Статья «Роль географии в будущей жизни обучающихся и ее место в современной школе»
«Роль географии в будущей жизни обучающихся и ее место в современной школе».
Каждый педагог, работающий в образовательном учреждении, отводит преподаваемому им предмету особое место в системе образования, подчёркивает особую значимость в жизни современного общества. И это правомерно. Все без исключения предметы имеют определённое значение в будущей жизни обучающихся. Изучая тот или иной предмет, школьник приобретает знания, умения, навыки, компетентность.
Каждый школьник — это отдельная, самостоятельная личность, которая формируется под воздействием многочисленных факторов. При этом особую роль играют школьные учебные предметы, содержание которых обладает большим воспитательным потенциалом, поэтому основная задача современного учителя «погрузить» ученика в учебную деятельность так, чтобы каждый учебный предмет изучался им как лично значимый.
Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит в формировании научной картины мира. Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационно-технических наук.
Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.
В соответствии с ФГОС, личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Что же такое «география»? Совершим небольшой экскурс в историю науки. Название этой науке дал выдающийся древнегреческий учёный Эратосфен, живший в III веке до н.э. По-гречески «ге» - Земля, «графо» - пишу. Таким образом, слово «география» означает «описание Земли». На протяжении многих веков наука география собирала сведения и описывала вновь открываемые земли. В течение нескольких столетий она была одной из самых уважаемых и знаменитых наук. Первопроходцы и путешественники, великие открытия и опасные экспедиции, новые земли и новые народы – всё это означало одно слово – география. Но сегодня все материки и океаны, острова и горы получили точные координаты, составлены их подробные описания и характеристики. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу планету и теперь постоянно осматривает её из космоса. Поэтому современная география как бы переживает своё новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно заняла конструктивность и прогнозированность. Перед современной географией стоят совершенно другие задачи. Выяснить, как и какие природные процессы создают горы и равнины; как изменяется рельеф Земли; какие общие закономерности влияют на таяние ледников, рост деревьев, расположение городов и т.п.; не только исследовать и описать всю поверхность Земли, но и объяснить, почему она устроена именно так, а не иначе,- вот задачи современной географии. География должна предвидеть, прогнозировать изменения в природе, особенно те, которые могут произойти в результате деятельности людей, отвечать на вопрос о том, как лучше использовать богатства природы, чтобы она не обеднела, а её запасы не истощились. Люди живут и работают в разных природных условиях. Всё необходимое для жизни они получают от природы. Чтобы правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред, нужно очень хорошо её знать. А узнать природу помогает география. Как сказал классик отечественной географии Николай Николаевич Баранский, «География – это мост между природой и обществом». Сегодня география в школе – это учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. В нашей школе география изучается с 6 по 11 класс (с 8 по 11- в слабослышащих классах). Содержание курса построено по принципу его логической целостности, от общего к частному, поэтому в нём (в содержании) выделяется два основных блока: «География Земли» и «География России». В блоке «География Земли» ( это 6,7,8 классы) у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» (это 9,10,11 классы) – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно – обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Понятно, что в школе обучающиеся получают огромный багаж знаний. Другой вопрос, что с этим багажом делать, как применить его в своей жизни. Ведь сегодня главная цель образования – сделать так, чтобы каждый обучающийся был готов использовать усвоенные знания, умения, навыки в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Вспоминается бессмертное выражение мадам Простаковой из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»: «А географию зачем учить, извозчик сам довезёт?». Быть может, она была права, говоря об «извозчике, который довезёт, куда вы прикажите»? Сегодня есть специально обученные люди, которые доставят нас в нужное место, масса карт, в том числе в цифровом виде, красочные путеводители, GPS-приёмники, турфирмы, необозримое множество географических видеофильмов, наконец, интернет! Это всё, конечно, хорошо. Но ведь нужно ещё суметь правильно воспользоваться разными источниками географической информации, а этому учатся на уроках географии. Сегодня люди часто путешествуют, посещают различные страны. Огромные расстояния теперь не являются существенной преградой. Ребята нашей школы тоже часто выезжают на соревнования, конкурсы в разные города, ездят отдыхать вместе с родителями. Они с интересом показывают на карте места, в которых они побывали, называют населённые пункты, встречавшиеся на их пути, отмечают особенности природы, климата. Очень редко, к сожалению, говорят о достопримечательностях (для них важнее, где и что они кушали). Видеть прекрасное вокруг себя и восхищаться им учимся и на уроках географии. Кроме того, многие ребята, общаются в социальных сетях со сверстниками из разных уголков нашей страны. Это тоже, своего рода, путешествие, но виртуальное. Очень часто приходится слышать вопрос: «Где этот город? Какой город рядом? А там тепло или холодно?». Предлагаю обучающимся самим отыскать тот или иной город. И снова учимся работать с картой, добывать нужные нам географические сведения. Сейчас довольно регулярно в средствах массовой информации передают сообщения о несчастных случаях. География учит ребят выбираться из трудных жизненных ситуаций без паники, учит быть уверенными в жизни. Например, учимся ориентироваться на местности не только по компасу, по карте, но и по местным признакам, по солнцу, по звёздам. Знакомимся с правилами поведения при землетрясениях, наводнениях, ураганах, при грозе и тому подобному. Изучая материки Земли, страны, школьники приобщаются к особенностям культуры населяющих их народов, знакомятся с их традициями, обычаями. Здесь география выполняет воспитательную функцию. Объясняю ребятам, что мало попасть в какую-то другую страну, нужно уметь правильно вести себя, чтобы не оставить плохого впечатления у «хозяев». Мнение о тебе одном может сложить представление о всей твоей нации и стране в целом. Знакомясь на уроках географии с различными объектами, явлениями, процессами географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, обучающиеся учатся быть наблюдательными, учатся оценивать их последствия. Например, недавно, в 11 классе мы изучали тему «Проблемы Урала». В ходе урока выяснили, что главная проблема Урала – это тяжёлая экологическая ситуация. Урал - это лидер России по загрязнению окружающей среды. Выявили 5 самых «грязных» городов Урала (Магнитогорск, Уфа, Челябинск, Пермь и Екатеринбург). Определили причину проблемы ( построено огромное количество металлургических заводов), последствия этой проблемы ( ухудшение здоровья населения, обеднение растительного и животного мира и другое), наметили наиболее приемлемые пути решения экологической проблемы Урала. Но главное не это. Отрадно было видеть, что ребятам тема урока интересна. Они оживлённо делились впечатлениями о городах Урала, в которых побывали, отмечая то, что «там трудно дышать, особенно в холодное время года». В ходе беседы незаметно переключились на города, в которых они живут. Обсудили и там экологическую обстановку. Таким образом, география учит школьников с нарушением слуха понимать и беречь не только целый мир, а мир свой, маленький, окружающий его ежеминутно – свою маленькую Родину, свой край, свой город. Ведь именно с этого начинается и Россия, и вся Земля. Очень часто именно география помогает ответить на важные жизненные вопросы. Так, с точки зрения «чистой» экономики, не очевидно, почему две одинаковые квартиры, расположенные на одинаковых этажах одинаковых домов, один из которых построен в центре города, а другой – в промышленной окраине, имеют разную цену? Почему люди, имея одинаковую профессию, но работая в разных регионах страны получают разную зарплату? Почему два завода, построенных по одному типовому проекту, но опять же в разных регионах, работают с различной эффективностью? Для изучавших географию, ответ ясен : в первую очередь, из-за различного географического положения, из-за различий в « качествах» пространства. Сегодня очень остро на политический арене стоит вопрос об Украине. Стираются постепенно границы государств. Уроки географии становятся всё более важными. Конечно, для обучающихся массовых школ география открывает более широкие жизненные просторы. Это, прежде всего, выбор будущей профессии, от которой будет зависеть дальнейшая судьба. Среди огромного списка не мало тех, где необходимы знания этого предмета ( геолог, археолог, лоцман, штурман, метеоролог, туроператор, геодезист, экскурсовод (гид), переводчик ). К сожалению, ребятам с нарушениями слуха большинство этих профессий не доступны. Но они могут работать, например, курьером, шофёром, ландшафтным дизайнером, заниматься сельским хозяйством, где без географии не обойтись. Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что география касается почти всех сторон нашей жизни. География – это важно, география – это нужно, география – это интересно! И в нашей, коррекционной школе, без географии нельзя! Она играет важную роль в будущей жизни обучающихся с нарушениями слуха. Существует выражение: «Без биологии мы – никто. Без химии мы – никак. Без географии мы – нигде!» А быть нигде – это страшно!