Родительское собрание «Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка» (3 класс)
Родительское собрание в 3 классе
Тема: «Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка» [5].
Форма проведения: круглый стол
Цель: формирование у родителей третьеклассников представления о влиянии стиля воспитания в семье на становление личности ребёнка.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями разных стилей воспитания.
- Организовать обсуждение положительных и отрицательных сторон каждого из стилей.
- Способствовать поиску оптимального стиля воспитания.
- Применить на практике полученные знания, участвуя в обсуждении конкретных жизненных ситуаций.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с цитатами, листы для групповой работы, анкеты обратной связи.
Ход собрания
- Мотивационный этап
Упражнение «Приветствие». Классный руководитель приветствует родителей и предлагает продолжить, фразу «Здравствуйте! Сегодня я желаю всем…»
Работа с цитатами известных людей. Педагог предлагает в течении минуты ознакомиться с высказываниями о воспитании детей известных общественных деятелей. Высказаться, как относятся к содержанию прочитанного.
- Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Бенджамин Франклин.
- Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. Жан Поль
- Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Жан-Жак Руссо
- Воспитание есть дело авторитета и уважения. Сэмюэл Смайлс [2]
Резюмируя сказанное, классный руководитель отмечает, что то, какое воспитание в детстве получил человек, в будущем во многом определит его характер, а значит и судьбу.
Формулируется тема родительского собрания «Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка».
- Основной этап – изучение теоретической информации
Мини – лекция на тему «Стили воспитания». Учитель с опорой на презентационные материалы знакомит родительскую аудиторию с особенностями разных стилей воспитания.
Демократический (авторитетный). Родитель осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода? В каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.
Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.
Попустительский. Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.
Мозговой штурм. В круге обсуждаем плюсы и минусы каждого стиля воспитания. Последствия каждого типа воспитания.
Демократический стиль. При этом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: высокая самооценка, умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки; инициативность и целеустремленность; способность договариваться, находить компромиссные решения.
Авторитарный стиль. В таких семьях возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: развитие слабой жизненной позиции или деспотической личности.
Либеральный стиль. Возможны следующие варианты развития личности: неспособность к близости, сопереживанию, безучастность или личность «без тормозов» и «без запретов».
Попустительский стиль. Возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы.
Case-study. Родители объединяются в группы (5-6 человек). Педагог предлагает в течение 10 минут обсудить варианты поведения родителей с разным стилем воспитания, столкнувшихся с ситуацией: ребенок-третьеклассник все свободное время проводит с гаджетами; это стало причиной повышенной раздражительности, конфликтности ребенка; классный руководитель сообщает о падении успеваемости. Дать практические рекомендации родителям, как поступить в этой ситуации, составить «Советы бывалых родителей».
У моих родителей получились следующие рекомендации:
- На личном примере показывать ребенку, что не стоит все свободное время проводить с телефоном или планшетом.
- Привлекать детей к совместной деятельности (походы в кино, прогулки в парке, занятия спортом, общие семейные увлечения).
- Установить на гаджете ребенка приложение, регламентирующее доступ к сети Интернет.
- Ввести систему нематериальных поощрений за успехи в учебе (поездки, экскурсии и т.д.)
- Фильтровать игры, в которые играет ребенок на телефоне, планшете. Устанавливать приложения с обучающим и развивающим контентом.
- Рефлексивный этап.
В завершении собрания классный руководитель предлагает родителям поделиться впечатлениями, ответить на вопросы анкеты:
- Что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании?
- Была ли полученная информация полезной?
- Как собираетесь использовать эту информацию?
Приведенный фрагмент родительского собрания демонстрирует эффективность работы с родителями с помощью интерактивных методов. Благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности учителя. На сегодняшний день могу с уверенностью утверждать, что в моей педагогической практике она занимает одно из ключевых мест, носит системный характер. Могу говорить об определенных результатах, которые она приносит: родители из «наблюдателей» стали моими партнерами, единомышленниками, активными участниками и организаторами не только классных собраний, но и гимназических и классных праздников, образовательных событий. Все это увеличивает эффективность образовательного и воспитательного процесса в моем классе.
Список использованных источников
- Афоризмы, цитаты, высказывания, изречения. Электронный доступ: http://refdb.ru/look/2304119.html
- В мире мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов/ науч. ред.Г.В.Рындак; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. Электронный доступ: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/sb_ped_k_2018.pdf
- Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа в школе: Пособие для учителей/ Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
- Ликсон Ч.Конфликт. Семь шагов к миру. – Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 160с.
- «Омские родители и дети». Открытый социально-образовательный портал. Электронный доступ:http://rid-omsk.irooo.ru/programma-dlya-roditelej-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1-4-klass/335-shkola-dlya-roditelej-konspekty-sobranij-s-1-po-4-klass-1-chetvert
- ПОЛОЖЕНИЕ о родительском собрании МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова.
- Саляхова, Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника, 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007. - 367с.