Родительское собрание в старшей группе «О детской дружбе»
Предварительная работа:
· Чтение детям произведений о дружбе и друзьях
· Психологическая игра с воспитанниками «Поделюсь с другими»
· Подготовка памятки для родителей «Если у вас застенчивый ребенок»
· Подготовка газеты с высказываниями детей о дружбе
· Проведение коммуникативных игр с детьми
Форма проведения: круглый стол.
План:
1.Беседа воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»
2.Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)
3.Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»
4.Вручение памятки родителям « Как помочь ребёнку подружиться»
Цели:
Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками
Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений
Провести тест на выявление уровня общения ребёнка
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе, об общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит вам выявить уровень общительности вашего ребёнка.
Дружба - это особый вид устойчивых, индивидуальных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью друг к другу. Дружба предусматривает соблюдение не писаного «кодекса», нарушение которого, ведёт к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже вражде. Учите ребёнка видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Но ваши устремления, достигнут цели если:
- Вы знаете кто у ребёнка лучший друг;
-Знаете друзей своего ребёнка;
-Приглашаете друзей ребёнка в дом;
-Были ли у ребёнка такие случаи, когда он вступался за своих друзей;
-Вечером всей семьёй обсуждайте, как прошёл день.
В каждой из предложенных ситуаций пронаблюдайте за поведением и реакцией ребёнка.
Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становиться для вашего ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен.
Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников: в нашей группе все это делают по- разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается, но чаще с таким дети потом не играют.
Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т.е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо, в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи так и к ребёнку, если ребёнку всегда объяснят причину почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.
Этому пока мы в группе учимся. Мы много говорим с детьми о дружбе, как поступают настоящие друзья, проигрываем ситуации различные, где детям надо проявить сочувствие другу, суметь договориться именно с помощью слов , а не кулаков. Часто случаются ссоры между детьми именно из –за того, что дети не умеют договариваться, уступать другому, пожертвовать чем то ради другого, больше проявляется эгоизм. Поэтому видя возникший конфликт между детьми , мы его обязательно разбираем , даём каждому ребёнку высказаться, подумать правильно ли он поступил, а как именно надо сделать. Ну а если возникла ссора, то надо уметь и помириться. Нередко у нас детская дружба не выдерживает сколько- ни будь серьёзного испытания: так интересно было играть вместе, а вот чем- то поделиться, что- то сделать в ущерб себе ради друга, мы не можем и не хотим. Поэтому приходиться объяснять их неправоту.
В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов. ( Лиза и Катя, Саша и Миша, Платон и Дима , Варя и Лера К. ) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.
Проведя опрос детей, с кем ему хочется дружить, в лидеры вышли в нашей группе – Платон, Лиза, Саша. Почему они хотят с ними дружить: назвали такие качества как доброта, умение делиться, не дерётся, не кричит. Но лидеры конечно же могут и меняться, если провести например опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, т.е. пока в 5 лет отношения не устойчивые , в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения , появляются первые ростки дружбы.
Таким образом ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития , а в том числе и подготовки его к школе.
3.ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» (проводиться с родителями)
1. Игра «Комплименты»
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.
2. Игра « Я люблю..»
Цель: Развивать внимание к другому, умение выражать свои чувства.
Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: « Меня зовут Галина. Я люблю путешествовать» и т.д.
3. Игра «Компот»
Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".
4. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»: Задает вопросы, взрослые отвечают хором.
Сильные руки бросятся в драку? (Нет)
Добрые руки погладят собаку? (Да)
Умные руки умеют играть? (Да)
Добрые руки будут обижать? (Нет)
Ласковые руки умеют лечить? (Да)
Сильные руки будут вместе мастерить? (Да)
Будем крепко мы дружить? (Да)
5. «Клубочек ласковых имен»
Воспитатель и родители стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Друг за другом передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Клубочек передаю,
И ласково имя его назову- …
Окончание занятия или любого вида деятельности не означает окончания общения. Поэтому приведенные ниже упражнения, с одной стороны, закрепляют позитивный эффект занятия, а с другой – показывают, что дети готовы к дальнейшему конструктивному общению.
Итог собрания:
Была ли полезна для вас наша встреча?
Что запомнилось?
Спасибо за внимание.
4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей
1.Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2.Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3.Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника
4.Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь, успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражается, когда кто-то расстроен
5.Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражается
6.Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7.Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д
А) Да
Б) не всегда
В) нет
8.Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) начинает плакать, обижается, капризничает
В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9.Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) не обратит никакого внимания
В) сам начнёт дразниться
10.Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) достойно ответит
Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) оскорбляет в ответ
11.Как ребёнок реагирует на наказания?
А) соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) спорит, не соглашается с наказанием
Большинство ответов «А»
У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б»
У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется
Большинство ответов «В»
На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
Спасибо за внимание!
Анкета
«Нужны ли ребёнку друзья»
Фамилия, имя ребёнка________________________________
Дата заполнения____________________________________
1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребёнку дошкольного возраста?
_________________________________________________
2. Вы знаете, с кем дружит ваш ребёнок в детском саду?
_________________________________________________
3. Есть ли у него друзья вне детского сада?
_________________________________________________
4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребёнка?
_________________________________________________
5. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребёнка?
______________________________________________________________________________________________________
6. Есть ли у вас интересный опыт дружеских отношений с другими семьями, готовы ли вы поделиться им на родительском собрании?
Родительское собрание «О детской дружбе».
Предварительная работа:
· Чтение детям произведений о дружбе и друзьях
· Психологическая игра с воспитанниками «Поделюсь с другими»
· Подготовка памятки для родителей «Если у вас застенчивый ребенок»
· Запись на видеокамеру высказываний детей о дружбе
· Проведение коммуникативных игр с детьми
· Проведение анкетирования родителей на тему «Нужны ли ребенку друзья?», с целью определения уровня знаний родителей по вопросам коммуникативного развития ребенка, правильной организации дискуссии по данной теме.
Ход собрания.
Звучит детская песенка «Не секрет, что друзья не растут в огороде», появляются фотографии детей как слайды.
Воспитатель объявляет тему собрания, читает стихотворение.
Накрылись две подружки
Резиновым плащом.
Две пары быстрых ножек
Мелькают под дождем.
Под мокрым капюшоном
Видны издалека
Четыре синих глаза.
Четыре василька,
Две пестрые косынки
На русых волосах.
Лукавые смешинки
В прищуренных глазах.
Уже вода стекает
За ворот в три ручья.
Девчонкам не хватает
Короткого плаща.
А им и горя мало:
Промокнут – ну и что ж!
У них такая дружба –
Водой не разольешь!
Н. Саконская
Общаясь с другими детьми, играя с ними, ребенок примеряет на себя различные общественные роли. С детьми ребенок ведет себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощен, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей, готовых помочь в любую минуту. Совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости. Взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательных, дружеских отношений, сочувствия, сопереживания. Для ребенка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребенка, помогают ему обрести самостоятельность.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, на третьем году жизни. К шести годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребенка. Дети играют вместе, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими разговоров взрослых. Сравнивают свои умения и знания, выражают свое отношение к другим детям. Но самое главное в таком возрасте – стремление завоевать уважение сверстников. Это дает ребенку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.
Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребенка – положительное отношение к себе, ощущение безопасности окружающего мира, чувство доверия к людям. По мере взросления и появления первых требований к ребенку он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно осваивать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.
Впервые опыт общения с родителями подвергается серьезному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Большинство детей справляются с этой ситуацией: отношения с новыми людьми постепенно налаживаются. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребенка новыми знаниями о себе. Расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими людьми – важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и приобретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что ему как личности, безусловно, очень важно.
Ребенок, не прошедший «школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.
Но общение ребенка со сверстниками без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Иногда в его взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника.
Уже в дошкольном возрасте дети понимают, что друг – это не только тот, с кем ты играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохранится на всю жизнь.
Нередко детская дружба не выдерживает сколько-нибудь серьезного испытания: так интересно вместе играть, а вот чем-то поделиться, что-то сделать в ущерб себе ради друга не хочется. Продуманная оценка взрослого помогает ребенку осознать свою неправоту.
Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда – эгоизмом ребенка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками, поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.
Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Помогите малышу в осознании своих нравственных качеств, постарайтесь не пропускать и оценивать каждое его действие и поступок.
Ребенок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться. Он неэгоистичен. На его популярность оказывают влияние и взрослые, неприязнь или симпатия которых, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.
Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.
2. Радиостанция «Малышок»
Воспитатель предлагает родителям прослушать высказывание детей о дружбе.
Детям задавались следующие вопросы:
1. Что такое дружба?
2. У тебя много друзей?
3. С кем ты дружишь?
4. Зачем человеку друзья?
5. Как подружиться с человеком?
6. Кто такой настоящий друг?
3.Знакомство с содержанием памятки «Если у Вас застенчивый ребенок»
Памятка «Если у Вас застенчивый ребенок»
Уважаемые родители!
Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек, с множеством различных комплексов.
1. Уделяйте ребенку как можно больше внимания. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства – дети любого возраста очень нуждаются в родительской нежности и ласке.
2. Чаще приглашайте к себе гостей с детьми. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринужденной обстановке постепенно выработают у ребенка потребность в общении.
3. Общайтесь с ребенком на равных. Старайтесь внимательно его выслушивать. Поощряйте его, когда он задает вопросы, и сами задавайте их.
4. Не кричите на ребенка, даже если он не прав. Попробуйте изменить тон общения. Пусть он будет решительный, но не крикливый.
5. Преодолеть замкнутость помогут коллективные игры. Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет чувствовать себя естественно и в повседневной жизни.
6. Одной из причин замкнутости могут быть проблемы со здоровьем, например, плохое зрение, полнота, заикание, плохая речь. В этих случаях не обойтись без специальных знаний или лечения. Но родители могут помочь ребенку проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на них, а относиться к ним с юмором, как к чему-то временному.