Рабочая программа
по ритмике с элементами физической культуры для 1-4 классов
Ритмика с элементами физкультуры входит в федеральный компонент базового учебного плана, внеурочная деятельность.
Пояснительная записка
Программа «Ритмика с элементами физкультуры » имеет спортивно-оздоровительную направленность.
Предлагаемая система практических заданий позволит педагогу повысить физическую активность детей, а выполнение музыкальных игровых заданий увеличивает эффективность обучения школьников двигательным действиям на фоне оптимальной двигательной активности и повышения двигательного опыта.
Актуальность данной программы состоит в биологически необходимом объеме движений для младших школьников, смене умственного процесса на физическую деятельность, снижения утомляемости учащихся и активизации малоподвижных учащихся.
Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Обучение по программе создает необходимый двигательный режим и положительный психологический настрой. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач для детей 7-10 лет.
1. Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
формировать правильную осанку;
содействовать профилактике плоскостопия;
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2 Совершенствование психомоторных способностей школьников:
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповой. Наряду с групповым осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Ожидаемый результат:
По окончании изучения программы дети должны
Знать назначение музыкальных игр и уметь их использовать в активном отдыхе
Уметь организовывать музыкальные игры среди детей
Способы определения результативности программы:
Диагностика проводимая в конце года в виде педагогического наблюдения
Снижение заболеваемости и повышение уровня физической активности детей
Программа «Физкультура с элементами ритмики» делится на разделы:
-
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ИГРОРИТМИКА.
ИГРОГИМНАСТИКА
ИГРОТАНЦЫ.
ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
ИГРОПЛАСТИКА.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ПО РИТМИКЕ
ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ
КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА.
Каждый раздел программы включает следующие виды упражнений:
1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры-потешки. Выполнение фигурок из пальцев.
2..ИГРОРИТМИКА. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Хлопки в такт музыки. Ходьба под счет. Акцентированная ходьба.. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко — тихо». Выполнение упражнений под музыку.
3.ИГРОГИМНАСТИКА.
3.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижение в сцеплении. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.
3.2. Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Основные движения туловищем и головой. Комплексы общеразвивающих упражнений.
Упражнения с предметами. Упражнения с мячами, обручами, прыгалками.
3.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Свободное опускание рук вниз. Напряженное и расслабленное положения рук, ног.
Потряхивание кистями рук. Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку, стоя спиной к опоре. Имитационные, образные упражнения.
4.ИГРОТАНЦЫ.
4.1. Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.
4.2. Танцевальные шаги. Шаг с носка, на носках, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Комбинации из танцевальных шагов.
4.3. Ритмические танцы «Шарики», «Если весело живется», «Танец утят», «Кузнечик».
5.ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Специальные композиции и комплексы упражнений: «Точка», «Чунга- Чанга», «Лягушка», «Я танцую», «Чебурашка».
6.ИГРОПЛАСТИКА. Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ПО РИТМИКЕ: «Найди свое место», «Нитка — иголка», «Попрыгунчики-воробышки», «Мы — веселые ребята», «Цапля и лягушки», «У медведя во бору», «Водяной».
Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений.
8.ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «На лесной опушке», «Путешествие по станциям», «Путешествие в морское царство — подводное государство», «В гости к Чебурашке», «Поход в зоопарк», «Конкурс танца».
9. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА. Музыкально-творческие игры «Кто я?», «Море волнуется». Специальные задания. «Создай образ», «Импровизация под песню».
Основное содержание
1-4 классы 144 часов
Распределение учебного времени на различные виды программного материала при одноразовых занятиях в неделю
№ |
Вид программного материала |
Количество часов. Класс |
|||
1класс |
2класс |
3класс |
4 класс |
||
1 |
Ведение в программу |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Пальчиковая гимнастика |
5 |
|||
3 |
Игроритмика |
6 |
8 |
8 |
8 |
4 |
Игрогимнастика |
6 |
8 |
8 |
8 |
5 |
Игротанцы |
7 |
8 |
7 |
7 |
6 |
Танцевально-ритмическая гимнастика |
6 |
4 |
4 |
|
7 |
Игропластика |
4 |
2 |
||
8 |
Музыкально-ритмическая гимнастика |
3 |
|||
9 |
Игры-путешествия |
4 |
3 |
||
10 |
Креативная гимнастика |
2 |
4 |
||
Итоговое занятие |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Итого: |
33 35 35 35 |
Рекомендации:
Использовать на занятиях современное музыкальное оборудование (магнитофон).
Оборудовать танцевальный зал – спортивным инвентарем для каждого ребенка (обручи, скакалки, мячи).
К уровню физической нагрузки для каждого ребенка подходить индивидуально.
Список литературы:
Шукшина З. Ритмика. - М., 2006.
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., АСКО 2002.
Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей: ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс 2005
Матвеев А.П Физическая культура: Учеб. для 1 кл. — М., 2010
Лисицкая Т.С., Ростовцева М.Ю., Ширковец Е.А. Ритмическая гимнастика. Методика и физиологическое воздействие.-М., ВЛАДОС, 2005.
Кузнецова Т.Е. Музыкальные игры. / Физкультура в школе.- 8, 2003.
Жуков М.Н Подвижные игры — М.: «Академия», 2005.
Гурвич Л.Б.Работа воспитателя в группе продленного дня (1-3 классы) —М.:«Просвещение» 2008.