Роль классного руководителя в формировании ЗОЖ учащихся
Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся
Здоровье – это не подарок, который человек получает
один раз и на всю жизнь, а результат сознательного
поведения каждого человека и всех в обществе.
П. Фосс.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными неврозами. 30 – 35% детей, которые поступают в школу, уже имеют хронические заболевания.
Поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к социально-экономическим условиям жизни общества, но и к формированию своего образа жизни.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
Первостепенная роль в овладении умениями, навыками, способами здоровьесберегающей деятельности принадлежит классному руководителю - непосредственному и основному организатору учебно-воспитательной и внеклассной работы в классе. Классный руководитель объединяет усилия всего педагогического коллектива и родителей в следующих аспектах: формирование у учащихся осознанной потребности ведения здорового образа жизни; воспитание бережного отношения к своему здоровью, как наивысшей ценности для личности, общества, государства; усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; привитие навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3. Организация оздоровительной работы.
Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности классного руководителя.
Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи, которые я как классный руководитель ставлю в своей работе на первое место:
- обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снизить уровень заболеваемости учащихся;
- сохранить работоспособность на уроках;
- сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
- содействовать вовлечению детей в спортивно - оздоровительную работу.
Проводимые мною мероприятия:
- Профилактика травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда, ведение классного журнала техники безопасности.
- Классные часы и беседы, направленные на формирование потребности здорового образа жизни учащихся, по темам: «Спорт и профилактика болезней», «Здоровое поколение», «Здоровая еда» и т.п.
- Участие класса в различных конкурсах на темы здорового образа жизни.
- Участие отдельных учеников из класса в спортивных школьных, краевых мероприятиях.
- Тесное сотрудничество с учителем физической культуры, СБО.
- Мониторинг занятости учащихся, вовлечение их в спортивные секции.
- Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические классные собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний знакомлю их с памяткой по сохранению здоровья детей:
Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.
Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!
- Во время уроков, внеклассных занятий стараюсь замечать эмоциональное состояние каждого ученика, при необходимости корректирую его: быстро анализирую причину отрицательного эмоционального состояния ребенка, объективно оцениваю свое влияние на эмоциональное состояние учащегося. Воспитательные моменты на уроках, внеклассные занятия строю таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным, провожу контроль успешности обучения и воспитания.
- Дополнительные направления работы по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, по созданию условий сохранения здоровья младших школьников:
- организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного порядка в классе дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирание пыли, смена обуви), а также контроль за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятностью и др.
- оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по стопроцентному охвату всех учащихся горячим питанием в школьной столовой).
В ходе педагогической деятельности, я убедилась, что формированию ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью способствует:
-формирование позитивной внутренней мотивации ребенка к обучению, уверенность в своих силах;
-формирование положительного настроя к здоровому образу жизни.
Результатом работы классного руководителя по формированию ЗОЖ является то, что учащиеся должны:
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- выполнять правила личной гигиены;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
- знать о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- знать о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Я считаю, что задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества учащихся, родителей, учителей-предметников, медицинских работников, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как ценность, выбрать здоровый образ жизни.
Грамотно выстроенная система формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни помогает сохранить здоровье школьников. Здоровый образ жизни во многом способствует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности.
Таким образом, классный руководитель играет значительную роль в формировании здорового образа жизни учащихся.
Литература
Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33.
Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., № 2
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2010. – С. 272.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).