12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малыгина Татьяна Петровна90

Роль информационно – коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников

Недавно в нашем городе проходил конкурс ученических проектов «Создаю, исследую, созидаю…», членом жюри которого мне довелось быть. Вдохновленная творческими работами обучающихся, я решила провести собственное педагогическое исследование. Целью которого было бы выяснить: целесообразно ли использование информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальных классах. Итак тематическое поле определено. А вот практические результаты, которых мне хотелось бы достичь – это выбрать наиболее эффективные формы работы с применением ИКТ для обучающихся начальных классов.

Приступив к аналитическому этапу моего проекта, выяснила, что, в зависимости от возрастных особенностей, в начальных классах применяются различные варианты компьютерных (новых информационных технологий). Во-первых, "проникающая" технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. Из собственного опыта работы хочу отметить, что данный вариант ИКТ наиболее востребован в начальной школе. При этом используются вспомогательные образовательные средства ИКТ (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия). Во-вторых, "основная" технология - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей. Учитывая возрастные особенности младших школьников, данный вариант ИКТ используется только при организации учебного процесса с использованием ЭОиДОТ. При этом задействованы такие образовательные средства ИКТ как интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции). Использование третьей "монотехнологии" - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера, в начальном звене затруднительно.

Приступая к практическому этапу моего проекта, хочу отметить, что все исследования мною проведены среди обучающихся четвертого класса с учетом мониторинга роста в течение всего обучения в начальной школе. На начало первого класса лишь 5% учащихся владели навыками деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях. В данный момент школьники демонстрируют:

- знания основных компьютерных офисных приложений, включая текстовый процессор, электронную таблицу, базу данных; способов поиска, хранения, обработки и передачи информации (95%);

- умения использовать способы работы с информацией (поиск, обработка, сохранение, передача, представление) (98%);

- умения искать и находить требуемые веб-сайты и использовать Интернет-сервисы; использовать подходящие средства формы (презентации, графики, диаграммы, карты) для комплексного понимания полученной информации (96%).

Теперь несколько слов о преимуществах и недостатках использования ИКТ на уроках в начальной школе. Преимущества очевидны. Это и повышение познавательной активности и мотивации получения знаний за счет использования электронных и информационных ресурсов с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы). И создание положительного эмоционального настроя на уроке при помощи средств с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы). И применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов, позволяющих за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность дифференцированного подхода к выбору сложности заданий. Что касается недостатков использования ИКТ в начальной школе, то, на мой взгляд, он один, но существенный – это дефицит времени. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках. И существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Подводя итог моего исследования, прихожу к выводу, что использование информационно – коммуникационных технологий на уроках в начальной школе не только целесообразно, но и весьма эффективно. В своей практической деятельности внедряю их с 2012 года. На различных этапах обучения. Начиная с работы в «Школе будущего первоклассника». Особенно широко при проведении уроков, требующих демонстрации наглядного материала использую средства ИКТ с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы). И при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных родительских собраний. Но использовать данные технологии предполагаю дозировано и с учетом возрастных особенностей каждого года обучения в начальной школе.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.