Технологическая карта урока физической культуры во 2-м классе коррекционной школы VIII вида «Формирование правильной осанки»
Тема урока |
Формирование правильной осанки. |
Тип урока |
Урок изучение нового материала |
Место урока в учебной программе |
2 урок в III четверти ( 51-ый в годовом плане) |
Продолжительность урока |
40 мин. |
Цель |
Освоение системы знаний, необходимой для формирования правильной осанки. |
Задачи |
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
развитие речи через движение, обогащение словарного запаса в процессе занятий физическими упражнениями. Воспитательные задачи:
|
Основные понятия |
Гимнастика, осанка |
Междисциплинарные связи |
Связь со следующими учебными дисциплинами: математика, русский язык, устная речь, окружающий мир. |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Личностные:
Предметные:
|
Принципы обучения |
Принципы наглядности, доступности и индивидуализации. |
Место проведения урока |
Спортивный зал
|
Формы организации образовательной деятельности |
Фронтальная, индивидуальная. |
Средства обучения |
Физические упражнения, ходьба, бег, упражнения на расслабление, подвижные игры. |
Методы, приемы обучения |
Методы: наглядный (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация), словесный (описание упражнений, объяснение, команды), практический, игровой. |
Оборудование |
Гимнастические палки. |
Список литературы |
· Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; · Программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (1 – 9 классы) / А. Н. Асикритов. – СПб.: Владос Северо – Запад, 2013. · Сборника программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013.
|
Части урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр-я
|
Время (в мин.) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы взаимодействия |
1.Вводно-подготовительная |
Построение в шеренгу. Создание благоприятного эмоционального настроя для усвоение нового материала. Обычная ходьба в чередовании с ходьбой по сенсорной дорожке. Ходьба с изменением направления движения. Бег в медленном темпе.
|
10 |
Проводит построение в шеренгу. Проверяет готовность учеников; сообщает тему, цель и задачи урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.
|
Выполняют построение в шеренгу. Слушают тему, цель и задачи урока. Выполняют ходьбу, бег.
|
Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные УУД)
|
Фронтальная |
2. Основная. |
Изучение общеразвивающих упражнений, направленных на формирование правильной осанки. Способы контроля правильной осанки. Упражнения на ощущение правильной осанки. Совершенствование техники выполнения упражнений, направленных на формирование правильной осанки. Подвижная игра «Волшебные ёлочки». |
30 |
Актуализирует знания об общеразвивающих упражнениях, направленных на формирование. правильной осанки.
Объясняет, что такое правильная осанка. Показывает общеразвивающие упражнения (приложение 1).
Рассказывает и показывает обучающимся способы контроля правильной осанки (приложение 2). Объясняет значение правильной осанки. Показывает упражнения на ощущение правильной осанки (приложение 3). Объясняет правила игры (приложение 4). |
Слушают объяснение учителя. Выполняют общеразвивающие упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Выполняют упражнения, направленные на контроль правильной осанки.
Разучивают упражнения на ощущение правильной осанки. Участвуют в игре. |
Владение навыками выполнения физических упражнений (Личностные УУД). Представление о правильной осанке (Предметные УУД).. Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем (Личностные УУД). Представление о правильной осанке (Предметные УУД). Взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности (Личностные УУД). |
Фронтальная, индивидуальная. |
3. Заключительная. |
Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление. Обобщить полученные на уроке знания. Оценивание. Домашнее задание. Организованный выход.
|
10 |
Показывает дыхательные упражнения (приложение 5). Показывает упражнения на расслабление (приложение 6). Оценивание с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных достижений. Рефлексия: Что понравилось? Что запомнилось? Домашнее задание: придумать свои упражнения, направленные на формирование правильной осанки. |
Выполняют дыхательные упражнения.
Выполняют упражнения на расслабление. |
Умение добросовестно выполнять учебное задание (Личностные УУД). Понимать значение выполняемых действий.(Предметные УУД). |
Фронтальная. |
Приложение1
Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой
1. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — палку вперед; 2 — вверх, 3 — вперед; 4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
2. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1 —3 — плавными движениями поднимать палку назад вверх; 4 — и. п. При выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от плеча. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
3. И. п.: ноги врозь, палка внизу. 1 —2 — наклон вперед, одновременно поднимать руки вперед, смотреть на руки; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз. Выполняя упражнение, потянуться вперед.
4. И. п.: ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 — поднять палку вверх; 2 — наклон вправо; 3 — поднять палку вверх; 4 — и. п. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
5. И. п.: стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 — поворот корпуса вправо, одновременно руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
6. И. п.: лежа на животе, палка в прямых руках. 1—2 — палку вверх, посмотреть на нее; 3—4 — и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6—8 раз.
7. И. п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упор сзади. 1 —4 — ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4—6 раз.
8. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох; 2 — и. п. — выдох. Повторить 6—8 раз.
Приложение 2
Способы контроля правильной осанки
1. Встать у стены, затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены.
2. Пройти по прямой с мешочком на голове, руки на пояс, плечи отвести назад.
Приложение 3
Упражнения на ощущение правильной осанки
1. Встать спиной к стене так, чтобы стены касались пятки, ягодицы, лопатки и затылок. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
2. Встать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
3. Встать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.
Приложение 4
Подвижная игра «Волшебные ёлочки»
Учитель – лесник, дети – ёлочки. Дети встают у стены, касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные ёлочки. По сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружась по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит ёлочки, осматривает их, неровные забирает с собой.
Приложение 5
Дыхательные упражнения.
1. «Ветер дует». И. п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс — вдох. 1 —4 — согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произносить звук «у-у-у», принять и. п. Повторить 6—8 раз.
2. «Гуси шипят». И. п.: стоя, ноги параллельно, руки вниз — вдох. 1 —2 — наклон вперед, голова прямо, руки отвести назад, выдыхая, произносить звук «ш-ш-ш»; 3 — и. п. Повторить 6—8 раз.
3. «Насос». И. п.: стоя, ноги врозь, руки вниз — вдох. 1 —2 — наклон вправо, скользя как можно ниже правой рукой вдоль туловища, левая — до подмышки, голова и туловище прямо, выдыхая, произносить звук «с-с-с»; 3-4 — и. п., вдох. То же влево. Повторить 4-6 раз.
4. «Каша кипит». И. п.: сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь.(выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 4—6 раз.
5. «Петух». И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5—6 раз.
6. «Ежик». И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленно выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. Повторить 4—5 раз.
Приложение 6
Упражнения на расслабление
1. «Стряхнем воду с рук» - потряхивание кистями, затем всей рукой (по 5 раз).
2. «Стряхнем снег с ботинок» - потряхивание стопой, затем всей ногой (по 5 раз каждой ногой).
3. «Дует ветер» - повороты туловища в стороны с расслабленными руками (10 раз0.
4. Семенящий бег на месте, конечности расслабленны (1 мин).
5. Поднимание рук через стороны вверх, наклон туловища вперед, руки расслабленно вниз (5 раз).