Родительское собрание «Профилактика дисграфических и дислексических у детей-логопатов старшего дошкольного возраста»

5
0
Материал опубликован 8 October 2019 в группе

Родительское собрание

 

Тема: «Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей-логопатов старшего дошкольного возраста»

 

Цель: Познакомить родителей с понятием «дисграфия» и «дислексия» и с профилактической работой по преодолению этих нарушений.

Помочь родителям использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.

 

Вопросы:

Что такое дисграфия и дислексия.

Виды ошибок на письме.

Упражнения, используемые для профилактики этих нарушений.

Практическая часть.

 

Оборудование: мультимедийная установка, столы, стулья, DVD-проигрыватель, телевизор, картинный материал для проведения игр: «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?». «Кто, где находится», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты», «Разложи картинки в два ряда». Различный материал, из которого можно конструировать буквы: фасоль, нити, проволока, пластилин, морские камушки, кедровые орехи, цветная бумага, ножницы, клей и т.д. Карточки с вариантами ошибок при записи слов. Тетради детей, в которых они работают на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

 

В зале организована выставка:

1) научно-методической литературы;

2) развивающих игр, направленных на развитие умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

3) памяток для родителей, которые они могут забрать с собой.

 

- Уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и пришли на встречу с нами. Мы хотим сегодня поговорить с вами об очень важной, на наш взгляд, работе по профилактике дисграфии и дислексии. Это, наверное, для вас новые и не совсем понятные слова, но в процессе нашей сегодняшней встречи вам всё станет ясно и понятно. Во всяком случае, мы очень постараемся, чтобы так было.

 

- Как, вы считаете, нарушения речевого развития дошкольника отразятся на его обучении в школе и как? (варианты ответов родителей).

- С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи и фонематического слуха) как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Некоторые из них с трудом овладевают этими сложными процессами, и допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией. А проявление этих специфических ошибок уже можно заметить именно в старшем дошкольном возрасте.

- Поэтому наша с вами задача - профилактика нарушений письма и чтения у детей в дошкольном возрасте.

- Эти специфические ошибки не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребёнка, носят стойкий характер, и причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лескико-грамматического строя речи, пространственной ориентации и ведущей руки ребёнка ещё в дошкольном периоде. Некоторые дети c трудом соотносят зрительный образ буквы с её названием (попросту говоря, не запоминают буквы).

- Мы кратко рассмотрим все специфические ошибки письма и необходимые меры для их предотвращения.

I. Ошибки на уровне записи отдельной буквы не связаны с состоянием устной речи, причина - несформированность пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

не дописывают элемент буквы;

добавляют лишний элемент;

пишут букву зеркально.

Одновременно с перечислением вариантов ошибок детей при записи буквы, проводится их демонстрация на экране мультимедийной установки.

- Предлагаем вашему вниманию некоторые виды работы по профилактике данных нарушений, используемые на занятиях, которые так же можно применять и в домашних условиях: (вниманию родителей предлагается просмотреть видеозапись занятий по подготовке к обучению грамоте, на котором видно, как дети вместе с педагогом прописывают буквы в воздухе с одновременным проговариванием их, конструируют буквы из различного материала, дописывают элементы букв, сравнивают часто смешиваемые буквы. Одновременно с просмотром все приёмы озвучиваются логопедом).

Прописывание букв в воздухе.

Конструирование букв (лепка, выкладывание палочками, нитью, проволокой, кедровыми орехами, крупой, выдавливание в пластилине точками...) (демонстрируются слайды с примерами изготовления детьми букв из различного материала).

Дописывание букв и зачеркивание буквы, написанной неправильно.

Сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-3), (Х-К) и т.д.

Реконструирование букв из одной превратить в другую (Ы-Ь-Ъ-Б-В-3...)

6. Нахождение спрятавшихся букв (зашумленные буквы)

7. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

(Игры из серии «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?».

8. Закрепление умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

(Ориентировка на собственном теле, в окружающем пространстве и на листе бумаги. Игры «Кто, где находится», «Нарисуй предметы слева, справа», игры-лабиринты, графические диктанты.)

Практическая часть.

Родителям предлагается самим выполнить задание по реконструированию букв (с помощью нити или проволоки из буквы Б сделать В, а из В сделать З и т.д.). Затем предлагаем родителям карточки с различными вариантами «зашумлённых» букв, с просьбой назвать, какие буквы они увидели. Далее играем с родителями в игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Кто, где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты».

II. Ошибки при записи слов.

Пропуск гласных букв (брат = брт)

Пропуск согласных букв (бат)

Пропуск слогов (соседи = седи)

Раздельное написание частей слова (но сочки)

Замены букв (Саса, лыба)

Перестановки слогов, звуков (скворушка = сворушка, творожок = тровожок)

Причиной таких ошибок является несформированность навыков звукового и звуко-слогового анализа слов.

Простые формы такого анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звуков из слова) возникают спонтанно в процессе развития устной речи. Сложные же формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения.

Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическая схема слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. (Вниманию родителей предлагается видеозапись, на которой видно как дети работают со схемой слова и фишками).

На втором этапе действия звукового анализа выполняются в речевом плане: слово называется, определяется первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество. (Для образца родителям предлагается самостоятельно выполнить звукобуквенный и слоговой анализ слова «МИШКА»).

И самый сложный – это третий этап, когда действия звукового анализа выполняются в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слово и непосредственно на слух не воспринимая его, т.е. на основе представлений.

Звуковой (фонематический) анализ по представлению осуществляется при выполнении таких заданий, как: придумать слова с определенным количеством звуков; отобрать картинки, в названии которых присутствует одинаковое или определенное количество звуков, поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки, при этом слово предварительно не называется и т.д.

( Родителям предлагается разложить картинки, находящиеся у них на столах, в два ряда в зависимости от количества звуков в слове; придумать слова с заданным количеством звуков).

III. Ошибки при записи предложений.

Не соблюдают границы предложений (нет заглавной буквы, точки в конце предложения).

Слитно пишут слова с предлогами.

Причина: несформированность лексико-грамматического анализа предложений.

Для профилактики ошибок такого вида используют следующие приёмы:

составление предложений по картинке и схем предложений с предлогами и без.

определение количества слов в предложении (начинать с предложений из 2 слов).

составление предложений из определённого количества слов (из 2-х, 3-х...).

(Родителям демонстрируется видеозапись, на которой представлена работа с детьми по определению количества слов в предложении и составление предложений из заданного количества слов).

Далее родители просматривают тетради своих детей, в которых они работают на занятиях по подготовке к обучению грамоте, задают свои вопросы, уже с учётом полученной информации. После совместного обсуждения всех возникших вопросов, родительское собрание заканчивается.

- Уважаемые родители, мы благодарим вас за участие в сегодняшней встрече, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи, а главное позволят избежать трудностей при освоении детьми письма и чтения в школе.

Успехов вам!

Родители получают памятки, в которых подобран материал по проведению звукового анализа и синтеза слов.

 

Звуки обозначаются:

t1570505489aa.gif- гласные (а, у, о, и, э, ы)

 

t1570505489ab.gif- согласные твердые

(м, н, п, и др.)

t1570505489ac.gif

- мягкие согласные

(мь, нь, пь, и др.)

 

Звуковой анализ слов:

 

СУМКИ ЗИМА

t1570505489ad.gift1570505489ae.gift1570505489af.gift1570505489ag.gift1570505489ah.gift1570505489ag.gift1570505489ae.gift1570505489af.gift1570505489ae.gif

 

Схемы деления слогов на слоги:

 

t1570505489ai.gif

 

(в слове 1 слог – дом, кит, кот и др.)

 

t1570505489aj.gif

t1570505489ak.gif

 

(в слове 2 слога – коты, рыба, книга и др.)

t1570505489al.gift1570505489al.gif

t1570505489am.gif

 

(в слове 3 слога – машина, пылесос, ёлочка и др.)

 

t1570505489al.gift1570505489al.gift1570505489al.gif

t1570505489an.gif

 

(в слове 4 слога – пианино, телевизор и др.)

 

Ударные слоги в словах:

t1570505489al.gift1570505489ao.gif

 

t1570505489ak.gif

 

(«мыло» – ударение падает на первый слог)

 

t1570505489am.gift1570505489al.gift1570505489al.gift1570505489ap.gif

 

(«молоток» – ударение падает на 3 слог)

 

Схема предложения:

t1570505489aq.gift1570505489aq.gif

.t1570505489ar.gift1570505489aq.gift1570505489aq.gift1570505489aq.gif

 

Света учит уроки.

 

Схема предложения с предлогом («маленьким» словом).

 

t1570505489ar.gift1570505489as.gif

t1570505489aq.gift1570505489aq.gift1570505489aq.gif.

Кошка сидит на стуле.

 

t1570505489aq.gift1570505489aq.gift1570505489as.gift1570505489aq.gif.

 

В лесу бродят волки

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации