Родительское собрание в старшей группе «Нарисуй то – не знаю что, или игры на развитие творческого воображения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №104» общеразвивающего вида г. Сыктывкара
Родительское собрание в старшей группе
Тема: «Нарисуй то – не знаю что, или игры на развитие творческого воображения»
Подготовила: Смагина Марина Ивановна – воспитатель, руководитель изобразительной деятельности МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкара
Аудитория: Родители и дети старшей группы
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации изобразительной деятельности в условиях семьи. Познакомить родителей с оригинальными играми на развитие творческого воображения для совместной деятельности с детьми.
Задачи:
Формирование у родителей способности понимать ценность развития детского художественного творчества, воображения.
Показать родителям значимость совместных игр для полноценного эмоционального развития ребёнка.
Обогащать знания родителей о материалах для художественного творчества.
Формировать позитивное отношение детей и взрослых друг к другу.
Популяризировать страничку воспитателя – руководителя изобразительной деятельности Смагиной М.И. на сайте МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкара (практическое пособие «Играй, рисуй»).
Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, экран), ноутбук, колонки. Мультимедийные презентации: «Нарисуй то – не знаю что, или Игры на развитие творческого воображения», «Чудеса волшебницы Осени». Материалы для игр: баночки с жидкой краской, пипетки, коктейльные трубочки; перьевая ручка, кисти, краски, ватные палочки, поролоновые штампики; цветная бумага, ножницы. Материалы для совместного рисования взрослых с детьми: маркеры и фломастеры, листы разного формата. Буклеты - памятки «Чудесные превращения или нетрадиционные способы рисования, как средство развития творческих способностей детей».
Повестка собрания:
Роль воображения в развитии творческой личности ребёнка.
Игры на развитие творческого воображения.
Условия успешного взаимодействия с ребёнком.
Нарисуй то – не знаю что (творческое задание: взрослые и дети).
Представление странички воспитателя – руководителя изобразительной деятельности Смагиной М.И. на сайте МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкара (практическое пособие «Играй, рисуй»).
Чем мы только не рисуем или игры с чудесными превращениями (презентация «Чудеса волшебницы Осени»).
Подведение итогов.
Ход собрания.
(Дети находятся с помощником воспитателя, родители в зале за столами)
Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я с вами поиграю. Да, да, я не оговорилась – именно поиграю.
Установка на успех.
Какой сегодня замечательный вечер, подарите свою добрую, красивую улыбку друг другу (улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева). От ваших добрых улыбок вечер стал действительно добрым. Пусть эта встреча подарит вам хорошие воспоминания.
Сообщение темы родительского собрания.
(На экране слайд с изображением старой обшарпанной стены)
Посмотрите внимательно на картинку. Что подсказывает вам ваше воображение?
(Слайды с вариантами старых стен дорисованных художниками)
Французский философ Жан Дюбуффе говорил «Обратите внимание на пятна старых стен, на их узоры и крапинки, и вы увидите пейзажи, сражения, странные головы и фигуры, причудливые одежды и тысячу других вещей, которые наш ум выхватывает из всего этого смешения».
А можно ли развить в детях воображение?
Как?
Какими средствами?
Собственно, этому и посвящена наша с вами встреча сегодня.
Роль воображения в развитии творческой личности ребёнка.
Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве особенно активно и полнее всего реализуется в играх, рисовании, сочинительстве сказок и других видах творчества.
Рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Вы спросите почему? На этот вопрос я отвечу стихотворением Э. В. Рью «Коробка с красками»:
Кобальт, и зелень, и ультрамарин,
Смуглая охра и яркий кармин…
Хочешь, невиданных птиц и зверей я нарисую?
– Рисуй поскорей!
– Правда же, лев получился красивый
– С алым хвостом, с изумрудною гривой?
Жёлтый пингвин и лиловая серна. Нравится?
– Всё это схвачено, верно.
Ну, а теперь снова краски смешай
И нарисуй мне неведомый край,
Солнце, Луну и на мокрой дороге,
Двух человечков на единороге.
Под рукой наших детей возникают синие деревья, красные горы, невиданные животные. Детям не хватает жизненного опыта, но они интуитивно отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нём.
Для развития художественно – творческих способностей необходимо дать волю фантазии ребёнка. Игры для развития творческого воображения будут здесь весьма кстати.
Вероятно, вы слышали о такой формуле гениальности: интеллект, умноженный на воображение. То, что дети смогут вообразить, станет их жизненным потенциалом. Развивая воображение детей, используя при этом увлекательные игры, вы поможете воплотить в жизнь все их мечты!
Игры на развитие творческого воображения.
Вот несколько идей для ваших игр на развитие воображения у детей.
«Живые кляксы» (техника «Кляксография»)
Эта игра даёт возможность создавать необычные образы из бесформенных пятен – клякс.
Перед вами разложены материалы: баночки с жидкой краской, пипетки, коктейльные трубочки и лист бумаги.
Пипеткой капните на лист бумаги жидкую краску (тушь).
Затем подуйте в трубочку на кляксу, раздувая её в разных направлениях.
Поразмышляйте, на что клякса может быть похожа?
Дорисуйте изображение. Можете выбрать материал для рисования: перьевая ручка, кисти, краски, ватные палочки, поролоновые штампики.
«Цветные кляксы» (обрезки цветной бумаги)
Эта игра побуждает ребенка создавать законченные образы из «непонятных» изображений.
Вырежьте из цветной бумаги “кляксы” разных форм, сейчас на бумаге попробуйте разложить кляксы.
Придумайте, что это может быть?
Затем, дома, приготовьте бумагу и клей и предложите ребёнку самому склеить из этих «клякс» одно изображение. Поразмышляйте вместе, на что они могут быть похожи?
В конце игры обязательно решите, на что похоже.
Оформите в рамку или, сначала, дорисуйте изображение.
«Несуществующее животное» (метод комбинаторных игр)
Игра научит ваших детей очень важному навыку — комбинированию. Вырежьте из журналов или старых книг разные части животных: лапы, головы, уши, хвосты, крылья, клювы, пасти, хоботы и тому подобное.
Приготовьте клей и бумагу.
Склеить несуществующее животное из уже имеющихся деталей.
Чем меньше животное вашего ребенка будет напоминать какое-либо из существующих в природе, тем выше его творческий потенциал. Возвращайтесь к этой игре, пока не создадите свое уникальное существо! Впоследствии можно сочинить про него интересную историю.
Дайте краски, разноцветные фломастеры и предложите нарисовать существо, сделав его фантастическим, необычным. Преобразуя столь разные образы в неузнаваемые существа, мы постепенно улучшаем интеллект ребенка.
«Путешествие на облаках» (метод комбинаторных игр)
На что похожи облака? (Слайд «Облака»)
Эта игра побуждает ребёнка видеть в слабо оформленном, но многозначном материале образы предметов. Отличной тренировкой перед этой игрой послужит наблюдение за настоящими облаками и попытка увидеть в них уже известные вашему ребенку образы. Или нарисуйте на белом листе силуэты каких-либо образов, вырежьте их и предложите игру «На что похожи облака». Ребенок должен назвать как можно больше вариантов, на что похожи эти облака.
«Три красочки» (техника «Монотипия»)
Какие ассоциации возникают у вас глядя на эти красочные пятна?
(Слайд «Монотипия»)
(Слайд - игра «Три красочки»)
Эта игра всегда вызывает восторг у детей любого возраста и побуждает их видеть образ в рисунке.
Дайте ребёнку большой лист бумаги сложенный пополам и три краски.
Пусть он постепенно заполнит красками половинку листа.
Сложить лист пополам, прижать, открыть.
Придумать: на что же похож рисунок?
Дорисовать рисунок. Обязательно оформите картину и подпишите ее.
Данные чудесные игры великолепно развивают творческие способности детей, что поможет им в учёбе, и в будущей карьере.
Условия успешного взаимодействия с ребёнком.
Какие условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей и воображения ребёнка?
Обратившиеся к проблеме помощи взрослых развитию детского творчества российские психологи рекомендуют:
Первые шаги в искусстве – момент ответственный. Поэтому вы – взрослые должны быть всегда рядом, чтобы вовремя дать подсказку или совет. Иначе в случае неудачи ребёнок утратит к изобразительной деятельности всякий интерес. К тому же вместе творить веселее. Обучение нужно строить не на простом показе, а на тесном сотрудничестве с ребёнком, которое нужно суметь обратить в игру для раскрепощения детской фантазии, например, придумайте сказку.
(Смагина М.И. «Сказка про кисточку и старую зубную щётку» - техника «Набрызг»).
Ребёнок в игре должен испытывать радость. Важно использовать принцип постепенности (сначала более простые задания-игры, далее с усложнением: набрызг, комбинаторный метод)
Чтобы усталость не успевала ослабить и вытеснить интерес, работу не нужно затягивать. Но если ребёнка не оторвать от бумаги и красок, постарайтесь предохранить его от переутомления и соблюсти режим, незаметно переключив его внимание. Недопустимо не дать ребёнку закончить начатый рисунок.
Если ребёнок сам бросает работу на полпути, его нежелание продолжать объясняется либо непониманием сути дела, либо возникшими трудностями, либо как раз усталостью. Станьте ему соответственно, или советчиком, или помощником, или соавтором его произведения, чтобы работа была завершена.
Если какой-то приём работы ребёнку уже надоел, покажите новый, предложите иное решение темы (техника «Цветной граттаж» – темы: Морское царство, Огни ночного города или Таинственный мир космоса)
Важно помнить, что любит, чем дорожит, к чему стремится каждый конкретный ребёнок, чтобы увлечь его творчеством. Попробуйте сами стать на позицию ученика: пусть ребёнок научит вас тому, что сам хорошо умеет.
Сюжеты детских работ не должны подвергаться критическому разбору. Любые из них следует принимать безоговорочно, тем самым воодушевляя ребёнка на создание новых.
Творческое задание.
(Дети приглашаются в зал)
Уважаемые взрослые! Я приглашаю вас, вместе с детьми поиграть с материалами для рисования. Пригласим к нам детей.
Тема «Нарисуй то – не знаю что» (Совместная работа на одном листе, нужно прийти к общему результату – по методу В.И. Вислоушкина)
Игра на одном листе, поделённом на две половинки линией. Работа парами (взрослый – ребёнок).
Нарисовать любую линию от середины листа (каждый рисует на своей половине листа, поменяться местами).
Нарисовать любую фигуру, любой формы (поменяться).
Дорисовать деталь, или геометрическую фигуру (поменяться местами).
Игра «На что похоже?»
Если видим образ, дорисовываем детали к этому образу.
Вместе дорисовываем картину.
Выставка работ.
Обсуждение.
Эти и другие творческие игры по рисованию вы сможете найти на сайте нашего детского сада – страницы специалистов – руководитель ИЗО – «Играй, рисуй» (доступ по ссылке: http://madou104.ru/igray-risuy-netraditsionnyye-tekhniki-risovaniya).
(Вывести на экран страничку руководителя изобразительной деятельности – Смагиной Марины Ивановны)
Подведение итогов.
Уважаемые родители! А закончить нашу встречу я хочу показом презентации «Чудеса волшебницы осени» или чем и как мы только не рисуем - обзор игровых занятий в изостудии «Радость».
(Просмотр презентации)
Надеюсь, что эти игры заинтересуют не только ваших детей, но и вас – взрослых. Вам, так же как и детям, захочется принять участие в увлекательных экспериментах.
Дорогие взрослые, от вас зависит многое. Важно, чтобы дети испытывали от игр с материалами для рисования радость, поэтому внимательный и терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребёнка в новые весёлые игры, – непременное условие успеха.
Обсуждение (высказывания родителей о мероприятии, вопросы родителей).
Попрошу всех сейчас выйти сюда и встать в круг. Возьмите мой смайлик и, передавая его из рук в руки, скажите, что вы хотите сказать о нашей встрече и что хотите пожелать друг другу после сегодняшней игры.
И я хочу поблагодарить вас ребята, за то, что вы дружные. А вам, уважаемые родители, хочу пожелать испытать много радости в общении с вашими детьми!
В начале встречи вы подарили друг другу и мне улыбки, а я, в свою очередь, хочу вам подарить эти буклетики на память о нашей встрече.
(Раздать буклеты «Чудесные превращения или нетрадиционные способы рисования, как средство развития творческих способностей детей»)
Игры на развитие творческого воображения (слайды к собранию)
PPTX / 9.1 Мб
Чудеса волшебницы Осени- презентация
PPTX / 28.1 Мб
"Играй, рисуй" практическое пособие Смагина М.И.
PDF / 6.03 Мб
Сказка- Кисточка и старая зубная щётка
DOCX / 14.64 Кб
Буклет «Чудесные превращения или нетр. способы рисования"
PDF / 520.09 Кб
Источники:
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Топалова Е.П. «Художники с пелёнок» Как развить художественные способности у детей. – М.: Айрис-Пресс, 2004 г.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» Практическое приложение. – Я.: Академия развития, 2004 г.
Корзова М.А. «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи» Работа с родителями. Доступ по ссылке: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651103/
Смагина М. И. «Играй, рисуй» Нетрадиционные техники рисования. Доступ по ссылке: http://madou104.ru/igray-risuy-netraditsionnyye-tekhniki-risovaniya
Кияйкина Наталья Федоровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смагина Марина Ивановна