Родительское собрание «Как использовать кнут и пряник или правила семейной педагогики» (4–7 класс)
Родительское собрание «Как использовать кнут и пряник
или правила семейной педагогики»
МБОУ СОШ №81 г. Воронеж
Землянухина Светлана Евгеньевна
Нельзя быть равнодушным!
Цель обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
Задачи:
Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.
Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Форма проведения: обмен мнениями.
- Организация родительского собрания:
- Приглашение родителей;
- Подготовка педагогических ситуаций по проблеме;
- Подготовка анкет для родителей по проблеме собрания;
- Подготовка памяток для родителей
На собрании обсуждали следующие вопросы:
При каких условиях надобность наказаний в семье отпадает?
Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо?
Надо ли наказывать за плохую оценку?
Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.
Надо ли наказывать трудом?
В чём вред физических наказаний?
Уважаемые папы и мамы, тема нашего родительского собрания поощрение и наказание в семье. Как правильно использовать методы наказания и поощрения мы попытаемся понять сегодня с вами. Очень часто ребенок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если мы, родители неумело и грубо используем по отношению к нему эти методы.
С языка родителей иногда не сходят слова: «Я что сказал!», «Делай, что тебе говорят», знакомо? Это не просто слова. Это – метод воспитания. Готовясь к нашему собранию я подготовила несколько видеосюжетов ( ВИДЕОРОЛИК. Девочка и мальчик)
Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться. Но мы не думаем о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются. Так наказывать детей или хвалить? Я бы союз «или» заменила союзом «и»: наказывать и хвалить НО соблюдая некоторые правила.
Предлагаю родителям выполнить задание:
-поделить лист на 2 части и написать как вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – как наказываете.
Перед собранием я провела анкетирование детей.
На вопрос «наказывают ли вас родители?»
30 % ваших детей ответили - НЕТ
70% - ДА
НЕТ – это может говорить о том, что у детей нет четких границ и не сформировались представления, что МОЖНО, а что НЕЛЬЗЯ.
-в их представлении наказание – это нечто страшное, что не происходит в их отношениях с родителями ( оно проходит незаметно для ребенка. Он даже не понял что это было наказание)
НАДО НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ НЕТ? (мнения родителей)
На вопрос «Как наказывают родители?»
43% кричат - +
3% ремень - +
57% не пускают гулять - +
46 % читают мораль - +
14% не разговаривают - +
75% лишают компьютера - +
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.
Давайте посмотрим какие наказания ребята хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни (выдержки)
- не пускать гулять (т.к. свежий воздух полезен)
- чтобы взрослые не кричали (обидно очень)
- мораль ( не могу этого терпеть, просто бесит)
- не разговаривать со мной (мне плохо)
- пусть будет все (что сделал за то и получил)
1. Наказание не должно вредить здоровью ( лишать ребенка гулять 3-6 дней). – Отсидка в кресле (тяжелое наказание – вынужденное безделье), троекратное проползание на четвереньках ( полезно). НО не уроки, не чтение, ни подмести или вынести ведро. Это способно привить только отвращение.
2. Наказание не должно унижать ребенка. ( «Однажды я видела как мама била мальчика по лицу. Он плакал .Ему было стыдно») публичных, показательных наказаний не должно быть.
3. За один раз – одно наказание. Если совершают много проступков (прогулял, разбил чашку и т. д.) – наказание одно. Салат наказаний – блюдо не для детей!
4. Наказание не за счет любви! Чтобы не случилось не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. ( разбил чашку, но отремонтировал бабушке очки). («Я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно.»)
5. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
6. Наказан – прощен. Страница перевернута. О старых грехах ни слова.
7. Нельзя ругать: когда болен, после болезни, перед сном, когда ест, сразу после физической или душевной травмы, когда не справляется со страхом, с каким либо недостатком, когда сами мы не в себе, раздражены или устали (гнев всегда лжет)
Вот одна из самых обычных, нелепых ошибок: ругая иногда мы убежденно утверждаем что он(она) – лентяй, негодяй, трус, неисправимый и ничего из тебя не выйдет. А потом удивляемся, почему так оно оказалось.
Нам всем хорошо известно выражение «Все мы родом из детства». Мы все были детьми. И очень часто что не принималось и будучи взрослыми, многие повторяют родительский сценарий. Иногда во всех смыслах, иногда только в манерах и взглядах на жизнь. Мы списали это со своих родителей.
Понятие в психологии «ИМПРИНТИНГ» - запечетлевание действий. Как же это происходит? В какой момент? Каков механизм? Мне кажется авторы этого ролика попытались ответить на этот вопрос. Мне показалось это интересным….
(ВИДЕОРОЛИК. Дети –повторяют)
Доброе слово и кошке приятно. А тем более нуждаются в похвале наши дети.
Давайте посмотрим мнение ребят о поощрениях ( выдержки)
3 типа особо нуждающихся в похвале.
1. Дети у которых возник комплекс неполноценности: слишком застенчивый, отстающий, неуклюжий, толстый, заикается, в очках, смешная фамилия, кличка и т. п. Через это проходил каждый в свое время. НАДО похвала авансом, взрыв любви.
2. Противоположность 1 типу. Способный, все легко дается, избыток сил. Не хвалить за способности (чем бог наградил), а за труд, за превышение своей нормы.
3. Самолюбивый. Обостренная чувствительность к оценке, не выносит ни малейшего неодобрения и какой то неумолимый аппетит к похвале.
Все высокие разговоры останутся пустым звуком, если не найдется того, кто внушит и дать почувствовать: «Ты хорош уже тем, что живешь на свете, такого как ты никогда не было, нет и не будет, ты – капля росы успевающая отразить солнце и это чудо. ТЫ - чудо».
1. Все новые дела начинать с похвалы (аванс) – ты это сможешь, ты сильнее, умнее, смелее и т. п.
2. Всякое повышение требований начинать с похвалы. Вдохновить любым способом.
3. Начиная с 10-12 лет одобрение косвенным способом действует сильнее.
Как хвалить не хваля
Попросить совета как у равного – посоветуй куда поставить вазу, как сказать, написать, приготовить. Великий миг! Звездный час! Советуются! Я взрослый!
Попросить о помощи – склонять к добровольной помощи великое психологическое искусство. Вместо: «Подойди сюда! Помоги-ка…..» Сказать: «В магазин что-то не успеваю….», «не знаю, как справится с этой пуговицей..»
Никуда не денешься: воспитание – всегда немножко или множко спектакль. Есть моменты когда и всемогущему взрослому надо побыть слабым, беспомощным, зависимым от ребенка!
И надо помнить, что не надо вцепляться как клещ в его страхи, неуспеваемость, плохое поведение, скверную привычку НАДО ПОМОЧЬ НАЙТИ ВЫХОД ВМЕСТЕ, МЕДЛЕННО И ТАКТИЧНО.
Дети должны знать , что несмотря ни на что они хорошие. КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ НАЧИНАТЬ С РАДОСТЬЮ, ЗАКАНЧИВАТЬ МИРОМ.
Ребенок наш таков каков он есть, и если наш подход к нему в какой-то миг оказывается нерезультативным это значит, что следует изменить подход, а не ребенка (ВИДЕОРОЛИК. Счастье мое)
«Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим делает только доза»
В заключение раздать памятки для родителей (приложение).
Приложение
Памятка «Как использовать кнут и пряник» или правила семейной педагогики.
1. Наказание не должно вредить здоровью( лишать ребенка гулять) – отсидка в кресле (тяжелое наказание – вынужденное безделие), НО не уроки, не чтение, ни подмести или вынести ведро. Это способно привить только отвращение.
2. Наказание не должно унижать ребенка публичных, показательных наказаний не должно быть.
3. За один раз – одно наказание. Салат наказаний – блюдо не для детей!
4. Наказание не за счет любви! Чтобы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
5. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
6. Наказан – прощен. Страница перевернута. О старых грехах ни слова.
7. Нельзя ругать: когда болен, после болезни, перед сном, когда ест, сразу после физической или душевной травмы, когда не справляется со страхом, с каким либо недостатком, когда сами мы не в себе, раздражены или устали (гнев всегда лжет)
8. Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться.
9. Забыть плохое сразу, помнить хорошее всегда.
10. Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, их успехи.
11 Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
12. Наказан – прощен. Страница перевернута. О старых грехах ни слова.
13. Все новые дела начинать с похвалы (аванс) – ты это сможешь, ты сильнее, умнее, смелее и т. п.
14. Всякое повышение требований начинать с похвалы. Вдохновить любым способом.
15. Попросить совета как у равного – посоветуй куда поставить вазу, как сказать, написать.
16. Попросить о помощи – склонять к добровольной помощи великое психологическое искусство. Вместо: «Подойди сюда! Помоги-ка…..» Сказать: «В магазин что-то не успеваю….».
Воспитание – всегда немножко или множко спектакль. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому надо побыть слабым, беспомощным, зависимым от ребенка!
Памятки родителям
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Кныш Анна Юрьевна