Родительское собрание «Профилактика дисграфических и дислексических у детей-логопатов старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание
Тема: «Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей-логопатов старшего дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с понятием «дисграфия» и «дислексия» и с профилактической работой по преодолению этих нарушений.
Помочь родителям использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.
Вопросы:
Что такое дисграфия и дислексия.
Виды ошибок на письме.
Упражнения, используемые для профилактики этих нарушений.
Практическая часть.
Оборудование: мультимедийная установка, столы, стулья, DVD-проигрыватель, телевизор, картинный материал для проведения игр: «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?». «Кто, где находится», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты», «Разложи картинки в два ряда». Различный материал, из которого можно конструировать буквы: фасоль, нити, проволока, пластилин, морские камушки, кедровые орехи, цветная бумага, ножницы, клей и т.д. Карточки с вариантами ошибок при записи слов. Тетради детей, в которых они работают на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
В зале организована выставка:
1) научно-методической литературы;
2) развивающих игр, направленных на развитие умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
3) памяток для родителей, которые они могут забрать с собой.
- Уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и пришли на встречу с нами. Мы хотим сегодня поговорить с вами об очень важной, на наш взгляд, работе по профилактике дисграфии и дислексии. Это, наверное, для вас новые и не совсем понятные слова, но в процессе нашей сегодняшней встречи вам всё станет ясно и понятно. Во всяком случае, мы очень постараемся, чтобы так было.
- Как, вы считаете, нарушения речевого развития дошкольника отразятся на его обучении в школе и как? (варианты ответов родителей).
- С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи и фонематического слуха) как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Некоторые из них с трудом овладевают этими сложными процессами, и допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией. А проявление этих специфических ошибок уже можно заметить именно в старшем дошкольном возрасте.
- Поэтому наша с вами задача - профилактика нарушений письма и чтения у детей в дошкольном возрасте.
- Эти специфические ошибки не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребёнка, носят стойкий характер, и причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лескико-грамматического строя речи, пространственной ориентации и ведущей руки ребёнка ещё в дошкольном периоде. Некоторые дети c трудом соотносят зрительный образ буквы с её названием (попросту говоря, не запоминают буквы).
- Мы кратко рассмотрим все специфические ошибки письма и необходимые меры для их предотвращения.
I. Ошибки на уровне записи отдельной буквы не связаны с состоянием устной речи, причина - несформированность пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
не дописывают элемент буквы;
добавляют лишний элемент;
пишут букву зеркально.
Одновременно с перечислением вариантов ошибок детей при записи буквы, проводится их демонстрация на экране мультимедийной установки.
- Предлагаем вашему вниманию некоторые виды работы по профилактике данных нарушений, используемые на занятиях, которые так же можно применять и в домашних условиях: (вниманию родителей предлагается просмотреть видеозапись занятий по подготовке к обучению грамоте, на котором видно, как дети вместе с педагогом прописывают буквы в воздухе с одновременным проговариванием их, конструируют буквы из различного материала, дописывают элементы букв, сравнивают часто смешиваемые буквы. Одновременно с просмотром все приёмы озвучиваются логопедом).
Прописывание букв в воздухе.
Конструирование букв (лепка, выкладывание палочками, нитью, проволокой, кедровыми орехами, крупой, выдавливание в пластилине точками...) (демонстрируются слайды с примерами изготовления детьми букв из различного материала).
Дописывание букв и зачеркивание буквы, написанной неправильно.
Сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-3), (Х-К) и т.д.
Реконструирование букв из одной превратить в другую (Ы-Ь-Ъ-Б-В-3...)
6. Нахождение спрятавшихся букв (зашумленные буквы)
7. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
(Игры из серии «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?».
8. Закрепление умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
(Ориентировка на собственном теле, в окружающем пространстве и на листе бумаги. Игры «Кто, где находится», «Нарисуй предметы слева, справа», игры-лабиринты, графические диктанты.)
Практическая часть.
Родителям предлагается самим выполнить задание по реконструированию букв (с помощью нити или проволоки из буквы Б сделать В, а из В сделать З и т.д.). Затем предлагаем родителям карточки с различными вариантами «зашумлённых» букв, с просьбой назвать, какие буквы они увидели. Далее играем с родителями в игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Кто, где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты».
II. Ошибки при записи слов.
Пропуск гласных букв (брат = брт)
Пропуск согласных букв (бат)
Пропуск слогов (соседи = седи)
Раздельное написание частей слова (но сочки)
Замены букв (Саса, лыба)
Перестановки слогов, звуков (скворушка = сворушка, творожок = тровожок)
Причиной таких ошибок является несформированность навыков звукового и звуко-слогового анализа слов.
Простые формы такого анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звуков из слова) возникают спонтанно в процессе развития устной речи. Сложные же формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения.
Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическая схема слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. (Вниманию родителей предлагается видеозапись, на которой видно как дети работают со схемой слова и фишками).
На втором этапе действия звукового анализа выполняются в речевом плане: слово называется, определяется первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество. (Для образца родителям предлагается самостоятельно выполнить звукобуквенный и слоговой анализ слова «МИШКА»).
И самый сложный – это третий этап, когда действия звукового анализа выполняются в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слово и непосредственно на слух не воспринимая его, т.е. на основе представлений.
Звуковой (фонематический) анализ по представлению осуществляется при выполнении таких заданий, как: придумать слова с определенным количеством звуков; отобрать картинки, в названии которых присутствует одинаковое или определенное количество звуков, поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки, при этом слово предварительно не называется и т.д.
( Родителям предлагается разложить картинки, находящиеся у них на столах, в два ряда в зависимости от количества звуков в слове; придумать слова с заданным количеством звуков).
III. Ошибки при записи предложений.
Не соблюдают границы предложений (нет заглавной буквы, точки в конце предложения).
Слитно пишут слова с предлогами.
Причина: несформированность лексико-грамматического анализа предложений.
Для профилактики ошибок такого вида используют следующие приёмы:
составление предложений по картинке и схем предложений с предлогами и без.
определение количества слов в предложении (начинать с предложений из 2 слов).
составление предложений из определённого количества слов (из 2-х, 3-х...).
(Родителям демонстрируется видеозапись, на которой представлена работа с детьми по определению количества слов в предложении и составление предложений из заданного количества слов).
Далее родители просматривают тетради своих детей, в которых они работают на занятиях по подготовке к обучению грамоте, задают свои вопросы, уже с учётом полученной информации. После совместного обсуждения всех возникших вопросов, родительское собрание заканчивается.
- Уважаемые родители, мы благодарим вас за участие в сегодняшней встрече, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи, а главное позволят избежать трудностей при освоении детьми письма и чтения в школе.
Успехов вам!
Родители получают памятки, в которых подобран материал по проведению звукового анализа и синтеза слов.
Звуки обозначаются:
- гласные (а, у, о, и, э, ы)
- согласные твердые
(м, н, п, и др.)
- мягкие согласные
(мь, нь, пь, и др.)
Звуковой анализ слов:
СУМКИ ЗИМА
Схемы деления слогов на слоги:
(в слове 1 слог – дом, кит, кот и др.)
(в слове 2 слога – коты, рыба, книга и др.)
(в слове 3 слога – машина, пылесос, ёлочка и др.)
(в слове 4 слога – пианино, телевизор и др.)
Ударные слоги в словах:
(«мыло» – ударение падает на первый слог)
(«молоток» – ударение падает на 3 слог)
Схема предложения:
.
Света учит уроки.
Схема предложения с предлогом («маленьким» словом).
.
Кошка сидит на стуле.
.
В лесу бродят волки