12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волошенко Юлия Вячеславовна54
Россия, Самарская обл., Тольятти

Родительское собрание для 1 курса ССУЗа

«Разрешение и профилактика конфликтных ситуаций между родителями и подростками»

Цель: повышение уровня психологической компетенции родителей в профилактике и разрешении конфликтных ситуаций с детьми старшего подросткового возраста

Ход собрания

      Добрый день, уважаемые родители.

     Сегодня  хотелось бы поговорить с вами о семейных конфликтах, а точнее о конфликтах между родителями и повзрослевшими детьми.

      Поднимите пожалуйста руки те из вас, кто не испытывал желания повысить голос на свое чадо ни разу за последний год? Спасибо, а теперь поднимите руки те, на кого их ребенок не поднял голос ни разу за последний год? Вот! Сами видите, насколько тема актуальна.

     Уважаемые родители, вы конечно уже заметили, что ваши дети взрослеют и меняются. Они достигли так называемого старшего подросткового возраста - 14-17 лет. Сейчас, ваши дети – наши обучающиеся, переживают важный и сложный период своей жизни: произошла смена жизненных приоритетов, появилось стремление понять себя, появилось желание быть принятым таким какой есть, появилось желание иметь свою территорию и отстаивать собственное мнение. Все это наслаивается на нестабильный гормональный фон организма (в силу возраста), и в результате формируется основа для усиления конфликтности поведения подростка. Так, что конфликты для старших подростков – вариант нормы. Конфликты между родителями и взрослеющими детьми неизбежны, это часть нашей жизни, и лучше научиться их разрешать или предупреждать.

     Что мы знаем о конфликтах? Конфликтом называется ситуация, в которой, каждая сторона стремиться занять противоположную позицию. Можете привести примеры конфликтов? (Ответы родителей, обсуждение)

     Старшие подростки часто ведут себя вызывающе, но это порой просто следствие неумения контролировать свои эмоции и свое поведение. Как же реагировать родителям, и как себя вести для предупреждения конфликтов с подростками?

     Самое главное – это поддержка. Подростки не любят, когда их жалеют, или защищают, так как они боятся показаться слабыми перед сверстниками. Но, несмотря на постоянную демонстрацию собственной независимости и «взрослости», подростки остро нуждается в родительской поддержке. Достаточно дать понять ребенку, что родитель в любой момент готов его поддержать. Если подросток чувствует вашу поддержку (в любой ситуации), то он более уверен в себе и спокоен, а соответственно менее конфликтен.

     Очень важно для подростков чувствовать родительское доверие и принятие. Для этого родителям нужно просто перестать переделывать своего ребенка (все равно уже поздно), лучше поверить в него и поддержать развитие природных способностей и интересов, помочь в выборе направления интересов. А также родителям стоит отказаться от резкой критики своего взрослеющего ребенка, его интересов и друзей . Это все равно не принесет результатов(в лучшем случае), а может вызвать и обратную реакцию, в качестве протеста. Лучше предостерегать от ошибок ненавязчиво, рассказывая истории из жизни или задавая наводящие вопросы. Если подросток будет чувствовать, что родители принимают его таким, какой он есть, то он будет опять же более спокойным и уверенным в себе, а значит и менее конфликтным.

     А если все таки конфликтная ситуация произошла, то как родителям разрешить ее максимально быстро и спокойно?

      Для разрешения конфликта можно сначала дать выход своим эмоциям, предварительно предупредив об этом окружающих. Приведите пожалуйста примеры, как родитель может это сделать? (Ответы родителей, обсуждение)

     После того как схлынут эмоции попытаться поговорить с подростком, обсудить происходящее, говорить сначала о своих чувствах используя «Я-сообщения» (Я боюсь, что…, Мне обидно…, Я хотел бы…, и тд.). Тут вам, родители , придется задуматься что бы понять, что же с вами самом деле происходит – что вы чувствуете, как себя ощущаете, чего хотите и почему, в ответ на что у вас возникла эта эмоция.  А потом, спрашивая о чувствах ребенка, побуждать его так же проговаривать свои эмоции. Хорошо еще попытаться поставить себя на место своего взрослого ребенка или вспомнить аналогичную ситуацию из своей юности, а заодно и представить какие чувства может испытывать подросток в этот момент.

     Самое главное во время конфликтной ситуации давать негативную оценку только поведению подростка или самой ситуации, но не ему самому. То есть не говорите о ребенке плохо. Уважаемые родители, приведите, пожалуйста, примеры негативной оценки только поведения или ситуации? (Ответы и обсуждение)

      Наше собрание подходит к концу. Уважаемые родители, сейчас вам раздадут памятки о разрешении и профилактике конфликтных ситуаций, а пока, если у кого-то остались вопросы, пожалуйста, задавайте. (Обсуждение)


 

Памятка для родителей

Профилактика конфликтов с подростком

Разрешение конфликтов с подростком

- Дать понять ребенку, что родитель в любой момент готов его поддержать

- Перестать переделывать ребенка, а поддержать развитие природных способностей и интересов

- Не критиковать подростка , а задавать наводящие вопросы

- Дать выход своим эмоциям, предупредив окружающих.

- Говорить о своих чувствах (Мне обидно…, я боюсь…. и тд.) и спрашивать о чувствах ребенка (Ты злишься…? Ты боишься…? и тд.)

- Поставить себя на место своего ребенка

- Не говорить плохо о ребенке, а говорить плохо о ситуации

 

 

Список литературы:

1. Анцупов, А.Я., Баклановский, С.В Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2006г.

 2. Баркин А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.:АСТ, 2008г.

4. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.

5. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987г.

6 .Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. М.: АСТ, 2013г.

7. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.