Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Злынковская средняя общеобразовательная школа №1
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО_____(Шеломовская О. С.) Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Злынковской СОШ № 1
Протокол № ___ ___________________ Е.М.Мосяго ______________________Т.В. Добродей от «___»________________2022г. «____»_______________2022 г. Приказ № ___ от «___»__________2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: родной язык (русский)
для 7 Б класса
Учитель – составитель программы: Козлова О.А.
Год составления программы: 2022 – 2023 уч. год
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действ. с 25.07.2022).
2. Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 11.12.2020) (далее – ФГОС ООО).
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с действующими изменениями и дополнениями).
4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (с изм. на 11.02.2022 г.).
5. СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания » (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 г., регистрационный номер 62296).
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28, зарегистрированными в Минюсте России 18 декабря 2020 года, регистрационный номер 61573).
7. Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (в действ. редакции).
8. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Злынковской СОШ № 1 (ФГОС ООО 2.0).
9. Примерной программой основного общего образования по Родному языку (русский), на основе авторской программы О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых
Учебным планом МБОУ Злынковской СОШ № 1 на 2022 - 2023 учебный год.
Годовым календарным учебным графиком МБОУ Злынковской СОШ № 1 на 2022 - 2023 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета родной язык (русский)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родной (русский) язык» являются: Личностные результаты:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД.
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
• Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Предметные результаты:
1. воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
2. развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
3. развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения учебного предмета
Ученик научится:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ курса родного языка (русского) 7 класса
Введение – 2ч. Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.
2. Разновидности употребления языка – 4ч. Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.
3. Формы словесного выражения – 2ч. Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.
4. Стилистическая окраска слова – 9ч. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.
Тематический план (родной язык (русский)) 7 класс
№ | Разделы, темы, промежуточная аттестация | Количество часов (всего) | Лабораторные и практические работы | Контрольно-обобщающие уроки |
1 | Введение | 2 | - | - |
2 | Разновидности употребления языка | 4 | - | 1 |
3 | Формы словесного выражения | 2 | - | 1 |
4 | Стилистическая окраска слова | 8 | - | 1 |
5 | Промежуточная аттестация по курсу «Родной язык (русский) 5 класс» (тестирование) | 1 | | 1 |
| Итого | 17 ч. | | 4 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Злынковская средняя общеобразовательная школа №1
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО _______ (Шеломовкая О.С.) Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Злынковской СОШ № 1
Протокол № ___ _______________ Е.М. Мосяго ______________________Т.В. Добродей
от «___»________________2022г. «____»_______________2022 г. Приказ № ___ от «___»__________2022 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
на 2022 - 2023 учебный год
Учебный предмет: родной язык (русский)
Класс: 7 Б
Учитель : Козлова О.А.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе рабочей программы
Количество часов в неделю: 0,5 ч.
Общее количество часов за год: 17
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) 7 КЛАСС
№ | Тема урока | Тип урока | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | по плану | фактически | |||||||||||||||
| Введение 2 часа | ||||||||||||||||||
1 | Значение языка в жизни человека и общества | УОНЗ | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: | Научиться составлять рассуждение на лингвистичес- кую тему | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять нужную информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека. | 07.09 | | |||||||||||
2 | Слово и словесность | УОНЗ | Совершенствование духовно- нравственных качеств личности | 21.09 | | ||||||||||||||
| Разновидности употребления языка 4 часа | ||||||||||||||||||
3 | Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. | УОМН | | Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. | Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности | 05.10 | | |||||||||||
4 | Язык художественной литературы | УОМН | | Знать богатств о лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц. | Коммуникативные: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров. | 19.10 | | |||||||||||
5-6 | Развитие речи. Сочинение «Вот и лето прошло» | УРК | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы | Уметь создавать текст на заданную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержа-ние, выстраивать его в определен-ной последовательности. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенство- ванию. | 16.11 30.11 | | |||||||||||
| Формы словесного выражения 2 часа | ||||||||||||||||||
7 | Диалог и монолог в нехудожественной словесности | УОУР | | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; | Осознавать роль слова в выражении мысли. | 14.12 | | |||||||||||
8 | Диалог и монолог в художественной словесности | УОУР | | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня. | 28.12 | | |||||||||||
| Стилистическая окраска слова 8 часов | ||||||||||||||||||
9 | Стилистическая и эмоционально - экспрессивная окраска слов | УОНЗ | | Употреблять в собственных выска - зываниях слова и выражения в соот -ветствии с их сти - листической и эмо- циональной окрас -кой . | Коммуникативные: формули - ровать собственное мнение и позицию, аргументировать ее . Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель - ности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов . Познавательные осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия | Интерес к изучению языка | 18.01 | | |||||||||||
10 | Стилистические возможности синонимов. | УОУР | | Знать стилистичес-кие возможности синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова . | Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром . Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач . Познавательные: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосо-вершенствованию | 01.02 | | |||||||||||
11 | Стилистические возможности антонимов. | УОУР | | Знать стилистические возможности антонимов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова | Коммуникативные: владеть мо - нологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтакси - ческими нормами родного язы - ка. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Усвоение лексического многообразия русского языка. Умение адекватно понимать ин - формацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества | 15.02 | | |||||||||||
12 | Стилистические возможности фразеологизмов | УОМН | | Знать стилистичес кие возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте | Коммуникативные: уважитель - но относиться к партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую инфор - мацию. Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему, | Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа | 01.03 | | |||||||||||
13 | Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. | УОУР | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы | Знать определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему. | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест - вления осознанного выбора в учебной и познавательной де - ятельности . Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенст- вованию. | 15.03 | | |||||||||||
14 | Развитие речи. Сжатое изложение. | УРК | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | 05.04 | | |||||||||||||
15 | Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола | УОНЗ | | Знать стилистические возможности сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Формирование общей культуры и мировоззрения | 19.04 | | |||||||||||
16 | Стиль в художественной словесности | УОМН | | Уметь различать слов а по их стилистической окраске | Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Интерес к изучению языка | 03.05 | | |||||||||||
17 | Промежуточная аттестация (тестирование) | УРК | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы | Научиться самодиагностике результатов изучения тем | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование навыков развернутого анализа, самодиагностики | 17.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет: родной язык (русский)
Класс: 7 Б
Учитель: Козлова Оксана Анатольевна
2022 – 2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано фактически | ||||
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |