписанной в него окружности во фронтальной перспективе, мы изобразим эти геометрические фигуры совмещёнными с плоскостью листа и лишенными перспективных искажений.

При этом необходимо обозначить основные закономерности, которые позволят убедиться в точности построения и устранить возможные ошибки.

Средние линии квадрата и его диагонали пересекаются в центре окружности. Противолежащие стороны квадрата и соответствующие им средние линии параллельны и расположены на равном расстоянии друг от друга.

Точки касания сторон квадрата к окружности (точки - 1, 2, 3, 4) делят стороны квадрата пополам.

Точки пересечения окружности с диагоналями квадрата (точки - 5, 6, 7, 8),соединённые прямыми линиями, образуют квадрат вписанный в окружность и расположенный сонаправлено исходному квадрату.

Выполняя работу, мы можем не определять точки 5-8.

Однако выполнение данного пункта алгоритма в значительной мере повышает точность рисунка, особенно в плане изображения окружности, совмещённой с плоскостью листа. При этом мы можем найти точки 5-8 ещё до построения окружности, перенося радиус будущей окружности на диагонали квадрата от точки их пересечения.

image-20210509110357-2.png

Теперь построим квадрат во фронтальной перспективе с опорой на верхнюю грань квадрата, совмещённого с плоскостью листа, и определим на нём точки 1-4.

Продлив вертикальную ось, проходящую через центр построения, определим положение горизонта и направим прямые от верхней грани квадрата в точку схода.

С помощью горизонтальной линии зададим глубину, изобразив квадрат во фронтальной перспективе. (В нашем задании изображение квадрата выполняется на глаз и в дальнейшем проверяется изображением окружности, вписанной в него).

Определим точки касания квадрата и окружности в условиях фронтальной перспективы (Точки 1-4). Для этого не забудем провести через точку пересечения диагоналей квадрата горизонтальную прямую определяющую его середину в условиях перспективного искажения.

Перенеся точки 5-8 на верхнюю грань квадрата, совмещённого с плоскостью листа, мы можем перенести их на диагонали квадрата, изображённого во фронтальной перспективе посредством прямых, направленных в общую точку схода.

После проверим изображение квадрата во фронтальной перспективе, вписав в него окружность.

Продолжите рисунок: сначала легкими движениями карандаша наметьте эллипс, затем уточните линию, добиваясь того, чтобы она действительно касалась сторон квадрата в точках 1 - 4. Проверяя себя, добейтесь пересечения окружности с диагоналями квадрата в точках 5 - 8.

Изобразив окружность, проверьте симметричность полученного эллипса относительно его осей, рассматривая эллипс, как геометрическую фигуру.

t1620547078ah.png

image-20210509110554-5.png

 

image-20210509110509-4.png

Окружность, лежащая в горизонтальной плоскости, изображается на перспективном рисунке в виде эллипса с вертикальной и горизонтальной осями. При этом малая ось эллипса проходит вертикально через точку пересечения диагоналей, а большая ось эллипса перпендикулярна малой оси и проходит через точку, смещенную от пересечения диагоналей квадрата (центра окружности) ближе к зрителю. Таким образом, мы получили две оси эллипса и четыре точки, определяющие его габариты.

На примере полученного изображения хорошо видно, что центр эллипса и центр окружности - две разные точки. Малая ось эллипса делится точкой центра окружности на два разных по величине отрезка: ближний к зрителю - больше, дальний - меньше (по закону перспективного сокращения), а точка центра эллипса делит этот же диаметр – малую ось эллипса - ровно пополам.

Список использованной литературы и источников:

Осмоловская О.В. Рисунок. Довузовская подготовка архитектора.

М.: МАРХИ, 2008. – 162 с.

Осмоловская О.В. Мусатов А.А. Рисунок по представлению в теории и упражнениях от геометрии к архитектуре. – 2-е изд., доп.

М.: 2012. – 346 с.

Краморов C.Н. Конструктивный рисунок.

Омск: 2005. – 110 с.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка/Учебник для студентов художественных техникумов

М.: Эксмо, 2010. – 480 с.

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.