Роль дидактической игры в начальной школе

1
0
Материал опубликован 14 October в группе

Статья

Роль дидактической игры в начальной школе

«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов» К.Д.Ушинский

Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Почему же? Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, — это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем

Педагогическая игра, в отличие от других игр, обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду “игр по правилам”, в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.

В начальной школе целесообразно использовать игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Благодаря использованию игр на уроках в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов

На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером являются различные сюжетные игры, реализуемые в учебном материале. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение. Причём эти игры не требуют какой-то особенной подготовки, здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Сюжетные игры можно проводить в течение всего учебного дня, подчиняя работу единой цели.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре. Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся

 Дидактические игры бывают:

Сюжетные;

Предметные;

Соревновательные.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно - ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности. Помогать овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А.С.Макаренко сказал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу…». Поэтому каждому учителю необходимо научиться использовать игру на уроке.

Например:

для 1 класса

«Весёлый клубочек» Дидактическая цель: Воспроизведение приёмов сложения и вычитания, умножения и деления, состава чисел. Средства обучения: клубок Содержание игры: Учитель бросает клубок ученику и составляет пример. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает клубок учителю.

«Назови соседей» Дидактическая цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа. Средства обучения: мячик Содержание игры: играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мячик должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны. «Загадка» Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел

Дидактические игры для 3 класса

«Лучший счетчик»: Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки. Содержание игры: На доске записаны примеры: справа и слева их количество одинаковое: 9x9, 3x8, 7x8, 9x4, 4x8, 9x3, 6x7, 7x3. По команде учащиеся начинают записывать соответствующие ответы, один слева, другой - справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием

«Собери слово» На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующую ответу примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает. В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило

Садовод» Вот так яблоки - полные сока сладкого, Руку протяните и яблоко сорвите. Стал ветер ветку качать, И трудно яблоко достать. Но яблочки эти не простые, На них цифры золотые. Быстро яблочко сорвите, Ловко пример решите. 14 Кто больше успел решить и записать примеров, тот и победил. На листе бумаги нарисована яблоня. К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. К доске выходят три ученика. Они срывают яблоки и быстро записывают примеры.

«Лесная школа» На доске выставляем фигурки зверюшек - учеников лесной школы, под каждой фигуркой - кармашки для карточек с заданиями. Дети решают примеры вместе с учениками лесной школы. У зверьков вышли следующие ответы: 14, 15, 18, 16, 21 (карточки вставлены в кармашки). Дети сверяют с результатами ответа лесных жителей. - Кто ошибся? - А как это могло случиться? С помощью этой игры дети учатся проверять свою работу, анализировать ошибки, доказывать правоту.

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства. С. Т. Шацкий

Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках делают процесс обучения русскому языку интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей

Загадки Петрушки

Учитель читает письмо, которое пришло от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды — нынче их очень много. Отгадайте, какие это гри­бы, если в их названии есть звук [р] (рыжики, сыроежки, боровики), звуки [с] и [с'] (сыроежки, маслята, лисички). Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук [к]» (ко­стяника, черника, земляника)?


Твердый — мягкий

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумы­вает себе название: у одной оно начинается на мягкий соглас­ный звук, у другой — на твердый.

Первая команда называет слова, начинающиеся на мягкий согласный, вторая команда — на твердый. За каждое пра­вильно названное слово команда получает фишку.

Выигрывает команда, набравшая большее число фишек.

Твердый — мягкий

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумы­вает себе название: у одной оно начинается на мягкий соглас­ный звук, у другой — на твердый.

Первая команда называет слова, начинающиеся на мягкий согласный, вторая команда — на твердый. За каждое пра­вильно названное слово команда получает фишку.

Выигрывает команда, набравшая большее число фишек.

Какие животные спрятались в чемоданах?

Педагог на доске схематически рисует чемоданы, на кото­рых пишет буквы: о, к, а, к, ш, е, у, т, п, х и др. Дети должны прочитать названия животных, «спрятавшихся» в чемоданах.

Выигрывает тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.

Магазин «Овощи — фрукты»

Оборудование: рисунок двух корзинок с кармашками для вкладывания картинок и набор предметных картинок с изо­бражением овощей и фруктов. Рисунок с корзинками при­крепляется на доску.

Педагог-покупатель начинает игру. Он говорит, что ему ну­жен, например: «Овощ — горький, круглый, желтый». Ученик-продавец, догадавшись, что нужно покупателю, вставляет в корзинку для овощей картинку с изображением лука, после чего сам становится покупателем. Если его описание оказыва­ется неудачным, товарищи-продавцы помогают ему. Тот, кто оказал наибольшую помощь, становится покупателем.


Список литературы

1.Начальная школа, 2021. – 368 с. 3. Попова, В.И. Игра помогает учиться [Текст] / М

2. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / М: Просвещения, 2019

3. С.Н. Когда легко учиться – М : Педагогика, 1985. // начальная школа – 1992 № 11-12.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации