Применение интерактивных методов обучения как средство развитие познавательной активности на уроках математики в начальной школе
Применение интерактивных методов обучения как средство развитие познавательной активности на уроках математики в начальной школе
Бушуева Ксения Максимовна.
4 курс, 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж» № 1.
Аннотация. В статье раскрывается понятие интерактивных методов как средства развития познавательной активности на уроках математики в начальной школе. Целью статьи является теоретическое обоснование и проверка эффективности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделено анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также определению способов развития познавательной активности на уроках математики при помощи использования интерактивных технологий.
Ключевые слова. Интерактивные методы, познавательная активность, уроки математики, начальная школа.
Образование – неотделимая часть процесса становления личности человека. При помощи этого процесса общество передает накопленные знания, приобретенные умения и навыки от одного поколения другому. Начальная школа считается основой последующего обучения, она является подготовительным этапом к будущему профильному образованию.
Как известно, математика – одна из самых сложных дисциплин в начальной школе. Что бы могло заинтересовать младших школьников, разбудить желание познавать мир математики? Интерактивное обучение, предполагающее, прежде всего, диалоговое обучение, во время которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Именно поэтому нужно знать, что 47 статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» раскрывает вопросы прав и свободы педагогических работников, это значит, что люди, связавшие свою жизнь с преподаванием пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ. [1, с.47]
Это говорит о том, что каждый учитель может самостоятельно выбирать интерактивные методы, что позволяет выстроить учебный процесс более корректно.
В настоящее время выбранная тема имеет большое значение, потому что применение интерактивных методов обучения на уроках математики в начальной школе дает возможность проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает положительную мотивацию обучающихся на занятии, высокую степень дифференциации обучения, а также значительно повышает эффективность и объем выполняемой на уроке работы.
В психологии и педагогике познавательную активность изучают с различных сторон. «A.M. Матюшкин утверждает: «В педагогике активность учащегося в процессе обучения составляет самое общее основание в разработке и реализации активных методов обучения и воспитания». В психологии же «Активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы, психики, психического развития познавательных и творческих возможностей личности». [3] Стоит заметить, что оба понятия рассматриваются как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательная активность - это один из самых важных для учителей мотивов учения школьников. Благодаря влиянию познавательной активности учебная работа хорошо идет даже у слабых учеников, что показывает ее значимость. Поэтому самая страшная ошибка учителя – быть не скучным для своих учеников, то есть не уметь заинтересовать, привлечь внимание к материалу урока. Если ребенок занимается неохотно, он доставляет учителю много хлопот, если же у ребенка есть желание узнавать что-то новое, активно участвовать в обсуждении на уроках, такое ученик радует. Познавательная деятельность ребенка без развития познавательной активности не только трудна, но практически невозможна. Именно поэтому в процессе обучения необходимо постоянно развивать и укреплять познавательную активность каждого ученика и как неотъемлемую часть учения, и как стойкую черту личности. [4]
Стоит отметить, что основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение процесса обучения и учения разносторонней деятельностью, способной обеспечивать и социальную детерминацию развития учащихся, и реализацию индивидуальных возможностей каждого из них». [2] Важно учесть, что при включении учащегося в разнообразную деятельность на уроке, необходимо организовать взаимодействие с тремя основными видами деятельности: трудом, познанием и общением. Таким образом, у младшего школьника возникнет понимание темы урока, к тому же, этот способ обеспечит постепенное становление личности обучающегося.
Что стоит понимать под интерактивным методом обучения? Что это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимися в режиме диалога или беседы. [5]
Идея интерактивных методов обучения связана с тем, что они направлены не исключительно на учебное общение между учителем и обучающимися, но и на взаимодействие учеников. Эти методы предусматривают активное участие каждого школьника в процессе обучения, а педагог всего лишь направляет их деятельность в нужное русло. Кроме этого, учитель разрабатывает план занятия, составляет интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых младшие школьники знакомятся с учебным материалом.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% той информации, которую мы читаем
20% того, что мы слышим
30% от того, что мы видим
50% мы усваиваем, когда видим и слышим
70% того материала, который мы озвучиваем
90% того, что мы говорим и делаем, то есть закрепляем умения на практике. [5]
Именно те 90% школьники усваивают при помощи интерактивных методов обучения, рассмотрим несколько формы этих методов.
- «Выбери позицию»
Учитель ставит проблемный вопрос, есть две противоположные точки зрения и три позиции «За», «Против», «Не определился». Учащиеся класса выбирают что-то одно и формируются в три группы, рассматривают факты, подтверждающие их позиции. После обсуждения один или два члена команды аргументируют свою позицию, затем происходит коллективное обсуждение проблемы, поиск верного решения.
- «Ассоциативный куст»
Данный метод довольно известный среди учителей и школьников. В самом начале работы учитель одним словом определяет тему, над которой будет проводиться работа, учащиеся должны вспомнить все, что ассоциируется с данным словом – сначала первичные воспоминания, потом второстепенные. Ответы фиксируются в виде «куста», который со временем разрастается. По результатам роста «куста» можно легко сделать вывод занятия.
- «Карусель»
Обучающиеся садятся в два круга лицом друг к другу. Каждая пара несколько минут обменивается интересной информацией. Затем школьники перемещаются по кругу к следующему человеку. Так, каждый узнает что-то новое и рассказывает это другому ученику. В конце игры можно провести опрос.
- «Синтез идей»
Этот метод предусматривает работу в группах. Каждая группа на отдельных листах бумаги выполняет свое задание поэтапно. После завершения работы первая группа передает свой лист второй и так по кругу. Когда доработанный лист возвращается к владельцам, каждая группа защищает свое исследование.
- «Аквариум»
Младшие школьники должны объединиться в группы по 5-6 человек. Парты расположены по кругу, одна из команд занимает место в центре. Они получают задание, зачитывают его и обговаривают. Остальные внимательно слушают и ничего не подсказывают. После дискуссии, остальные учащиеся анализируют работу своих одноклассников. После этого, группы меняются местами.
- «Микрофон»
Ученикам необходимо высказать свою точку зрения по озвученному вопросы. По классу пускают предмет, который похож на микрофон. Каждый, кто получит этот предмет должен четко изложить свою мысль и сделать вывод.
- Метод «ПРЕСС»
Данное упражнение развивает умение сжато выражать свою точку зрения по дискуссионному вопросу. Метод «ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
- высказывание собственного мнения;
- обоснование своей мысли;
- примеры и аргументы для подтверждения своей точки зрения;
- выводы по обсуждаемому вопросу.
Интерактивные методы направлены на формирование личности учащегося и достижение результатов в учебе. Самое главное – правильно выбрать эффективные методы обучения, то есть создать благоприятные условия для изучения материала.
На уроках математики в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО возможно применение разнообразных интерактивных методов, выбранных самим учителем. Это могут быть различные формы интерактивных методов обучения: синквейн, карусель, проблемный метод, мозаика, аквариум. Для достижения результатов, необходимо создать благоприятные условия обучения. Важно, чтобы на уроке работали все обучающиеся, для этого необходимо использовать разные виды деятельности, применять несколько форм работы и обеспечивать благоприятный психологический настрой учащихся.
Используя интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе можно сказать, что благодаря их использованию можно:
1) создать положительный настрой на работу;
2) проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне;
3) обеспечивать высший уровень дифференциации обучения. [7]
Таким образом, при использовании на уроках, в том числе и математики, интерактивных средств обучения, обучающиеся становятся полноправными участниками процесса восприятия, в ходе которого они самостоятельно ищут информацию. Учитель же только направляет ребят на верный путь, побуждает к принятию решений. Если сравнивать традиционные формы урока и интерактивное обучение, можно сказать, что меняется взаимодействие учителя и ученика. Теперь ученики более активны на уроках, а учитель становится инициатором этой активности. Именно интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимообогащение, играет большую роль в становлении личности каждого ребенка.
Библиографический список
- Права и свободы педагогических работников [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/72466f2c8cc0866b7dab921ae53b3ff96887e713/].
- Статья Салтыковой А.А. «Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте» [https://урок.рф/library/osobennosti_razvitiya_poznavatelnoj_aktivnosti_v_m_024933.html].
- Семенов И.Н. «Научная статья по психологии» [http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2014-6/2-semenov.pdf].
- Статья Лисовой И.А. «Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения» [https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh].
- Справочник по педагогике «Интерактивные методы обучения» [https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/interaktivnye_metody_obucheniya/].
- Статья «Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте» [https://infourok.ru/interaktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-1304176.html].
- Статья «Внедрение и использование интерактивных технологий в начальной школе»: [https://infourok.ru/statya-vnedrenie-i-ispolzovanie-interaktivnih-tehnologiy-v-nachalnoy-shkole-3824866.html].