Родительское собрание «Прошу встать - суд идёт!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34» города Владимира
Родительское собрание:
«Прошу встать – суд идет!»
Автор материала:
Федосеева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Владимир 2020
Краткая аннотация к изложенному материалу.
Данная работа, на мой взгляд, должна заинтересовать учителей начальных классов, учителей среднего и старшего звена, классных руководителей, воспитателей детских садов и других педагогов, работающих с детьми, ведь в настоящее время, как никогда, проблема обучения и социализации детей с ОВЗ стоит очень остро.
Конечно, огромную помощь в развитии детей с ОВЗ решили бы специалисты (логопеды, психологи, дефектологи), но не все учреждения образования имеют их в штатном расписании. Поэтому основными, главными, первыми, кто может прийти на помощь таким «особым» детям, по-прежнему остаются учителя (воспитатели) и родители, причем как родители ребенка с ОВЗ, так и вся родительская общественность.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» - сказал В. А. Сухомлинский.
Именно проблема взаимодействия семьи и школы является особенно актуальной и очень сложной. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
В своей работе я постаралась подобрать наиболее оптимальные и эффективные методы, приемы, формы и средства в работе с родителями, которые на одном родительском собрании помогут сделать многое для реализации цели, используя минимальное количество ресурсов.
Главная цель всей моей работы:
Поменять отношение родительской общественности (взрослых) к детям с ОВЗ, протянуть этим «особым» детям руку помощи через опыт эмоционального проживания и переживания.
Постановка проблемы.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование (инклюзию) рассматривается сейчас как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный вес, рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности. Но все дети не просто могут, а должны иметь право развиваться, общаться, дружить, играть со сверстниками, а не быть оторванными от общества. Ведь об уровне развития общества судят по его отношению к незащищенным слоям населения - детям, старикам, а также к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Год назад ко мне в класс коррекции, выравнивания, а теперь класс детей с ОВЗ, который недавно стал одной из моделей по реализации инклюзивного образования, попал мальчик Алёша. Этот ребенок с трех лет находился в детском доме, со всеми вытекающими из этого проблемами. Мать Алексея до 2016 года находилась в местах заключения и была лишена родительских прав. Мальчик находился в детском доме до тринадцати лет и лишь в июне 2016 года мама, отбыв срок лишения свободы, вернула права на ребенка.
За время обучения в детском доме Алеша освоил лишь программу первого и второго класса, а потом процесс обучения не проходил из-за постоянных побегов ребенка из детского дома, бродяжничества. Более полутора лет мальчик провел в центрах реабилитации для несовершеннолетних города Суздаля и города Владимира.
По решению ПМПК в 2016 году Алексей был направлен в нашу школу, и в тринадцать лет был зачислен в третий класс выравнивания.
Вот тогда и начались проблемы. Да, действительно, внешне Алешка сильно отличался от своих одноклассников. Он был намного выше ростом, с ярко выраженными особенностями подросткового возраста.
Родители класса подняли просто «бунт» по поводу появления нового ученика. Они звонили, приходили в школу и требовали, чтобы этого ребенка убрали из класса, уверенные в том, что он плохо повлияет на их детей.
Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для «нормальных» детей. У них, под влиянием родителей, неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребенок в будущем столкнется с большими проблемами. Жизнь наша не проста, и научиться быть толерантным к тем, кому еще труднее – сложно. Сделать это станет легче, когда мы рядом с «особыми» детьми, а не просто слышим о них. Как сказал историк и философ В. О. Ключевский: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».
Мне было очень жаль Алешку. Судьба его и так была очень сложной и тяжелой, да и интеллектуально и психологически он ничем не отличался от остальных ребят класса.
«Отвоюю» - решила я.
Будучи человеком эмоциональным, я поняла, что только воздействуя на чувства и эмоции родителей, смогу помочь «моему Алешке».
Я решила провести родительское собрание в форме судебного заседания, в котором уже был обвиняемый-Алексей, родители - «присяжные», и я – «адвокат». Да, в такой роли я еще не выступала.
При подготовке собрания в моей голове звучали слова, которые мне говорила в детстве мама: «Все возвращается: добро – добром, зло – злом, нежность – нежностью. Ты всегда получаешь столько, сколько отдаешь».
Сценарий родительского собрания.
Тема: В классе «особый» ребенок. Что делать, если родители - против?
(На доске для родителей: «Прошу встать – суд идет!»)
Форма проведения: интерактивная, родительское собрание – судебное заседание.
Участники собрания: учитель начальных классов – классный руководитель, родители учеников 3 класса выравнивания.
Оборудование: боксерские, строительные перчатки, листы бумаги, ножницы, пластиковые буквы из детской азбуки, платок для завязывания глаз, видео-ролики «Ребенок из детского дома», «Притча о добре».
Цель родительского собрания:
Формирование у родителей толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через собственные психоэмоциональные переживания.
Задачи:
- формировать компетентность родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- способствовать созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего всех участников учебно-воспитательного процесса; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений;
- показать на примерах и личном «проживании», что каждый ребенок, независимо от его социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития, имеет право на инклюзивное пространство.
Ход собрания.
-Прошу всех встать – суд идет!
-Почему я начала наше собрание именно с этих слов, которые Вам, наверное, показались странными?
-Дело в том, что сегодня на собрание мы с Вами должны будем решить судьбу человека, ребенка, который поступил в наш класс в этом учебном году.
-Да, Вы верно определили, это Алеша.
-Я предлагаю провести наше собрание в форме судебного заседания, где Вы, уважаемые родители, будете выступать в роли присяжных, я в роли защитника и адвоката того самого Алешки, которому сегодня досталась роль обвиняемого, а я бы сказала без вины виноватого.
-Прежде, чем начать наше заседание, я бы хотела вспомнить историю нашего класса. Вы привели своих детей в нашу школу, в этот класс, из разных учебных учреждений города. Решение о переводе принимали не Вы, а городская ПМПК. Вспомните свои ощущения, чувства, когда учитель предложил Вам пройти комиссию и определить дальнейший маршрут обучения для вашего ребенка уже в другой школе, в другом классе.
Ваш учитель объяснял Вам, что это необходимо, потому что у вашего ребенка есть какие-то особенности, которыми он отличается от других учеников класса: неуспеваемость, частые пропуски, хотя и по уважительным причинам, недостаточное развитие мыслительных операций, девиантное поведение, особенности психического развития и т.п.
Вам сложно было это понять, ведь ваш ребенок, для вас, ничем не отличался на тот момент от своих сверстников. Вам казалось, что это предвзятое мнение учителя, которому не хочется «возиться» с вашим ребенком.
Вы были направлены на комиссию, вынесено решение, и Вы вместе со своими детьми пришли сюда, ко мне, в этот класс.
Вспомните, как сложно было привыкнуть вашим детям к новому учителю, новым требованиям, одноклассникам, каждый из которых был со своими особенностями. Но спустя всего месяц, вы, придя на родительское собрание, были очень рады и довольны, что ушли из той школы, от того учителя, что в этом классе вашим детям очень нравится. Я слышала от вас в свой адрес много теплых слов, слов благодарности.
Делая вывод из всего вышесказанного, наши дети оказались в этом классе не просто так. Они все имели какие-то отклонения от общепринятой нормы. Комиссия, определяя таких детей в класс коррекционного обучения (выравнивая), дает ребенку возможность компенсировать, выровнять, довести до «нормы» все «недостатки» в здоровье. Да, я не ошиблась, именно в здоровье.
Здоровье человека состоит из многих составляющих. Это и физическое здоровье, и психологическое, социальное и духовное, даже поведенческое. Таким образом, говоря о наших детях, мы можем сказать, что все они имеют в разной степени те или иные ограничения возможностей здоровья. Сейчас обучение таких детей, вы, наверное, слышали, выделяют в такое понятие, как инклюзивное образование. Мы привыкли понимать под инклюзией обучение детей-инвалидов, но в настоящее время наш класс выравнивания является тоже одной из моделей инклюзии.
Вы не раз задавали мне вопрос: Как Вы с ними справляетесь, как Вам тяжело, ведь они такие разные?
Да, учить таких детей очень сложно. На мой взгляд, тот, кто работает или просто общается с такими детьми, должен проявлять «повышенную» толерантность.
-Что же такое толерантность?
Толерантность – это проявление терпимости, понимания и уважения к другому человеку, независимо от каких-либо отличий.
-Как Вы думаете, где ребенок получает «первые» навыки толерантности?
-Конечно же, в семье.
Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям «другим», не таким, как он.
- Для того, чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, Вам, родителям, необходимо формировать с самого раннего возраста целую систему ценностей, в основе которой лежат сочувствие, понимание и сопереживание.
-Вам -родителям! - сказала я, и Вы со мной согласились.
-А как формировать эту систему ценностей, если родителей – нет! Да – нет!
-А ведь, Алешку, который сегодня в роли обвиняемого, только в июне этого года мама забрала из детского дома. А что такое детский дом, я думаю, объяснять не надо.
-Я предлагаю Вашему вниманию небольшой фильм, в котором мальчик из детского дома объясняет нам, взрослым, простые человеческие истины (видеоролик «Ребенок из детского дома»). https://yandex.ru/video/preview?text=мальчик%20из%20детдома%20заставил%20плакать%20весь%20зал&path=wizard&parent-reqid=1606894534981185-537177121843517405100163-production-app-host-man-web-yp-121&wiz_type=vital&filmId=13336119103524207206
-Грустно. Нас всех переполняют эмоции. А, ведь, мальчик прав. Где же мы – взрослые, почему не можем решить их по-детски взрослые проблемы?
-Наше заседание продолжается, и я попросила бы Вас стать участниками следственного эксперимента, который, я думаю, поможет ответить Вам на вопрос, который Вы услышите в самом конце нашего «суда».
(Родители заранее поделены на три группы, для каждой из которых подготовлено свое задание. Задание выдаются учителем на листах бумаги для самостоятельного проведения. В каждой команде задание выполняет лишь один из родителей.
1группа: Наденьте боксерские перчатки и напишите ручкой на листе бумаги название нашего собрания.
2 группа: Вырежьте квадрат, начерченный на листе бумаги, используя только одну руку, вторая рука находится за спиной (можно закрепить руку ремнем).
3 группа: Из пластиковой детской азбуки букв, с завязанными глазами, составьте слово (буквы выдаются группе непосредственно после завязывания глаз).
-Перед тем, как приступить к выполнению этих заданий, прошу не помогать и не подсказывать участникам эксперимента.
(После выполнения заданий, просим родителей обменяться мнением, чувствами и эмоциями, которые они испытали, участвуя в эксперименте. Слова, называемые родителями, записываем на доску, используя для усиления «эффекта» еще и зрительные рецепторы).
-Да, Вы правы, тяжело, непривычно, невыполнимо, невозможно, сложно.
-Я предлагаю Вам, уважаемые родители, помощь. Я попрошу Вас еще раз пройти этот эксперимент, немного изменив условия.
Первой группе, вместо боксерских перчаток, я предлагаю использовать рабочие, строительные перчатки. Второй группе на помощь участнику может прийти второй участник, но тоже с одной рукой. А третьей группе предлагается другой набор букв, но я ориентирую Вас на категорию, к которой относится это слово – это вид транспорта. (Родители выполняют задания еще раз и подтверждают, заложенную в испытания задачу учителя- с помощью - все получается, стало легче).
-Подводя итог нашего эксперимента, мы видим, что даже нам взрослым, опытным людям, иногда без помощи трудно выполнить даже самые простые задания.
- А как быть детям, да еще и с ограниченными возможностями здоровья? Я говорю сейчас о наших детях и об Алешке, который пришел в наш класс месяц назад.
-Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: Какое главное качество человека мы воспитываем в своих детях с раннего детства? (не обижай, не жадничай)
-Вы – правы. С детства мы воспитываем в наших детях доброту. Мы читаем им сказки, в которых добро всегда побеждает зло, где добрый герой всегда положительный, красивый. Мы акцентируем внимание детей на добрых героях, осуждая злых.
-Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не делает зла. Вот та истина, которую мы, родители, должны внушать детям с младенчества.
Это мы взрослые понимаем, что такое доброта, а для детей доброта порой проявляется в элементарном для нас пустяке: поделиться ручкой, помочь собрать вещи, решить задачу, или просто, когда однокласснику плохо, может из-за плохой отметки, заставить его улыбнуться, забыться.
-Для Вас еще один видеоролик («Притча о добре»). https://yandex.ru/video/preview?text=притча%20о%20добре&path=wizard&parent-reqid=1606894466037594-1028605253341823459800163-production-app-host-man-web-yp-93&wiz_type=vital&filmId=1128742906206675939
-Посмотрите, как детская наивная доброта изменила продавца, «достала» из глубины его души те самые качества, благодаря которым человек может считаться человеком.
-А Вы готовы на такие поступки?
-Вернемся к Алешке. Да, он старше ваших детей. Он отличается от них ростом, голосом, но разве по этим показателям мы судим о человеке?
- А сейчас, уважаемые присяжные, я обращаюсь к Вам от имени Алеши.
(Я читаю стихотворение собственного сочинения).
Мы разные на этот свет приходим
И все равны пред небом и судьбой.
Нам кажется, что лучшее находим,
Один - хороший путь, другой - иной.
По выбранному мы пути шагаем,
Кто - радуясь, а кто - скорбя.
Лишь одного мы все не понимаем,
Равны пред Богом мы - и он, и ты, и я.
Порою ввысь мы задаём вопросы,
За что и почему такое мне?
Кому-то в жизни достаются только розы,
А я, как ни стремлюсь, а всё на дне.
Мне хочется спросить у тех, кто лучше
Считает сам себя, а я для них изгой,
Мне просто испытаний дали больше
И если б не они, я был бы свой.
Я, тоже, как и Вы ведь понимаю,
Что значит на земле добро и зло,
Я, как и Вы, таким же быть желаю
И попросить у Вас хочу одно.
Давайте дружно жить, друг другу помогая.
Давайте вместе все ошибки исправлять.
Мы разные, но только мы решаем.
Нам вместе быть или чужими стать.
-Наше заседание подошло к завершению. Я хочу, чтобы, вынося свой «приговор», вы еще раз вспомнили все, что мы видели сегодня, о чем говорили, а что даже попробовали сами.
- Ваше решение, уважаемые родители – присяжные. Наша школа для всех? И для Алеши тоже? (Родители единогласно, молча поднимают руки).
- Для всех! Как и наша жизнь – для всех! Каждый человек достоин счастливой жизни.
- Спасибо Вам за Алешку!
- Закончить наше собрание я хочу словами Л. Н. Толстого: «Для того, чтобы жить с каждым человеком, помни, что объединяет тебя с ним, а не разъединяет». Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи и, как итог, поменять свое отношение к нашим детям, детям с ограниченными возможностями здоровья.
- Спасибо всем. До новых встреч.
Результаты
В ходе данного мероприятия, мною полностью была достигнута поставленная цель и решены основные задачи работы.
Практическая значимость
1.Мне удалось изменить отношение родителей класса к детям с ограниченными возможностями здоровья.
2. В ходе данного мероприятия создалась атмосфера «тепла», взаимопонимания, сотрудничества. Взаимодействие учителя и родителей в сложившейся атмосфере является «плодородной почвой» для формирования в дальнейшем общей культуры инклюзивного образования.
3.Вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей как активных участников осуществления инклюзивного образовательного процесса.
Рекомендации
Данное мероприятие, на мой взгляд, может стать первым и основополагающим ( в небольшой переработке) в создании целенаправленной системы педагогической работы с семьями, с целью формирования родительской компетентности в вопросах организации и осуществления учебно- воспитательного пространства для детей с ОВЗ.