Урок русского языка в 3 классе на тему «Родовые окончания имён существительных»

2
0
Материал опубликован 24 February 2020

Тема: Родовые окончания имен существительных.

Цель:

  • Познакомить с окончаниями имен существительных мужского, женского и среднего рода.
  • Закрепить умение определять род имен существительных.
  • Развивать аккуратность, самостоятельность.
  • Развивать чувство ответственности, взаимовыручки и помощи другим людям.

Оборудование: таблички (имя существительное, женский, мужской и средний род), таблички со словами, карточки на самостоятельную работу, деревца, «волшебное дерево».

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку? (тетрадь, ручка, линейка, карандаш, учебник, дневник).

- У матери-природы стало засыхать ее волшебное дерево (учитель держит в руках засохшее дерево). И если нам никто не поможет, то на землю никогда не вернется весна.

- Ребята, поможем матери-природе?

- Листочки на этом дереве все радужные. Поэтому каждое задание нашего урока будет соответствовать определенному цвету радуги. Если вы будете правильно выполнять задания, то в конце урока мы составим свою маленькую радугу, подарим ее матери-природе и вылечим ее больное дерево.

  1. Проверка домашнего задания.

- А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам надо было списать текст и вставить пропущенные буквы. В словах каких частей речи были пропущены буквы? (сущ., гл.) (на доске прикрепляю карточки: имя существительное, глагол).

- Прочитайте только глаголы с пропущенными буквами (болеть, содержать, выпрямляют, придают, берегите).

- Прочитайте только существительные (чистоте, тепле, порядке, грязь, белизну).

На доске карточки слов с пропущенными буквами.

- Два человека у доски вставляют пропущенные буквы. Желающие есть?

Проверяем, как ваши товарищи у доски и вы все в тетрадях справились с заданием. Кто ошибся, аккуратно исправьте. Читаем глаголы и называем проверочное слово. Теперь читаем существительные. Молодцы, с заданием справились.

3. Минутка чистописания.

- У вас на столах лежат маленькие волшебные деревья. Вам нужно украсить их любой буквой из слова «оранжевый», то есть, прописать одну букву по всему дереву. В конце работы обведите самую красивую букву. У вас одна минута. Время пошло (ребята прописывают буквы).

- В процессе вашей работы, я увидела очень красивые деревья. Их хозяева получили листочки оранжевого цвета, подойдите и наклейте их на дерево.

4. Объяснение нового материала .

- Итак, два цвета радуги мы уже восстановили. Какой третий цвет? (желтый).

- Откройте тетради, запишите число, классная работа (дети выполняют записи в тетради)

- Чтобы на дереве появились желтые листочки, вы должны отгадать загадки, а отгадки – это словарные слова, их необходимо распределить в три столбика. Первый столбик в начале строки – слова мужского рода, второй столбик по центру строки – слова среднего рода, третий в конце строки – слова женского рода.

- Какого рода это существительное? Какую букву вставляем? (на доске вывешиваю карточки).

- Запишите в тетради.

- Какие вспомогательные слова нам помогали определять род имен существительных? (он, она, оно)

- Выделите окончания в словах.

- Сравните окончания имен существительных во всех трех столбиках. Посмотрите внимательно на слова, на их окончания и сделайте вывод, какие окончания у существительных мужского, среднего и женского рода могут быть?

Выводы:

  1. Существительные мужского рода имеют нулевое окончание, и окончания а, я.
  2. Существительные женского рода имеют окончания а, я.
  3. Существительные среднего рода имеют окончания о, е.

- Может кто-нибудь сможет сказать тему нашего урока? (Родовые окончания имен существительных.)

- Все верно. Сегодня мы знакомимся с родовыми окончаниями имен существительных.

5. Закрепление.

(Работа в группах: отбор слов мужского, женского и среднего рода)

­‑ А сейчас, ребята, посмотрите на доску. Вам даются слова, их много.

Стол, мама, окно, дедушка, море, земля, зеркало, дядя, рыба, машина, снег, зима, нос, поле, слово, папа, сестра, болото.

- У вас на столах листочки. Каждая группа выписывает из этих слов только те, которые стоят в том роде, в какой группе вы работаете.

- Проверяем.

- Теперь выделите окончания этих существительных.

- Проверьте.

  1. Физминутка.

- А сейчас давайте немного разомнемся (учитель показывает движения, дети повторяют)

   Мы дружно трудились,  немного устали.

   Быстро все сразу за партами встали.

   Руки поднимем, потом разведём

 И очень глубоко всей грудью вздохнём

  1. Аукцион слов.

- Предлагаю вам немного поиграть. Кто больше вспомнит существительных мужского рода, женского и среднего. Называете слово и окончание. Побеждает тот, кто назовет правильно больше всего слов.

  1. Работа с учебником.

- Сейчас открываем учебники, упр. 415. Там дано стихотворение, прочитайте его. В этом стихотворении есть существительные?

- Итак, задание, одинаковое для всех групп. Вам нужно записать эти существительные в единственном числе в такую таблицу (показываю). Каждое существительное в свой столбик. Один из столбиков останется пустым, его вы заполните сами и выделите окончания.

- Как же у нас  распределились слова? 1 группа прочитайте свой столбик, 2 группа свой столбик, а какие слова вы написали в третий столбик (читают все).

- Молодцы, ребята. Давайте еще раз повторим окончания имен существительных.

- Запомните: у имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое; у имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое; у имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё. По окончанию имени сущетсвительного можно определить и принадлежность к роду, но для этого необходимо имя существительное поставить в начальную форму - ед.ч., И.п., а затем по окончанию и вспомогательному слову определить род.

  1. Работа над предложением.

- Какие окончания бывают у существительных мужского рода?

- Придумайте предложение, чтобы существительное мужского рода было подлежащим. (Первый снег выпал в феврале). Записываем предложение на доске и выполняем разбор предложения по его членам (у доски работает 1 ученик)

  1. Итог урока.

- Итак, ребята, над какой часть речи мы сегодня работаем? Сколько родов есть у имени существительного? Перечислите их. Какие окончания у имени существительного мужского рода? Женского рода? Среднего рода? Какого окончания не может быть у существительных среднего рода?

Появляется мать-природа (ученица 5 класса)

- Спасибо, ребята, за помощь. Я наблюдала за вашей работой через волшебное зеркало. Вы все очень хорошо потрудились. В благодарность я сделаю вам маленький подарок и оживлю мое дерево.

- У нас с вами остался последний цвет радуги какой? Чтобы волшебное дерево совсем ожило, мы выполним последнее задание. Каждому человеку, сидящему за первым столом, я даю карточку. Он определяет род имени существительного, выделяет окончание и передает карточку сзади сидящему. Какой вариант быстрее справится с заданием, те ребята и наклеят последние листочки на дерево.

  1. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание упр. 416.

Посмотрите на это упражнение. Вам нужно списать его, над словами указать части речи, определить род имен существительных.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- А сейчас выберите подходящую фразу для себя и продолжите ее.


  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я научился…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…





Комментарии
Комментариев пока нет.