Урок русского языка в 3 классе на тему «Родовые окончания имён существительных»
Тема: Родовые окончания имен существительных.
Цель:
- Познакомить с окончаниями имен существительных мужского, женского и среднего рода.
- Закрепить умение определять род имен существительных.
- Развивать аккуратность, самостоятельность.
- Развивать чувство ответственности, взаимовыручки и помощи другим людям.
Оборудование: таблички (имя существительное, женский, мужской и средний род), таблички со словами, карточки на самостоятельную работу, деревца, «волшебное дерево».
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку? (тетрадь, ручка, линейка, карандаш, учебник, дневник).
- У матери-природы стало засыхать ее волшебное дерево (учитель держит в руках засохшее дерево). И если нам никто не поможет, то на землю никогда не вернется весна.
- Ребята, поможем матери-природе?
- Листочки на этом дереве все радужные. Поэтому каждое задание нашего урока будет соответствовать определенному цвету радуги. Если вы будете правильно выполнять задания, то в конце урока мы составим свою маленькую радугу, подарим ее матери-природе и вылечим ее больное дерево.
- Проверка домашнего задания.
- А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам надо было списать текст и вставить пропущенные буквы. В словах каких частей речи были пропущены буквы? (сущ., гл.) (на доске прикрепляю карточки: имя существительное, глагол).
- Прочитайте только глаголы с пропущенными буквами (болеть, содержать, выпрямляют, придают, берегите).
- Прочитайте только существительные (чистоте, тепле, порядке, грязь, белизну).
На доске карточки слов с пропущенными буквами.
- Два человека у доски вставляют пропущенные буквы. Желающие есть?
Проверяем, как ваши товарищи у доски и вы все в тетрадях справились с заданием. Кто ошибся, аккуратно исправьте. Читаем глаголы и называем проверочное слово. Теперь читаем существительные. Молодцы, с заданием справились.
3. Минутка чистописания.
- У вас на столах лежат маленькие волшебные деревья. Вам нужно украсить их любой буквой из слова «оранжевый», то есть, прописать одну букву по всему дереву. В конце работы обведите самую красивую букву. У вас одна минута. Время пошло (ребята прописывают буквы).
- В процессе вашей работы, я увидела очень красивые деревья. Их хозяева получили листочки оранжевого цвета, подойдите и наклейте их на дерево.
4. Объяснение нового материала .
- Итак, два цвета радуги мы уже восстановили. Какой третий цвет? (желтый).
- Откройте тетради, запишите число, классная работа (дети выполняют записи в тетради)
- Чтобы на дереве появились желтые листочки, вы должны отгадать загадки, а отгадки – это словарные слова, их необходимо распределить в три столбика. Первый столбик в начале строки – слова мужского рода, второй столбик по центру строки – слова среднего рода, третий в конце строки – слова женского рода.
- Какого рода это существительное? Какую букву вставляем? (на доске вывешиваю карточки).
- Запишите в тетради.
- Какие вспомогательные слова нам помогали определять род имен существительных? (он, она, оно)
- Выделите окончания в словах.
- Сравните окончания имен существительных во всех трех столбиках. Посмотрите внимательно на слова, на их окончания и сделайте вывод, какие окончания у существительных мужского, среднего и женского рода могут быть?
Выводы:
- Существительные мужского рода имеют нулевое окончание, и окончания а, я.
- Существительные женского рода имеют окончания а, я.
- Существительные среднего рода имеют окончания о, е.
- Может кто-нибудь сможет сказать тему нашего урока? (Родовые окончания имен существительных.)
- Все верно. Сегодня мы знакомимся с родовыми окончаниями имен существительных.
5. Закрепление.
(Работа в группах: отбор слов мужского, женского и среднего рода)
‑ А сейчас, ребята, посмотрите на доску. Вам даются слова, их много.
Стол, мама, окно, дедушка, море, земля, зеркало, дядя, рыба, машина, снег, зима, нос, поле, слово, папа, сестра, болото.
- У вас на столах листочки. Каждая группа выписывает из этих слов только те, которые стоят в том роде, в какой группе вы работаете.
- Проверяем.
- Теперь выделите окончания этих существительных.
- Проверьте.
- Физминутка.
- А сейчас давайте немного разомнемся (учитель показывает движения, дети повторяют)
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
И очень глубоко всей грудью вздохнём
- Аукцион слов.
- Предлагаю вам немного поиграть. Кто больше вспомнит существительных мужского рода, женского и среднего. Называете слово и окончание. Побеждает тот, кто назовет правильно больше всего слов.
- Работа с учебником.
- Сейчас открываем учебники, упр. 415. Там дано стихотворение, прочитайте его. В этом стихотворении есть существительные?
- Итак, задание, одинаковое для всех групп. Вам нужно записать эти существительные в единственном числе в такую таблицу (показываю). Каждое существительное в свой столбик. Один из столбиков останется пустым, его вы заполните сами и выделите окончания.
- Как же у нас распределились слова? 1 группа прочитайте свой столбик, 2 группа свой столбик, а какие слова вы написали в третий столбик (читают все).
- Молодцы, ребята. Давайте еще раз повторим окончания имен существительных.
- Запомните: у имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое; у имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое; у имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё. По окончанию имени сущетсвительного можно определить и принадлежность к роду, но для этого необходимо имя существительное поставить в начальную форму - ед.ч., И.п., а затем по окончанию и вспомогательному слову определить род.
- Работа над предложением.
- Какие окончания бывают у существительных мужского рода?
- Придумайте предложение, чтобы существительное мужского рода было подлежащим. (Первый снег выпал в феврале). Записываем предложение на доске и выполняем разбор предложения по его членам (у доски работает 1 ученик)
- Итог урока.
- Итак, ребята, над какой часть речи мы сегодня работаем? Сколько родов есть у имени существительного? Перечислите их. Какие окончания у имени существительного мужского рода? Женского рода? Среднего рода? Какого окончания не может быть у существительных среднего рода?
Появляется мать-природа (ученица 5 класса)
- Спасибо, ребята, за помощь. Я наблюдала за вашей работой через волшебное зеркало. Вы все очень хорошо потрудились. В благодарность я сделаю вам маленький подарок и оживлю мое дерево.
- У нас с вами остался последний цвет радуги какой? Чтобы волшебное дерево совсем ожило, мы выполним последнее задание. Каждому человеку, сидящему за первым столом, я даю карточку. Он определяет род имени существительного, выделяет окончание и передает карточку сзади сидящему. Какой вариант быстрее справится с заданием, те ребята и наклеят последние листочки на дерево.
- Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание упр. 416.
Посмотрите на это упражнение. Вам нужно списать его, над словами указать части речи, определить род имен существительных.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- А сейчас выберите подходящую фразу для себя и продолжите ее.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…