Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»
Ведущий: педагог-психолог
Участники: Родители будущих первоклассников
Форма проведения: Практическое занятие в форме деловой игры
Продолжительность встречи: с 1-1,5 часа
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по проблеме подготовки к школе.
Предварительная работа:
1. Подготовить и отпечатать анкеты на каждую семью.
2. Написать приглашение на собрание.
3. Подобрать музыкальное сопровождение.
4. Подготовить видео интервью с детьми.
5. Подобрать психологические игры для родителей.
6. Подобрать вопросы для интервью с детьми и «экзамена» родителей.
План проведения.
1. Приветствие. Вступительное слово. Представление специалистов.
2. Упражнение «Экзамен для родителей».
3. Видеозапись с ответами детей на вопросы:
Хотите ли вы идти в школу? Почему?
Готовитесь ли вы к школе? Как?
Многие из вас уже посещают «Малышки», нравится ли вам в школе?
Если бы вам не надо было ходить в школу и детский сад, чем бы вы занимались дома, как бы проводили свой день?
4. Психологическая игра с родителями – «Дерево умений».
5. Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.
6. Психологическая игра с родителями – «Букет первоклассника».
7. Памятка для родителей по вопросам успешного обучения в школе.
8. Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?»
9. Подведение итогов встречи.
10. Заполнение анкеты-рефлексии
Материалы и оборудование:
- проектор
- видео-интервью детей на школьную тему
- листочки для «дерева умений» – по количеству участников
- изображение дерева
- схема готовности к школе
- наклонная плоскость, шар
- белый лист А4
- простой карандаш – по количеству участников
- цветные карандаши
- зеленый картон А4
- лепестки цветов – по количеству участников
- анкеты для родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?»
- анкеты-рефлексии – по количеству участников
Ход встречи.
Звучит попурри на школьную тему. Родители занимают места.
Здравствуйте уважаемые родители! Так приятно видеть Вас, спасибо, что нашли возможность прийти на это мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Конечно же родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции? Это и есть цель сегодняшнего разговора.
Упражнение «Экзамен для родителей»
Ведущий: Предлагаю для начала сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов:
- Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребенок в 1 классе?
- Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
- Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
- Сколько педагогов обучает ребенка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребенка в 1-м классе
(Ответы родителей).
Молодцы, хорошо подготовились!
Отметить выдержали ли родители экзамен? Какие вопросы вызвали особую трудность?
Прошу Вас на листочках для себя отметить следующее:
Как Вы думаете, хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Почему?
Готовится ли он к школе? Как?
Многие дети уже посещают «Малышки», нравится ли им в школе?
Если бы вашему ребенку не надо было ходить в школу и детский сад, чем бы он занимался дома, как бы проводил свой день?
А сейчас предлагаем Вашему вниманию видеозапись интервью с детьми на школьную тему (видеозапись.) Совпали ли Ваши ответы с ответами Вашего ребенка? Узнали ли Вы что-либо новое, интересное? (обсуждение)
Практическое задание «Дерево умений».
Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.
Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, ведущий обобщает ответы родителей, составляя “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.
Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на стенде.
«Портрет первоклассника»
Теперь предлагаю вам познакомиться с “портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника. Перед вами представлены все направления готовности ребёнка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребёнка в школе.
Вы только что попытались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения. Мнения разделились. Для того, чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим само понятие готовности к школе.
Прошу вас обратить внимание на эту схему (психолог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске). Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы.
Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм.
В подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в период до поступления в школу.
Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь-огород, а грибы-….
К 6-7 годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы и должностях;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели, частей суток;
- основные виды деревьев и цветов.
Мотивационная готовность к школьному обучению – иными словами у ребёнка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят пойти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем показать свой новый портфель и учебные принадлежности, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной, мотивационной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит во-первых, стремление получать новые знания (интерес), реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе – желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учеба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать интерес к процессу учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность – предполагает наличие у ребенка:
- способности ставить перед собой цель,
- принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании, а так же различные игры с правилами или запретами.
Для развития воли хороши настольные и подвижные игры, где необходимо соблюдать правила игры. Например, игра «Зеркало», «Запрещенное движение», «Да и нет не говори», игры-ходилки и др.
Коммуникативная готовность – проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в обществе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения Вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
(Психолог предлагает вниманию родителей изображение дерева, с которым уже работали в первой части собрания).
Давайте подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития дерева? (родители включаются в дискуссию).
Итак, мы с вами пришли к мнению, что, прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Возвращаясь к психологической интерпретации, есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребёнка, следует знать один важный секрет. Я хочу продемонстрировать один простой опыт. Для этого мне понадобится помощник (психолог приглашает одного родителя по желанию).
Опыт с шаром.
– Это наклонная плоскость. А это шар. Прошу Вас, попробовать покатить шар вверх по плоскости. (Родитель выполняет действие).
– У вас получилось? Что способствовало этому?
– Потому что я прилагал усилия.
– А теперь отпустите шар. Что с ним произошло?
– Он тут же скатился назад с доски.
– Спасибо. А теперь, давайте подведём итоги. Итак, чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определённая движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнёт движение в обратную сторону. Мы с вами убедились в этом. Шар – это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит нам на время сделать перерыв и навертывать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет “стоячего” положения. И если мы не движемся вперёд, то неизбежно станем двигаться назад.
Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак писал:
Он взрослых изводил вопросом “почему?”
Его прозвали “маленький философ”,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом “почему?”.
Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.
Упражнение «Букет первоклассника»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленый картон, вырезанные лепесточки для каждого участника.
Ведущий: (показывает на зеленый лист). Это зеленая полянка. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов). Как говорят – дети – цветы жизни! Я предлагаю Вам добавить вашим цветочкам лепесток-качество или умение, которого ему не хватает для успешного обучения в школе.
(Участники берут по одному лепесточку, записывают на нем качество/умение и выкладывают его на полянке).
Ведущий: Посмотрите, какой цветок у нас получился. Но, чтобы он рос и цвел его необходимо поливать – т.е. развивать у ребенка те качества и умения, что Вы написали.
В помощь мы предлагаем памятки по подготовке к школе (раздаются памятки).
Для определения готовности ребенка к обучению в школе, предлагаем Вам анкеты , которые Вы можете заполнить дома (раздаются бланки анкет для заполнения дома).
И в заключении, хочу продемонстрировать вам одно простое сравнение. Взять губку – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.
Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.
Наша встреча подходит к концу. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.
Для оценки эффективности нашей встречи, заполнените, пожалуйста, анкеты-рефлексии.
Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча ответила на многие вопросы, касающиеся готовности ребенка к школе, сформулировала более четкие представления о том, что и как делать с целью подготовки ребенка к школе. Я благодарю всех за работу. Спасибо за внимание.
(звучит мелодия «Чему учат в школе»)
Приложения
Анкета для родителей:
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?»
Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________
1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3. Считаете ли Вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
8. Умеет ли считать до 20 и обратно?
9. Может ли сравнивать числа и предметы?
10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»)?
15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево - ветки», «книга - страницы»)?
24. Считаете ли Вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?
25.Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
26. Каким Вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?
27.С радостью ли пойдет Ваш ребенок в школу?
28.Готов ли он, по вашему мнению к школе? Почему?
29. Что Вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе?
30. Какие знания, умения и навыки должен приобрести в детском саду Ваш ребенок, чтобы ему было легче учиться?
Анкета-рефлексия
Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы подготовки ребёнка к школе?
- Да
- Нет
Что для вас оказалось интересным?
- Необычная форма проведения.
- Возможные варианты наблюдения за ребёнком.
- Предложите свой вариант:
Что показалось наиболее сложным?
- Прийти вечером после работы.
- Активно включиться в обсуждение.
- Предложите свой вариант:
Выберите краткую характеристику мероприятия:
- Интересно, познавательно.
- Пригодится в будущем.
- Скучно, не хочется участвовать.
- Свой вариант:
Кияйкина Наталья Федоровна
Надежда Панкратова
Панов Егор Игоревич
Надежда Панкратова