12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31716
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Классные руководители»
37

Родительское собрание «Портрет пятиклассника»



Тема: «Портрет пятиклассника».

Класс: 5

Продолжительность  мероприятия: 50 мин.

Участники собрания: классный руководитель, школьный психолог, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия:  родительское собрание.

Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.

Цель:  содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка.

Задачи:

1.Уточнить и скорректировать представление родителей о понятиях: «адаптационный период» и  "подростковый возраст".

2.Расширить знания родителей об особенностях подросткового возраста.

3.Ознакомить с результатами диагностики и дать рекомендации родителям.

4.Способствовать формированию у родителей установок на сотрудничество со своими детьми.

Время проведения: вторая четверть.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Ценности: знания, учёба, семья.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рисунок "Портрет пятиклассника", клейкая бумага для заметок, ручки, результаты анкетирования и тестирования.

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. Тестирование и анкетирование детей (в течение первой четверти).

3. Автопортрет ученика (ученики рисуют свои портреты). Использую для оформления классной доски.

4. Подготовить выставку «Лучшие тетради», «Лучшие работы по предмету».

Структура собрания.

Этапы

Деятельность, способы, приемы

Продолжительность

Организационная часть

1.Вступительное слово учителя.

2.Игра «Настроение».

5 мин.

Основная часть

1.Задание для родителей №1  «Портрет пятиклассника. Какой он сейчас?».

2. Лекция.

3. Мини-дискуссия.

4.Советы психолога.

 

   


    40 мин.



Рефлексия

1.Задание для родителей №2 «Портрет пятиклассника. Каким он будет?».

 

    5 мин.

 

 Содержание.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы откликнулись на моё приглашение и пришли на эту встречу. Я рада вновь видеть вас! Давайте забудем на некоторое время о своих заботах, проблемах, усталости и настроимся на совместную продуктивную работу.(Слайд№1)

 Игра «Настроение».

Если вы на что - то сердиты, то закройте глаза.

Если вы рады встречи с нами, то улыбнитесь.

Если вы недовольны, то покачайте головой.

Если вы считаете что у вас сейчас хорошее настроение -  подмигните.

Если вам здесь нравиться, то похлопайте в ладоши.

  Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к общению со мной и нашим школьным психологом. (Представить родителям психолога школы). 

 Сегодня мы будем говорить о ваших детях, об их успехах и проблемах, о причинах и особенностях поведения. Вот уже два  месяца они учащиеся  пятого класса.  Подумайте и скажите, какие перемены, изменения вы заметили в своих детях? Что - то необычное появилось в их действиях, характере, манерах? Все ли вас устраивает или что-то беспокоит, может быть удивляет?(Слайд№2)

Задание «Портрет пятиклассника. Какой он сейчас?». Перед вами маленькие листочки напишите, какие изменения вы заметили в своих детях.

Написать и прикрепить к рисунку «Портрет пятиклассника».

Учитель озвучивает то, что написано на листочках.

Как вы видите, изменения есть и эти изменения не всегда положительные. Почему? В этом стоит разобраться. Несколько вопросов и несколько ответов.

Вопрос№1. Кто такой пятиклассник?(Слайд№3)

 

   Это ребенок, который сохраняет еще много детских качеств: наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого сверху вниз. Но при этом он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении. У него появляется другая логика мышления. Учение для него – важный и значимый вид деятельности. Ученик пятого класса приобретает в школе не только новые знания, но и новый социальный статус. Меняются ценности и интересы школьника, меняется весь уклад его жизни. Изменения происходят в: 1.интеллектуальном развитии; 2.учебной мотивации; 3.поведении; 4.отношениях ребенка к себе и другим людям; 5.эмоциональном состоянии. В этот период родителям следует стать более внимательными, благожелательными, что бы помочь своему сыну или дочери не растеряться, не потерять интерес к происходящему. Всегда помните, вы родители – первые воспитатели для своего ребенка и останетесь ими на всю жизнь.

Вопрос№2.Что происходит с пятиклассником в этот период?

От 10 до 15 лет - период онтогенеза, подростковый возраст. Он является критическим, так как связан с «трудностями роста», половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорциями в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике. Девочки растут быстрее мальчиков, поэтому в 5-8 классах девочки обычно выше мальчиков. Такое отличие обусловлено тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей и диспропорцией в нарастании мышечной и костной ткани. Переживания по поводу своей внешности может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе. Поэтому советую, Вам, уважаемые родители, заранее готовить своего ребенка к возможным проблемам. Помните, что физиология очень тесно связана с психологией.

Вопрос№3. Какие изменения происходят в результате «перестройки»?(Слайд№4)

   Пятиклассники страстно желают хорошо учиться, что бы радовать окружающих. Но столкнувшись с первыми трудностями, часто разочаровываются. Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам – все это является довольно сложным испытанием. В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость, или наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. Но эти явления носят кратковременный характер, и вовсе не означают, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть ученики, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

В целом в результате «перестройки» у пятиклассников наблюдается временное снижение успеваемости. А это в свою очередь является причиной плохого поведения. Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого. Не предъявляйте по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относитесь к тому, что успехов стало меньше. Если вы чувствуете, что сами не справляетесь, то обратитесь за помощью к школьному психологу.

Вопрос№4. Какие изменения происходят в отношениях с окружающими?

Так как социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста, как для самой личности, так и для окружающих людей. В 10-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности.

Мини-дискуссия.(Слайд№5) Вот так себя представляют ваши дети. Показать родителям выставку рисунков "Автопортрет" и лучших работ. Предложить изучить результаты анкет и тестов. 

Обсуждение итогов тестирования и анкетирования. (Приложение)

 Ответы на вопросы родителей. Несколько советов от психолога.

Рекомендации психолога родителям пятиклассника.(Слайд№6-8)

 1. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами.

3. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку в сутки обращаются: в повелительном тоне - 37 раз, в увещевательном тоне – 42 раза, в обвинительном тоне - 50 раз. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

4. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.

5. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.

6. Внушайте ребенку, что он смелый, умный, находчивый, нужный, незаменимый…

7. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как с взрослого.

8. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

9. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!

10.Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

Задание «Портрет пятиклассника. Каким он будет?». Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? Написать на листочках и прикрепить к рисунку.

Учитель озвучивает слова, написанные на листочках.

В завершении нашего собрания я хотела бы вспомнить слова из хорошо известной басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Нам стоит объединить усилия для того, чтобы воспитать в ребенке те качества, которые вы сейчас написали, чтобы вашим детям было интересно и комфортно учится в школе. Процесс этот долгий и трудный, поэтому я надеюсь на ваше понимание, поддержку и помощь. Всего вам доброго! До следующей встречи!(Слайд№9)

 

Приложение.

Анкета №1. «Мое отношение к учению».

1. учится в школе мне:

А. интересно;

Б. не интересно;

В. не знаю.

2. Я хожу в школу, потому что:

А. мне нужны знания;

Б. люблю общаться с друзьями;

В. это требование родителей.

3. Мои любимые предметы:_____________

4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:_____

5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем:__

Анкета№2. «Какой я стал».

1. Учащемуся необходимо ответить на вопросы. Какие качества у него появились (поставить знак «+»). Какие исчезли или стали хуже («-»).

1. физическая сила и выносливость

2. работоспособность

3. сила воли

4. выдержка

5. ум

6. память

7. объем знаний

8. внимание

9. критичность

10. целеустремленность

11. умение планировать работу

12. умение организовать свой труд

13. умение беречь время

14.умение контролировать свои поступки

15. умение работать самостоятельно

16. умение помогать людям

17. чуткость и отзывчивость

18. умение подчинять свои желания интересам коллектива

19. умение ценить прекрасное в человеке, природе, искусстве

20. умение вести себя в обществе.

2.Над какими из перечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

3. какие способности ты открыл в себе в этом году?

4. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас.

5. что бы ты хотел пожелать себе в будущем.

Тест№1 «С кем я?»

Цель: исследовать отношение ученика с одноклассниками. Выяснить, как он относится к занятиям в школе и учителю. Есть ли у него друзья в классе.

Задание: посмотри на рисунок и определи на нем себя и своих друзей.

Тест№2 «Мои ценности».

Проранжируйте понятия по значимости:

1.Семья

2.друзья

3.здоровье

4.Отечество

5.обучение

6.успех

7.карьера

8.деньги

9.благосостояние

10.слава

11.известность

12.способности

13.трудолюбие

14.учеба

Литература.

1. М.А. Алоева «Настольная книга современного классного руководителя. 5-8 классы/ М.А. Алоева, В.Е. Бейсова.- Ростов на Дону: Феникс, 2007.-345с.

2. Т.И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний Методткиа работы с учащимися. 5 класс./ Т.И. Диденко. - Ростов на Дону: Феникс, 2005.-192с.

3.Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя: 5-9 классы./ Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. - М.: ВАКО, 2007.-368с.

4. Интернет - ресурсы.

Собрание
PPTX / 468.88 Кб

 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Сидорова Зоя Григорьевна, 10.02.17 в 11:11 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна!
работа с родителями - важный и трудоёмкий процесс. Подобрать нужные слова, важные сведения - основное для педагога и родителей. Порой трудно найти общий язык с нынешними родителями, но они чувствуют опытного педагога и доверяют ему.
Материал публикации говорит о том, что Вы деятельный небезразличный человек, к Вашим словам родители прислушиваются.
Успехов во всём!
Зоя.

Забелина Маргарита Владимировна, 10.02.17 в 16:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Зоя Григорьевна!
Кошелева Елена Юрьевна, 13.02.17 в 07:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное за материал!
Забелина Маргарита Владимировна, 13.02.17 в 09:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Елена Юрьевна!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 27.02.17 в 20:51 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой во всероссийском конкурсе для классных руководителей на лучшую разработку «Родительское собрание»!

Забелина Маргарита Владимировна, 28.02.17 в 06:03 1Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за поздравление!
Чухрий Вера Васильевна, 24.12.17 в 09:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за замечательную разработку. Возьму к себе в копилку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.