12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куркина Елена Евгеньевна2152
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью

«Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»


Название статьи: «Родительский клуб «Что делать? Ребенок не слушается» – территория доверия и понимания».

Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 185» высшей квалификационной категории, город Ярославль, Ярославская область.

Аннотация: в статье представлена такая форма работы с родителями воспитанников МДОУ «Детский сад № 36», как родительский клуб «Что делать? Ребенок не слушается». Его целью является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах выстраивания и поддержания бесконфликтных отношений с ребенком с целью профилактики, коррекции деструктивного поведения у детей.

Ключевые слова: родительский клуб, поведение, дошкольники.


В процессе воспитания родитель может столкнуться с проблемой упрямства, неповиновения, неподчинения ребенка. Родитель, не справляясь с непослушным ребенком, начинает испытывать стресс, искать пути выхода из сложившейся ситуации. Чаще всего родитель обращается к своему личному опыту, который не всегда является положительным и может сводиться к запретам, требованиям, наказаниям. Если выбранная тактика воспитания не помогает, то родители обращаются к многочисленным статьям психологического и педагогического содержания, размещенным в интернете.

Но нехватка умений систематизировать психолого – педагогические знания, аккумулировать их в единую систему воспитания, а также нехватка внутренних ресурсов, чтобы применить эти знания на практике, не позволяет родителям самостоятельно справиться с проблемой. В итоге проблема усугубляется, что может привести к возникновению поведенческих трудностей у ребенка.

С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах выстраивания и поддержания бесконфликтных отношений с ребенком, а так же профилактики и коррекции деструктивного поведения у детей дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад № 36» г. Ярославля создан родительский клуб «Что делать? Ребенок не слушается».

Родительский клуб является наиболее подходящей формой работы, так как вопросы поведения очень деликатные. Родители могут бояться осуждения со стороны окружающих, педагогов, что они не воспитывают своего ребенка либо все делают неправильно. Родительский же клуб предусматривает работу с позиции равенства его участников. В неформальной обстановке, где специалисты и родители больше проявляются как личности, происходит живое общение о «наболевшем» и снимается страх осуждения.

Самым важным условием в работе родительского клуба «Что делать? Ребенок не слушается» и отличием его от тех же родительских собраний, тематических консультаций, является установление доверительных, партнерских отношений между родителями и специалистами. От степени доверия и понимания между ними зависит, насколько семья захочет и сможет грамотно свести воедино все те рекомендации, которые она получает в отношении ребенка от специалистов.

Численность участников родительского клуба составляет от пяти до пятнадцати человек. Наилучшим вариантом является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары. Это позволит проводить корректировку методов работы в соответствии со спецификой группы, что значительно повышает эффективность работы. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса работы родительского клуба, поэтому после второй встречи группа закрывается, и новые участники к ней не присоединяются.

Работа родительского клуба состоит из 9 встреч. Продолжительность каждой встречи по времени 1,5 – 2 часа. Периодичность проведения – два раза в месяц в течение шести месяцев. На каждой встрече родителям дается домашнее задание. Такой режим позволяет родителям применить на практике полученные знания и корректировать их в процессе обсуждения на последующих встречах.

Практика показывает, что рассмотрение вопроса дисциплины, непослушания нельзя ограничивать лишь предоставлением родителям перечня советов по воспитанию. Необходимо детально разобрать каждый аспект вопроса, дать родителям возможность самостоятельно придти к нужным выводам и найти в себе ресурсы для реализации необходимых шагов на практике.

На встречах родительского клуба особое внимание уделяется осознанию важности дисциплины в жизни ребенка, нахождению причин деструктивного поведения детей и выходов из сложившейся ситуации с опорой на ресурсы родителей.

Когда ребенок уже ежедневно в яркой форме проявляет непослушание необходимо понять внутренние мотивы его поведения и, исходя из этого, выстраивать новую модель общения со своим ребенком. Это не простая работа, которая требует от родителей терпения, внимания и понимания своего ребенка; знание собственных сильных и слабых сторон в решении дисциплинарных задач.

Родительский клуб как форма работы является ресурсом формирования гармоничных детско-родительских отношений, развитие которых способствует профилактике, коррекции деструктивного поведения у детей. В результате встреч родители овладевают способами эффективного взаимодействия с ребенком, повышают свою компетентность в понимании потребностей и мотивов поведения ребенка, снижается количество конфликтных ситуаций у родителей с детьми.

Такая форма сотрудничества является перспективной и взаимовыгодной. С одной стороны, родители видят вокруг себя семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других, что активное участие мамы и папы в воспитании ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция. С другой стороны, родители чувствуют поддержку и получают профессиональную помощь от специалистов и становятся «достаточно хорошими», умелыми родителями для своих детей.


Литература:

1. Алексеева Е.Е., Дмитриева Т.В. Типы взаимодействия современных родителей с детьми дошкольного возраста // Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2007.

2. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей / Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т.24. № 1 (90). С. 80 – 96.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.