Внеклассное мероприятие «Роль игры в воспитании нравственности младших школьников»
Составитель: Федорова Елена Алексеевна.
Роль игры в воспитании нравственности младших школьников.
Цели:
Ознакомить с играми – важнейшей частью человеческой культуры, связывающей поколения и народы.
Развивать уважительное отношение к традициям разных народов, в том числе и россиян.
Воспитывать культуру межличностных взаимоотношений посредством игры.
Ход мероприятия: ( Пока все собираются можно включить песню).
Дети сидят по группам.
Чтец 1
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит добрый праздник,
Какой же праздник, детвора?
Чтец 2
И пусть мальчишки и девчонки –
Вся озорная детвора
Сегодня скажут звонко – звонко:
«Добро пожаловать, игра!»
Ведущая 1: Человек начал играть с самых первых дней своего существования. Известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимых детских сказок о Малыше, Карлсоне и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Существует огромное разнообразие игр. Все они отражают общие, характерные черты, связанные с образом жизни людей, их бытом, трудом, национальными устоями.
Ведущая 2: Значительная часть древних игр наших народов была связана с религиозными календарными и семейно – бытовыми обрядами и праздниками.
Ведущая 1: А на праздниках, во все времена, люди пели песни и водили хороводы.
Мы на луг ходили, хоровод водили
(дети идут по кругу, держась за руки)
Вот так на лугу хоровод водили
(меняем направление движения хоровода)
Мы ромашки рвали, мяту собирали
(дети идут по кругу, наклоняются к земле, собирают цветы)
Вот так на лугу мяту собирали
(меняем направление движения хоровода, идут по кругу, наклоняются к земле, собирают цветы)
Задремал на кочке зайка в холодочке
(дети идут в центр, собираясь в кружочек, отходят назад)
Вот так задремал зайчик в холодочке
(пританцовывая, показывают на зайца, как он дремлет)
Разбудить хотели, в дудки мы гудели
(дети идут в центр, собираясь в кружочек, отходят назад)
Ду, ду, ду, ду, ду в дудки мы гудели
(дети показывают, как они дудят)
Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся
(дети идут в центр, собираясь в кружочек, отходят назад, поднимая зайку)
Вот так не ленись, ну-ка поднимайся
Мы с тобой попляшем, в хороводе нашем
(дети показывают, как они пляшут)
Вот так мы с тобой весело попляшем.
(дети смотрят, как пляшет заяц, хлопая в ладоши)
Ведущая 2:Танцевали и частушки припевали.
Дети исполняют частушки
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад –
сапоги мои лежат.
Если б не было воды,
не было и кружки,
Если б не было девчат –
кто бы пел частушки.
На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги,
Под горой сидит корова –
Надевает сапоги.
Сидит ёжик на берёзе –
Белая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
Ведущая 1: Какой же праздник без игры? Традиционные игры и состязания сопровождали все народные гуляния (в честь коляды, масленицы, Весны и другие). На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачные бои», «Взятие снежного городка».
Ведущая 2: А, чтобы взять снежный город тут уж не обойтись без снежков.
Чтец 3:
Игры любит стар и млад –
Кто же поиграть не рад!?
Кто – то любит игры сидя,
А кому – то надо прыгать!
На траве повеселиться,
Поиграть и порезвиться!
Ведущая 1: И мы сейчас с вами будем играть в игру «Снежки».
Команды становятся за скамейкой напротив друг друга. Каждый участник получает в руки снежок. По команде начинают перебрасываться снежками. По свистку останавливаются, на чьей стороне меньше снежков тот и побеждает.
Ведущая 2: Игра в снежки была традиционной и любимой игрой на зимних праздниках всех народов России, наверно потому что Россия – северная страна и зимой у нас много снега.
Выступление второклассников:
Земля, на которой мы живем, Ханты – Мансийский округ, – историческая родина народов Севера: ханты и манси. Среди народов Севера наиболее распространены такие народные игры: гонки на оленьих упряжках, прыжки через нарты, бросок камня через реку, перетягивание палки. Мы предлагаем посоревноваться и выйти на сцену по 1 мальчику от каждой группы. Сейчас проведем игру «Перетягивание палки».
Проводится игра «Перетягивание палки». Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног.
Ведущая 1: Мы знаем, что в нашей школе учатся дети разных национальностей. И, сейчас, я предлагаю вам сыграть ещё в одну народную игру. А вы догадайтесь, какой же народ её придумал и как она называется?
Выступление четвероклассников:
Выходит группа четвероклассников, помогают провести игру.
Кто будет играть в интересную игру?
А в какую - не скажу!
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.
Ведущие помогают третьеклассникам провести игру. Выбирают водящего и «маляра», остальным детям - «краскам» дают цвета, так, чтобы не слышал «маляр». Далее «маляр» подходит к водящему и говорит:
-Бабушка, бабушка, я пришел за краской, разрешите взять?
- У меня, дружочек, красок много. Какую тебе дать?
«Маляр» называет, а «краска». Услышав свое название пытается убежать до второй линии, если не успел, «маляр» отводит её в свой дом.
Ведущая 1: Как называется эта игра? (Дети называют игру). Вы наверно удивитесь, но мы сейчас играли в народную татарскую игру - «Буяну-буяну» или, как вы говорите «Краски». В эту игру играют дети разных национальностей в разных уголках России и поэтому нам трудно сказать, кто её придумал, но вы теперь об этом знаете.
Ведущая 2: Россия - многонациональное государство. Её населяют более 180 национальностей. В России живут разные народы: русские, ненцы, ханты, коми, татары, башкиры и другие. Каждый народ имеет свои национальные традиции. У каждого народа есть свои танцы, песни, игры. Многие русские игры широко известны среди других народов. В свою очередь русские люди охотно осваивали игры коренного населения той или иной местности. Так происходил и происходит многосторонний обмен национальными играми. При этом каждый народ вносит в игру новые элементы, отражающие его культуру.
Ведущая 1: Народные игры похожи на чудотворную сказочную воду. Эта вода оживляет человека, учит ценить жизнь и бороться с неправдой и ложью.
Ведущая 2: Вам понравились наши игры? Интересно, весело было снами играть? А в какие игры вы любите играть?
Дети отвечают, называя игры, в которые они играют в наше время.
Ведущая 1: Да, в связи с новыми изобретениями, с появлением новой техники: телевизоров, компьютеров, игрушек, которые можно купить в любом магазине, изменились ваши игры.
А какие игры вам больше нравятся, о которых мы рассказали или компьютерные? (если ответят компьютерные – Безусловно, в компьютерные можно играть, но если соблюдать правила и играть в них не более ….. минут в день)
Ведущая 1: В современные игры любят играть дети всего мира. Россия – часть мира. Россия – наше государство, это наша Родина, это дом и двор, где проходит ваше детство, это школа, в которую вы первый раз пришли с цветами, радостные и взволнованные. А теперь, представьте, что вы на уроке и я предлагаю сыграть в игру «Верю - не верю».
Игра «Верю - не верю»
Верите ли вы, что:
1. Снежки являются одной из любимых игр народов России (Да)
2. В России живут народы разных национальностей (Да)
3. «Буяну-буяну» русская игра (Нет)
4. Ханты – Мансийский округ – южный край России. (Нет)
5. Среди народов Севера наиболее распространены были игры: гонки на оленьих упряжках, прыжки через нарты. (Да)
6. Праздники, народные гуляния всегда обходились без игр. (Нет)
7. Можно сосчитать все игры в мире. (Нет)
8. На время Олимпийских игр в Древней Греции даже прекращались войны. (Да)
9. Играя, мы становимся ловкими, сильными, выносливыми. (Да)
10. Игра не развивает смекалку и фантазию. (Нет)
11. Во время увлекательной игры, вы находите себе новых друзей. (Да)
Ведущая 1: Игры - наше общее достояние культуры и мы должны их знать, помнить, чтобы передать будущим поколениям.
Чтец 4
Потому что старое
Нового не портит, а вкус придаёт,
Да работу уму даёт!
Хоть шуткой, хоть смехом,
Да было бы дело с успехом.
Народы России создали много разнообразных игр, которые помогают нам жить в мире и дружбе. Мы разные и мы все вместе, а все вместе мы – россияне, потому, что у нас одна Родина – Россия.
Песня «Большой хоровод»
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.
5