Занятие с элементами тренинга «Мои качества»
Занятие с элементами тренинга
для младших школьников
«Мои качества»
Цель: содействие формированию у учащихся стремления к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
Помочь осознать наличие у себя и у других людей «светлых и темных качеств».
Содействовать гармонизации эмоциональной сферы посредством свободного творческого самовыражения.
Воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Методы: беседа, упражнения, создание проблемной ситуации (обсуждение и анализ притчи), арт-терапия.
Ход занятия
Вводная часть
Приветствие. Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.
Психолог. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть Вас сегодня на занятии. Давайте поприветствуем друг друга… Я буду передавать вам мяч, у кого он окажется в руках, поздоровается, назовет свое имя свое имя, а затем свое отличительное качество, качество, которое ему больше всего нравится в себе (ответы учащихся).
Игра «Психологические загадки о качествах человека». Цель: актуализация знаний о качествах человека.
Психолог. Как мы назовем человека, который говорит всегда правду? Не обманывает других? (честный);
-человек, который по-дружески относится к окружающим (дружелюбный);
-человек, который не любит трудиться (ленивый);
-человек, которому интересно узнавать новое, приобретать новые знания? (любознательный).
Ребята о чем были наши загадки? (ответы учащихся). Верно, о качествах человека. Тема нашего занятия - «Мои качества».
Основная часть
Чтение и обсуждение притчи «О добре и зле»
Однажды к одному старому мудрому индейцу - вождю племени пришел его маленький любознательный внук.
- Дедушка, а почему бывают плохие люди? – спросил он его.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона, олицетворяет светлые качества и призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, искренности, бескорыстности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, зависть, ложь, лень, грубость... Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Проблемные вопросы:
-Ребята о чем пришел спросить маленький внук деда?
-Что ответил ему старый индеец? («В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная (...) Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный»)
- А как вы поняли последние слова дедушки на вопрос внука: «Но какой же волк побеждает в конце? - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? ( Это означает, что в человеке будет больше тех качеств, которые он развивает в себе, которые он чаще использует, которые дарит другим).
2. Упражнения «Мои качества» (цель: осознание того, что в каждом человеке есть темные и светлые качества).
Психолог:
-Ребята, я теперь я предлагаю поиграть в игру. Я буду называть вам качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас.
-Помашите мне рукой те, у кого есть искренность;
- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;
- встаньте и махните мне рукой те, в ком есть такое качество, как отзывчивость;
-сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;
-встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость.
-Спасибо, ребята, за честные ответы.
-Оказывается в каждом из нас живут как светлые, так и темные качества.
Психолог:
-Ребята, скажите, а нужны ли человеку темные качества? Обсуждение.
Перед вами лежат два листочка в виде сосуда. Напишите на одном листочке те качества, которые вам мешают, а на другом, те, которые вам наоборот помогают.
А теперь я предлагаю разорвать наши черные листы с отрицательными эмоциями и таким образом избавиться от них.
Упражнение «Арт-терапия». Цель: развитие творческого самовыражения.
Психолог: Посмотрите, внутренняя часть заполнена у каждого из вас своими качествами. Но внешняя оболочка пустая. Распишите сейчас каждый свой сосуд так, как вы видите, чувствуете, ощущаете.
Во время рисования звучит спокойная музыка.
Обсуждение (что чувствовали ребята, когда рисовали на сосуде).
Необходимо обратить внимание детей на то, что чем больше светлых качеств в человеке, тем красивее, светлее человек снаружи (провести аналогию с сосудом).
Заключительная часть
Психолог: Эти сосуды вы возьмете с собой. Их можно наполнять новыми качествами…, теми, которые вы еще приобретете, или вынуть из сосуда то качество, которое вам мешало, и вы смогли с ним справиться. Ведь хозяева своих качеств вы сами, ребята! Подружитесь с ними, и управляйте ими.
Ребята, а давайте поделимся друг с другом таким качеством, как дружелюбие.
Упражнение «Накопительные аплодисменты»
Я подхожу к тебе (обращается к ребенку по имени) и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши.