12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
23031989Ad33
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
0

Робототехника как средство развития у детей с ЗПР способностей к научной и творческой деятельности

«РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР СПОСОБНОСТЕЙ К НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Здравствуйте, уважаемые коллеги!


Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации. Развитие конструктивно-игровой деятельности является необходимой предпосылкой подготовленности детей к школе, так как в процессе работы развиваются и корректируются все стороны ребенка (эмоционально - волевая, познавательная, моторная, личностная). Эффективность обучения таких детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития.

Работая с детьми с ЗПР, мы сталкиваемся со следующими проблемами:

Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.

Отсутствие зрительно-моторной координации.

Неумение ориентироваться в пространстве.

Недоразвитие психических процессов и речи.

Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Бедный словарный запас по всем лексическим темам.

Отсутствие коммуникативных навыков у детей.

Нам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

За время работы, мы пришли к пониманию, что дети с задержкой психического развития не умеют воображать. Современный мальчик говорит папе «Я хочу мерседес» и папа идет в магазин и приносит ему машину с логотипом. Придумывать не нужно, уже есть готовая форма. а раньше? В нашем детстве? Например, что это могло быть? Да все что угодно… солнце, песок, машинка или нечто другое, которое было где? В воображении. Это мы придумывали, воображали. Мы жили этими мирами. Работая с кубиками Лего, мы возвращаем детям предметы-заместители. Чтобы они за простыми формами увидели целый мир.

У многих детей дома есть конструкторы Лего или его аналогии, поэтому некоторые родители недоумевают: «Поиграть мы и дома можем. У нас этого Лего полно». А мы и не играем. Работаем над очень серьезными вещами, которые сделают детей успешными. Согласны? А что дает успешность? Определенные навыки.

Навыки XXI века

Умение творчески мыслить, нестандартно подходить к решению задач;

Уверенность в своих силах;

Чувство собственного достоинства;

Умение быстро учиться;

Инициативность;

Лидерство.

Но эти навыки так просто не оценить и не показать родителям. Это ощущение на кончиках пальцев. Ребенок выдаст эти навыки потом. Он будет востребованный. Поэтому с родителями надо об этом говорить.


Внедрение робототехники в образовательный процесс позволит реализовать приоритетные направления развития системы образования :

Робототехника – это прикладная наука, которая занимается разработкой автоматизированных технических систем. В основе робототехники лежат электроника, механика и программирование.

Одним из основных средств обучения детей робототехнике в школе являются ЛЕГО конструкторы. Образовательная среда ЛЕГО позволяет использовать системно-деятельностный подход на каждом занятии. Задача педагога создать для учащихся условия творческого поиска, в результате которого будет найдено собственное решение поставленной задачи. С помощью наборов ЛЕГО можно мотивировать учебную деятельность детей, используя пространственное конструирование и моделирование, а также позволяют организовать межпредметные связи и проводить интегрированные занятия.

На занятиях робототехникой формируется проектное мышление. При планировании и организации работы над проектом происходит планомерное развитие у детей рефлексивного мышления: что я делаю? зачем я делаю? как я делаю? можно ли сделать лучше?

В процессе учебной деятельности учащиеся учатся эффективному поиску информации в различных источниках, самостоятельной работе в группе, приобретают опыт самопрезентации. Таким образом, с помощью широкой исследовательской деятельности, формируется личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижении.

При этом, научившись самостоятельно мыслить, они смогут спрогнозировать результаты и возможные различные пути решения задачи.

В начальной школе в конструктивной деятельности мы используем LEGO наборы «Первые механизмы» и «Первые конструкции». Базовые наборы интересны тем, что позволяют построить всевозможные механизмы из кубиков и входящих в комплект шестеренок, рычагов и колёс с осями. Происходит знакомство с такими понятиями, как энергия, сила, скорость, трение.

В каждом наборе разработаны методические рекомендации, которые отвечают требованиям ФГОС.

Имеются инструкции по сборке. Ребята учатся пользоваться чертежами для построения трехмерных моделей. Они формулируют гипотезы, проводят испытания построенных моделей, а затем демонстрируют свои «открытия».


Очень интересной новинкой является набор "Детская площадка" LEGO

Он идеально подходит для творческой деятельности и создания историй.

В комплект входит методическое пособие для педагогов и задания для изучения поведения людей в обществе и способов проведения свободного времени. Кроме того, в набор входят таблички с цифрами - идеальный инструмент для раннего обучения счёту.


Для более четкого распределения содержания занятия мы используем алгоритм коррекционно-развивающего занятия по ЛЕГО – конструированию, основанный на образовательной концепции LEGO® Education. - 4 этапа выполнения любого задания.


В каждой части используются определенные методические приемы.

В первой части: «Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которой, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо также привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.

«Строй»: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

«Рассуждай»: дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» —учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея — повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.

«Продолжай»: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.

При подборе заданий используем подвижные игры и упражнения, музыкальное сопровождение, чтобы способствовать коррекции общей и мелкой моторики, ориентировки в окружающем и в частях собственного тела, а так же чтобы предотвратить снижение внимания и работоспособности. Во время конструктивной деятельности используются графические задания, направленные, с одной стороны, на наиболее доскональное знакомство детей с формой и цветом деталей, с другой стороны, подобные упражнения определенным образом влияют на развитие зрительно-пространственных отношений у детей. Учитывая тот факт, что в настоящее время актуальна информатизация образовательного процесса, и то, что современные дети увлечены компьютерными играми, мы включаем в конструктивную деятельность детей задания из компьютерных игр «Конструктор Лего», «Лего дупло» и т.д.


Стимуляция детской инициативы в рамках программы проходит также через проектную деятельность, в том числе и по инициативе воспитанников. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин: помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах; проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.


В результате использования LEGO-конструирования в обучении с детьми с задержкой психического развития дети получают базовые знания при подготовке к школе, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.