Родительское собрание с мультимедийным сопровождением «Для чего детям участвовать в конкурсах»

6
0
Материал опубликован 26 January 2021 в группе

Цель: Заинтересовать,привлечь внимание родителей к подготовке детей к участию в                      конкурсах, соревнованиях.

Задачи: - расширить педагогический кругозор родителей;

              - рассмотреть психологические аспекты участия младших школьников и                                  дошкольников в конкурсах, указать на роль семьи в этом прощессе;

              - стимулировать участие родителей в подготовке детей к соревновательной                            деятельности;

              - проинформировать родителей о мероприятиях, проводимых для детей в 2021                        году, дать необходимые ссылки на ресурсы для самостоятельного изучения.

Форма проведения: дискуссия.

Материалы: презентация, аудиозапись ответов детей, список полезных ссылок.

План собрания:

I. Вступление. (5-7 мин.)


Представление педагогом темы собрания.

Аудио запись с ответами детей на вопросы..

Обозначение проблемы. 

II. Основная часть. (35-40 мин.)

1) Положительные аспекты развития личности ребенка в соревновательной деятельности.

2)"Подводные камни" , или не все так однозначно.

3) Выбираем конкурс.

4) Союз родителей и ребенка.

5) Конкурсы—социальный трамплин для дальнейшей жизни.

6) Конкурсы и олимпиады 2021, актуальные ссылки.

III. Итог.(3-5 мин.)

Заключение. Вывод по теме. 

Ход собрания:

I. Вступление.

    - Добрый вечер, уважаемые родители. Мы собрались сегодня, чтоб обсудить актуальную тему для каждого родителя "Для чего ребенку участвовать в конкурсах?". (Презентация.  стр 1 )   

    - Почему она актуальна? С темой конкурсов вы сталкиваетесь уже в детских садах, конкурсы проводят для детей с 3-х лет. Конечно,в этом возрасте, ребенок еще не осознает сущность мероприятия и воспринимает его как развлечение. Но предложений участия в современном мире огромное количество, множество коммерческих сайтов с красочными рекламами и обещаниями быстрых результатов призывают принять участие. Поэтому я и решила поговорить сегодня на эту тему. 

      - Для начала, я решила поговорить с детьми, как они понимают, что такое конкурс, для чего он нужен. ( Приложение 1. Аудиозапись)

     - Ну что ж, а теперь давайте поговорим о той роли, которую могут играть конкурсы в жизни ребенка. Вот вопросы, которые мы обсудим.( Презентация.  стр 2 ) 

II. Основная часть. (35-40 мин.)

1) Положительные аспекты развития личности ребенка в соревновательной деятельности.(Презентация.  стр 3)

       - Детские конкурсы в последние годы вызывают большой интерес как у родителей, так и у педагогов. Психологи тоже не остались в стороне, решив выяснить, полезны ли такие мероприятия. И, надо сказать, что их ответ был однозначен: дети должны участвовать в конкурсах, причем чем раньше они начнут, тем будет лучше.

        - Родителям важно осознавать, что смысл конкурсных мероприятий гораздо глубже и серьезнее, нежели простое получение диплома участника. Становясь участником конкурса, ребенок учится бороться, адекватно воспринимать победы, поражения, у него воспитывается соревновательный дух, он растет более смелым, решительным, стрессоустойчивым. Он привыкает к ситуациям конкурентности, к тому, что не всегда получается выигрывать, что для победы нужно прикладывать усилия и развиваться. Даже ЕГЭ таким детям сдавать легче.

         - Первое, что  отмечают психологи- это тот факт, что такие мероприятия способствуют раскрытию способностей и талантов ребенка. Нередко как раз после конкурсного задора ребенок заинтересовывается процессом творчества. Оно его увлекает - и появляются какие-то результаты. Что и объяснимо: соревнуясь с другими участниками, школьник учится ставить перед собой цели и делает все, чтобы их достичь.

          - Ещё важный момент, который воспитывают в маленьком человеке конкурсы - это умение работать, а оно невероятно важно. Психологи отмечают, что часто стимулом для дополнительных усилий становится не победа, а именно проигрыш. Но только в том случае, если родители смогли научить его адекватно реагировать на ситуацию. Обязательно нужно поговорить с малышом, объяснить ему, что ситуация совершенно нормальна, расстраиваться из-за ее не стоит, просто надо еще немного постараться, и в следующий раз все обязательно выйдет.Наконец, не стоит забывать и о таком важном аспекте, как саморазвитие. (Презентация стр. 4)

2)"Подводные камни", или "не все так однозначно". ( Презентация стр. 5)

    - Обратите внимание, на нашем слайде есть место и "минусам" участия в конкурсе. Рассмотрим основные из них.

    - Все дети разные: кто-то любит соревнования, состязания, а кто-то - нет. Необходимо предоставлять выбор ребёнку: нравится ли ему оценивать уровень своих знаний, выполняя различные тесты, решая задачи? Или это ребёнок-созерцатель, наблюдая за окружающим миром он накапливает, анализирует информацию, думает. Возможно, в дальнейшем плоды этих раздумий мы увидим в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, в научной работе.

    - Кто гарантирует и оценивает качество предлагаемых дошкольникам конкурсных заданий?Мы не знаем тех людей, которые организуют всевозможные конкурсы. Они компетентны? Это вопрос без ответа.  Если бы этим занималась передовая часть работников образования нашей страны (известные учёные, знаменитые практики), то была бы гарантия (хоть и не 100%) качества содержания конкурсных испытаний. В любом случае, существует человеческий фактор, субъективная оценка результатов выполненной работы. Особенно субъективна она сейчас, достаточно проанализировать задания известных конкурсов для детей.

    - Негативный опыт – тоже опыт, который пригодится всем – утверждение, мягко говоря, не совсем справедливое, так как один ребенок быстро забудет неудачу, а вот другой может получить серьезные комплексы на всю жизнь, вместо уверенности потеряет веру в себя. Как быть, как решить, устранить эти негативные моменты.

3) Выбираем конкурс. (Презентация стр.6)

    - Трудно представить малыша, который не любил бы что-нибудь мастерить, рисовать, петь. Ведь в каждом маленьком человеке обязательно скрыт талант, а задача родителей и педагогов этот талант обнаружить, развить, поддержать веру ребенка в безграничность мира и своих возможностей. Малыш не выпускает из рук карандаши и краски. Прекрасно! Можно предложить ему поучаствовать в конкурсе рисунков. Любит сочинять и рассказывать истории, выразительно читать стихи. Наверняка ему понравится литературный конкурс. Несет домой камешки, веточки и шишки, чтобы потом соорудить из них экибану или фигурки животного. Что ж, это прямая дорога к завоеваниям наград в конкурсе поделок. Интересуется окружающим миром, изучает различные энциклопедии. Значит сможет справится с интеллектуальным конкурсом! 

    -В современном мире есть выбор форм участия в соревнованиях; очно, заочно, дистанционно, с предоставлением фото работ или видео выступления, презентации. Родители вполне могут подобрать приемлемый вариант для своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Кроме того, следует обратить внимание на источник, собрать информацию об уровне квалификации организатора.

4) Союз родителей и ребенка. (Презентация стр. 7)

     - Прежде чем отправить ребёнка на конкурс или соревнования, прислушайтесь к нему и к себе. Есть дети, которые стесняются публики, им можно как-то мягко предложить попробовать получить кайф от выступления и от благодарности зрителей, чтобы ребёнок понял, что это не экзамен, что он своим творчеством подарит зрителям наслаждение. Возможно, ребёнок согласится попробовать, и через такой небольшой стрессовый опыт закалится и станет психологически крепче. Главное, чтобы этот стресс был ему по силам и рядом с ребенком были поддерживающие родители.

     - С другой стороны, если система оценивания очень ранит вашего ребенка — то, возможно, он сильно зависим от внешнего суждения, и с этим стоит поработать.

    - Родитель может сказать: «Солнце моё, люди всегда будут к тебе как-то относиться. Кому-то ты будешь нравиться, кому-то нет. Но главное здесь не то, что думают о тебе другие люди, у которых может быть свое мнение, а то, что ты делаешь, что ты сам про себя думаешь, что ты хочешь сказать этому миру».

    - Если ребёнок сам рвётся в бой, вы видите, что ему нравится соревновательная атмосфера и он практически не зажимается, тогда конкурсы — это абсолютно ваша стихия и нет смысла в них не участвовать, особенно если у человека есть талант.

    - И тут дело даже не в возрасте ребёнка: есть достаточно нечувствительные в хорошем смысле семилетки, которым нет дела до оценок, они психологически устойчивы. А есть гиперчувствительные дети того же возраста, для которых плохой отзыв — конец света и конец нормальной самооценки. Все мы разные. ( Презентация стр.8)

     - Задача родителя: психологически подготовить ребёнка к конкурсу, создать ему правильный настрой. Разумно говорить ему примерно следующее: «Сделай максимум из того, что ты можешь, не думай о том, как тебя оценят, не думай о том, понравишься ты публике или нет. Сосредоточься на себе, прояви себя. Внутри тебя так много творческой энергии, так много умений, которые ты можешь проявить. И получи удовольствие от этого выступления и от того, что ты делаешь».

    - Важно дать такую установку, чтобы ребёнок настроился не на внешнюю оценку, а на собственный внутренний порыв, чтобы он не сравнивал себя с другими участниками, а был сконцентрирован на себе и своих задачах. В общем, поменьше пафоса и побольше позитивной реальности в плане поддержки. Презентация стр. 9)

    - Бывает, что ребёнок ещё сам не определился, хочет ли он участвовать в конкурсе. В этом случае можно сказать так: «Давай мы просто попробуем, посмотрим, как нам это». Используем метод маленьких шагов, когда мы делаем шаг и смотрим, как нам там, как мы себя ощущаем. Если выступать ребёнку не очень понравилось, а вы видите в нём хороший потенциал, то не давя, можно аккуратно попросить попробовать ещё раз, возможно, другой конкурс даст другие эмоции.

    -Случается и так, что ребёнок готовился к конкурсу, ждал, на него рассчитывали, под него подстраивались, если это коллективный конкурс, например, а за неделю до мероприятия пошёл в жёсткий отказ. Не хочет идти и всё. Подобное поведение говорит о том, что человек так сильно напрягся, у него был такой большой стресс, он ощущал такое давление со стороны и такую ответственность, что в какой-то момент его психика просто не выдержала, и он перегорел.

    - Здесь важно максимально снять непосильную ответственность с детских плеч. Вы садитесь с ним, смотрите ему в глаза и говорите: «Ты так сильно старался, ты так много приложил к этому усилий, и сейчас тебе страшно. Я вижу твой страх, я с тобой, я тебя не брошу, я буду рядом. Я бы очень хотела, не отрицая твоего страха, твоих эмоций, твоего волнения перед выступлением, предложить тебе увидеть, что выступление — это всего лишь способ показать, что есть внутри тебя, в глубине твоей души, чем ты можешь поделиться с миром — через музыку, через танцы, через спорт.

    - Конкурс — это всегда про связь с другими людьми, про то, чем ты с ними делишься. Тогда мы смещаем акцент с оценок, с этой суеты, на то, что это творчество, в конце концов.

    - Ребёнок не должен бояться проиграть.Участников много, а победителей — один, ну двое, трое.Если ребёнок всё же проиграл, то лучше говорить правду, но такую, поддерживающую: «Ты сделал то, что ты можешь, но кто-то оказался немножко лучше, и это нормально. Когда-то и ты окажешься лучшим, ты и сейчас оказался лучше ещё кого-то. Это условие этих соревнований».Не стоит делать акцент на то, что ребёнку, может быть, не хватает каких-то способностей, даже если вам так кажется.

    - Важно понимать, что место, которое занял ребенок — это не хорошо и не плохо, это просто объективный факт реальности, его точка роста, из которой можно и нужно развиваться дальше. Даже если вам кажется, что оценки были не объективны. Жюри решило так, оно имеет на это право, при этом вы, конечно, можете с ним не соглашать

    - Глубинный смысл конкурсов не в том, чтобы оказаться лучше других, а чтобы прокачать себя. Не было бы конкурсов — мы бы ни к чему не готовились. А есть конкурс — и у нас появляется цель, временные рамки, и это помогает нам больше сконцентрироваться и что-то сделать.

    - Победу в конкурсе надо отпраздновать. ( Презентация стр. 10)

    - И вот — ура — ребёнок занял первое место, он победитель. В этом случае от родителя тоже потребуется поддержка, чтобы ребёнок с одной стороны ощутил сладость победы, погордился собой, а с другой — не зазнался, не ушёл в «звезду».

    - Мы говорим: «Ты сегодня оказался первым, это большая победа, это результат твоих трудов. Я тобой очень горжусь». То есть сначала мы празднуем победу — и это очень важно. У него в голове должна протоптаться дорожка: я много работал, приложил колоссальные усилия, и они оправдались, теперь я праздную победу.

    - Но на следующий день наступают будни, и мы начинаем говорить о том, что первое место — это здорово, но это, возможно, не конечная точка развития твоего таланта. Мы движемся дальше и, может быть, твой талант хранит в себе какие-то другие грани, глубины, и давай мы попробуем их найти, откопать. Впереди у нас большая и такая же интересная работа.

5) Конкурсы—социальный трамплин для дальнейшей жизни. (Презентация стр. 11)

    - И вот ещё какой момент: конкурсы и соревнования для многих детей, особенно из небогатых семей, становятся если не социальным лифтом, то эдаким социальным трамплином, дающим шанс качественно изменить свою жизнь и получить больше возможностей. Это не всегда понимают дети, но об этом стоит помнить взрослым.

    - Для любого школьника олимпиада — отличный шанс проявить себя, поверить в свои силы и в честном соревновании выявить слабые стороны. Кроме того, участие в олимпиадах — весомое академическое достижение, которое учитывается многими вузами. 

    - Призёрство и победа во Всероссийской олимпиаде школьников,  и международной олимпиаде, организованной  Министерством просвещения РФ даёт преимущества при поступлении: от дополнительных баллов за ЕГЭ или портфолио до зачисления без экзаменов на профильные специальности.

    - Высшие учебные заведения проводят собственные олимпиады прежде всего для того, чтобы отобрать сильнейших учеников для себя. Школьникам победа и призёрство на подобных олимпиадах даёт льготы при поступлении в данный вуз: от дополнительных баллов до зачисления по результатам олимпиады. Принимать участие в подобных олимпиадах точно стоит тому, кто выбрал специальность и вуз, где её преподают на высшем уровне.

    - Участвуя в официальных всероссийских и международных конкурсах дети имеют возможность выиграть денежные призы, ценные подарки, гранты на обучение и т. д. Это может стать хорошим стартом для дальнейшей жизни ребёнка.

6) Конкурсы и олимпиады 2021, актуальные ссылки.

https://uchi.ru/, (олимпиады школьников),

https://infourok.ru/, (международная дистанционная олимпиада

https://s-ba.ru/events, (бесплатные творческие конкурсы)

http://integraciya.org/konkursy/pervye-shagi-v-nauke/ (Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ "Первые шаги в науке",

https://my-russia.org/index.html (Всероссийский конкурса детского рисунка "Моя Россия")

III. Итог. Презентация (стр. 12)

    - К конкурсам нужно относиться так, что это в первую очередь личная практика, самообразование. И при таком правильном отношении придет и победа, и опыт, и все остальное. Роль родителей и педагогов в данном процессе сложно переоценить, поскольку ребенок пока не может объяснить себе все это.

    -Уважаемые родители, участвуйте в конкурсах совместно со своими детьми, помогите им проявить себя, дайте возможность показать свои способности и таланты, воспитывайте в детях здоровую конкуренцию и дух соревновательности.


Презентация "Для чего ребенку участвовать в конкурсах?"
PDF / 4.64 Мб

Ссылка на используемые ресурсы:

1) Статья: Психолог о конкурсах: «Дети не должны быть заложниками родительских амбиций» под редакцией Екатерина Мазеина на https://deti.mail.ru/

2) Консультация «Зачем ребенку участвовать в конкурсах» Шишкина Оксана Сергеевна https://infourok.ru/

3) Нужны ли конкурсы для детей, какую пользу они приносят?https://ja-rastu.ru/

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации